Интервью

14 июля 2014 года
Сергей ЩЕРБАКОВ

Усилия бизнес-сообщества по наведению порядка на промысле краба оцениваем положительно

Сергей ЩЕРБАКОВ, Начальник Погрануправления ФСБ России по Камчатскому краю

Сохранение запасов краба – вопрос, который лежит в плоскости защиты экономических интересов государства. Ради получения прибыли браконьеры прибегают к всевозможным ухищрениям. Для борьбы с незаконным промыслом краба в последние годы задействован механизм межправительственных соглашений: с помощью специальных сертификатов, подтверждающих законность добычи, предпринимаются попытки перекрыть нелегальным уловам путь на рынок стран АТР. Однако, как отмечают специалисты, прежде всего необходим эффективный контроль за промыслом в российских водах. О том, как в 2013 году проводилась работа по охране крабовых запасов, в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал контр-адмирал, начальник Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю Сергей Щербаков.

Прошлый год был отмечен значимым событием: после нескольких лет действия запрета удалось открыть промысел камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. Для того чтобы ситуация с запретом не повторилась, важно бороться с браконьерством и беречь ценный биоресурс. В связи с этим вопрос: каким образом была организована работа пограничников в ходе крабовой путины на Западной Камчатке в 2013 году?

– Деятельность пограничного управления была организована в плановом порядке и проводилась в интересах решения главной задачи по пресечению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого вылова крабов и вывоза крабовой продукции в иностранные порты в целях предотвращения экономического ущерба РФ в период добычи крабов. С помощью комплекса контрольно-проверочных, информационно-аналитических, административно-правовых и иных мероприятий во взаимодействии с природоохранными и правоохранительными органами было обеспечено:

- выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности в сфере промысла крабов;

- своевременное выявление, предупреждение и пресечение сверхлимитного вылова крабов с использованием информационно-аналитических технологий для целенаправленного применения сил и средств;

- пресечение незаконной добычи крабов судами, не имеющими разрешений на промысел, неконтролируемых перегрузок в морском пространстве и вывоза живых крабов за пределы исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- недопущение контрабандных поставок водных биоресурсов из России в порты стран АТР.

С учетом обстановки в районах промысла были организованы выходы пограничных кораблей и патрульных судов с группами инспекторов на борту для целевой проверки промысловой деятельности флота. Особое внимание обращалось на проверку судов, имеющих незначительные квоты на добычу крабов, и судов, представляющих сведения о явно заниженных объемах вылова крабов. Одновременно в целях выявления возможных районов выгрузки неучтенной продукции на неустановленные суда анализировалась промысловая деятельность флота, добывающего крабов.

Результаты анализа и информация о возможных противоправных действиях судов своевременно доводились до командиров пограничных сторожевых кораблей, капитанов патрульных судов для последующей проверки флота.

Итоги служебной деятельности пограничного управления по пресечению ННН-промысла крабов в 2013 году высоко оценил президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. Он адресовал особые слова благодарности нашим подразделениям, участвовавшим в осуществлении государственного контроля промысла крабов, а также Департаменту береговой охраны ПС ФСБ России за пристальное внимание к проблемам крабового промысла в Дальневосточном регионе.

Александр Дупляков, в частности, отметил, что усиление контроля со стороны пограничной службы и реализация международных соглашений по борьбе с ННН-промыслом существенно сократили влияние незаконной добычи биоресурсов на состояние их запасов. Это подтверждает и статистика импорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона крабовой продукции из России, в дальнейшем указанная тенденция будет не только сохраняться, но и усиливаться. Способствовать этому должны новые для современного крабового промысла механизмы.

Важна и работа по противодействию ННН-промыслу на международном уровне. Так, очередным шагом по недопущению поставок в корейские порты продукции из незаконно добытых крабов российского происхождения стало принятие Республикой Корея поправок к Закону об океаническом рыболовстве и подзаконных актов к нему, касающихся проведения корейскими компетентными органами портовой инспекции в отношении российских судов и судов под флагами третьих стран.

16-18 апреля состоялась 23-я сессия российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, в работе которой принимали участие представители Погранслужбы ФСБ России. Достигнута договоренность о том, что если российская сторона до 1 сентября 2014 года не предъявит корейской обоснованных претензий по фактам выгрузки c судов РФ и судов под флагами третьих стран в корейских портах продукции из крабов российского происхождения, на которую не выдавался сертификат происхождения, (независимо от того, следует ли эта продукция на территорию Республики Корея или предназначена для транзита в третьи страны), то корейской стороне будет выделена дополнительная квота на вылов минтая – 10 000 тонн. При этом российская сторона отметила, что выделение дополнительных квот увязывается с выполнением Южной Кореей обязательств по обеспечению конкретных действий, направленных на практическую реализацию межправительственного соглашения по ННН-промыслу от 22 декабря 2009 года.

Как вы считаете, показал ли свою эффективность специально созданный штаб крабовой путины? Расскажите, пожалуйста, подробнее, как он осуществлял свою деятельность. Планирует ли погрануправление продолжать работу в штабе в 2014 году?

– По данному вопросу необходимо внести уточнение: взаимодействие природоохранных и правоохранительных органов, территориальных органов исполнительной власти Камчатского края и координацию их деятельности в охране морских биоресурсов и осуществлении государственного контроля в этой сфере организует объединенный штаб, созданный в соответствии с п.2. ст.35 федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ». В его состав входят представители министерства рыбного хозяйства Камчатского края, регионального управления ФСБ России, Управления МВД России по Камчатскому краю, Камчатской таможни, Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства, Управления ФНС России по Камчатскому краю, КамчатНИРО, Камчатского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», ФГУ «Администрация морского рыбного порта Петропавловск-Камчатский», отдела по надзору на море по Камчатскому краю департамента Росприроднадзора по ДФО и др.

В целях проведения совместных, скоординированных по времени и месту контрольно-проверочных мероприятий, направленных на упреждающее вскрытие попыток совершения противоправной деятельности в сфере промысла крабов в ущерб экономическим интересам государства, был разработан и реализован «Межведомственный комплексный план мероприятий по осуществлению контроля вылова (добычи) крабов». Участники – Управление ФСБ России по Камчатскому краю, Управление МВД России по Камчатскому краю, Камчатская таможня, Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства.

В соответствии с планом было организовано:

- проведение совместных мероприятий по направлениям деятельности по обеспечению соблюдения природопользователями законодательства РФ в период промысла крабов и противодействию вывоза крабовой продукции за пределы Российской Федерации;

- контроль промысла крабов путем информационно-аналитической работы и контрольно-проверочных мероприятий в отношении промысловых судов в районах промысла и контрольных пунктах (точках);

- осуществление контроля запретных районов и прикрытие маршрутов вывоза добытых крабов и крабовой продукции за пределы исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- направление в министерства и департаменты по рыбному хозяйству администраций дальневосточных регионов информации о судах, допустивших нарушения российского природоохранного законодательства;

- информирование региональных органов исполнительной власти и территориальных управлений Росрыболовства в ДФО о нарушениях природоохранного законодательства, допущенных должностными и юридическими лицами, для принятия мер по расторжению договоров о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов, в том числе крабов;

- осуществление обмена информацией с пограничными ведомствами (береговой охраной) государств Тихоокеанского региона по судам, подозреваемым в незаконном вылове крабов и обороте крабовой продукции, в целях принятия в отношении них мер, предусмотренных российским законодательством.

Сколько вообще судов было задержано по подозрению в нелегальном вылове и транспортировке краба в зоне ответственности пограничного управления за 2013 год? Какие суда среди них преобладают российские или «подфлажники»? Выявлялись ли факты добычи крабов под видом легального промысла других объектов, факты превышения разрешенных объемов вылова крабов?

– Всего в зоне ответственности пограничного управления за нарушения природоохранного законодательства РФ и правил рыболовства на промысле крабов в прошлом году было задержано 12 судов, в том числе 7 «подфлажников». За январь-апрель 2014 года задержано 6 судов, занимавшихся незаконным промыслом краба, среди них 1 «подфлажник». Наиболее характерными формами и методами противоправной деятельности в сфере промысла крабов являются:

- использование добывающих и транспортных судов под «удобными» флагами;

- ведение промысла краба без разрешения;

- сокрытие от учета добытого краба и крабовой продукции;

- превышение объемов вылова.

Также среди недобросовестных пользователей биоресурсов действительно распространился незаконный промысел краба под прикрытием добычи других объектов – таких, как треска, креветка или краб менее валютоемких видов. Доказать факт подобного промысла весьма непросто, для эффективной борьбы с подобного вида деятельностью необходимо изменение соответствующих статей законодательства.

Каким образом было налажено взаимодействие пограничного управления с предприятиями-добытчиками крабов? Велась ли разъяснительная, профилактическая работа, нацеленная на предупреждение незаконного освоения крабовых запасов?

– Необходимо заметить, что пограничное управление не выделяет в отдельное направление работу конкретно с предприятиями-добытчиками крабов. Наша работа организована с руководителями всех рыбодобывающих компаний Дальневосточного региона. При этом для нас очевидно, что эффективность работы по выявлению, предупреждению и пресечению противоправной деятельности в сфере промысла в значительной мере зависит от тесного сотрудничества между пограничными органами и органами государственной власти, а также пользователями водными биоресурсами.

Поэтому в 2013 году мы дважды приглашали руководителей рыбодобывающих компаний Дальнего Востока для обсуждения проблем, связанных с организацией государственного контроля промысла морских биоресурсов, уточнения порядка получения заявок от руководителей рыбодобывающих компаний и капитанов судов на необходимое количество инспекторов для контроля перегрузов.

Важное место в нашей деятельности отводится мероприятиям превентивного характера, с целью задействования потенциала руководителей рыбодобывающих компаний. В их адрес готовятся и направляются письма о фактах нарушения капитанами судов российского природоохранного и пограничного законодательства.

В целом проводимая работа дает положительные результаты с учетом того, что руководителям рыбодобывающих компаний предоставлена реальная возможность получать ответы и решать возникающие проблемные вопросы в ходе совещаний непосредственно с руководством пограничного управления.

Как вы оцениваете усилия рыбацкого сообщества – Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока по наведению порядка на крабовом промысле (организация, в частности, выдвигала предложения по регулированию промышленного лова, которые нашли отражение в приказе Минсельхоза по минимальным объемам добычи крабов на судно и т.д.)?

– Оцениваем исключительно с положительной стороны. Достаточно сказать, что именно благодаря активному участию Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока было достигнуто следующее:

- в октябре 2013 года было принято решение об открытии промысла камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах;

- путина на Западной Камчатке в прошлом году показала, что крабовый промысел может быть действительно эффективным и что реально могут быть высокими показатели, характеризующие его качество;

- к осуществлению контроля крабовой путины конца 2013 года были привлечены все уполномоченные органы.

И самое главное, участие ассоциации в наведении порядка на промысле краба позволило предупредить в период путины массовые нарушения природоохранного законодательства РФ и правил рыболовства, незаконное освоение крабовых запасов недобросовестными пользователями.

Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Июль 2014 г.