Интервью

26 декабря 2014 года
Председатель Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергей ТАРУСОВ

В рабочем диалоге

Сергей ТАРУСОВ, Председатель Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина

Рыбное хозяйство играет ведущую роль в экономике Камчатского края. Осознавая значимость этой отрасли для жизни и развития региона, создавать условия для ее полноценного функционирования стараются обе стороны – и местные рыбопромышленники, и правительство края. На совещаниях и круглых столах такой симбиоз бизнеса и власти часто называют модным словом «кластер». Для самих же рыбаков это реально действующая схема работы с коллегами, руководством Камчатского края и иных госструктур, а также отраслевой наукой для решения актуальных вопросов и реализации проектов развития.

Традиционно наиболее активное участие в жизни отрасли и края в целом принимают крупнейшие камчатские рыбохозяйственные предприятия. За десятилетия структура таких компаний превратилась в слаженно работающий, самодостаточный механизм. Сегодня это позволяет им решать не только экономические задачи собственного развития, но и брать на себя серьезную социальную ответственность. Для таких крупных игроков общение с властью представляет собой полноценный диалог.

О том, как складывается такое общение и какие вопросы беспокоят камчатских рыбаков сегодня больше остальных, корреспонденту журнала «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал председатель Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергей Тарусов.

Сергей Борисович, на Камчатке работает свыше 400 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность, численность занятых в отрасли превышает 16 000 человек. Как изнутри выглядит работа по формированию единой позиции региона в актуальных «рыбных» вопросах?

– Прежде всего, это систематический, постоянный характер взаимодействия с региональными властями. Как только появляется острая тема, мы собираемся для обсуждения. Кроме того, у нас существует Камчатский рыбохозяйственный совет, который собирается раз в квартал. Возглавляет его министр рыбного хозяйства – заместитель председателя правительства Камчатского края Владимир Галицын. Фактически это управляющий орган рыбохозяйственного комплекса Камчатки. В него входят и рыбопромышленники, и отраслевая наука, и представители правительства края, Росрыболовства и других структур. На совете подводятся итоги путин, обсуждаются планы на будущее, вопросы законодательства, корректировки и распределения общего допустимого улова и многое другое. Так что у нас заседания рыбохозяйственного совета – это не простая формальность, а рабочий инструмент для решения насущных вопросов.

Существует и Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, возглавляемый Сергеем Тимошенко. Объединение представляет позицию камчатских рыбаков и выходит с инициативами от рыбопромышленников края на уровень Федерального агентства по рыболовству, Правительства РФ и т.д.

Какие темы звучат сегодня на встречах с властью и заседаниях рыбохозяйственного совета?

– Остро вопрос сегодня стоит по постановлению Правительства № 560 – тема очень серьезная и затянувшаяся. Есть проблема многократного пересечения государственной границы рыбопромысловыми транспортами при следовании из Петропавловска-Камчатского. Почему-то именно для наших судов сделано исключение: если ты везешь что угодно, кроме рыбы, ты можешь свободно пересекать госграницу, а если на борту улов или рыбопродукция – изволь получить разрешение от пограничных органов.

Об этом уже много сказано и многое делается для решения, но на протяжении нескольких лет ситуацию пытаются урегулировать временными мерами. Мы все-таки надеемся, что в ближайшее время, наконец, произойдут кардинальные перемены и главным результатом станет то, что пересечение государственной границы при ведении промысла будет носить уведомительный характер и мы уйдем от таких процедур, как оформление, подача заявок в пограничные структуры, ожидание ответа и всего прочего. Пока все это существенно сужает наши возможности при ведении промысла, и мы несем большие потери из-за неповоротливости существующего механизма. Да, в свое время 560-е постановление решило проблему пересечения госграницы, но хотелось бы, чтобы сегодня документ был усовершенствован. Это облегчило бы работу и российским рыбакам, и пограничным органам.

В настоящее время поправки, предложенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, уже получили одобрение профильного комитета Госдумы.

– Мы живем в постоянном напряжении и пристально следим за развитием событий. Надеемся, что с учетом того широкого освещения и внимания, которое получила эта проблема, поправки по «многократке» будут приняты уже в ближайшее время. 

Горячо сегодня обсуждаются и поправки в закон о рыболовстве, предложенные Росрыболовством.

Этот вопрос тоже вышел за рамки узкоотраслевого и привлек повышенное внимание общественности. А что именно беспокоит камчатских рыбаков в предлагаемых поправках?

– Конечно, в первую очередь это предложения Росрыболовства по поводу введения размерных ограничений для флота, ведущего промысел в прибрежных водах. В частности, предлагается ограничить длину корпуса таких судов 36 метрами. Фактически шесть месяцев в году, с ноября по апрель, нам приходится работать в тяжелых штормовых условиях. Если нас обяжут добывать и доставлять на берег рыбу на таких небольших судах, для Камчатки это будет означать лишь одно – отрасль встанет.

Сегодня Камчатка признана стратегически важным регионом для России. А состояние рыбной отрасли в значительной степени определяет социально-экономическое положение края и прежде всего прибрежных населенных пунктов. Поэтому прибрежное рыболовство является для нас важнейшей и неотъемлемой составляющей отрасли.

Для РК им. Ленина 50% всей переработки на береговой фабрике приходится на сырье, поступающее с прибрежного промысла. На предприятии у нас работает порядка 1600 человек и более половины – непосредственно связанных с «прибрежкой». Но если ограничение получит законную силу, то, безусловно, наши заводы зимой просто-напросто остановятся, люди останутся без работы.

Поэтому мы считаем, что предлагаемая норма закона существенно ущемит права рыбаков-прибрежников. И если руководство страны в приоритете ставит задачи по развитию субъектов, прибрежных кластеров, по доставке уловов на российский берег, то необходимо направлять все усилия на создание благоприятных условий для этого. У рыбака должно быть стремление поставлять свежий сырец для дальнейшей переработки на берег, а не искать способы выжить вопреки действующему законодательству.

А как вы относитесь к такой идее, чтобы вообще уйти от разделения на прибрежное и океаническое рыболовство?

– Вы знаете, в этом есть разумное зерно. Может быть, действительно стоило бы снять эти разграничения. Ведь «прибрежка» и «экономзона» – это искусственно веденные понятия. На мой взгляд, эффективнее было бы поощрять рыбаков, которые работают для берега, снижением стоимости ресурса или другими льготами. И не важно, откуда ты везешь эту рыбу – из прибрежных вод или исключительной экономической зоны. Мы можем возить и из Берингова моря на перерабатывающую фабрику в Петропавловск-Камчатский – это наше личное дело. Но опять же, если нас ограничат 36 метрами, то что мы сможем привезти? Никакой экономики не будет.

Поэтому прежде, чем принимать такие решения, хотелось бы, чтобы в первую очередь законодатели руководствовались какими-то экономическими показателями – у вводимых норм должна быть целесообразность экономическая.

А как вы оцениваете предложение повысить порог обязательного освоения квот с 50% до 70% за два года?

– В этом мы, скорее, поддерживаем руководство отрасли. Если у предприятия есть ресурсы, оно должно их осваивать максимально. А у нас сегодня существуют компании, которые вообще не имеют средств, судов, но получают квоты – об этом много говорилось. Поэтому такую идею мы разделяем.

А ваш рыболовецкий колхоз свою квоту полностью осваивает?

– Мы осваиваем квоты на 90% и больше. Более того, нам не хватает собственных ресурсов, поэтому после освоения своей квоты нам приходится значительную долю докупать у других компаний.

В этом плане хорошо выручают неодуемые объекты, например сайра.

Как ваше предприятие отработало в этом году на сайровой путине?

– В этом году в экспедиции у нас было задействовано шесть судов: пять добытчиков и одна плавбаза «Виктор Гаврилов», на которую производилась сдача сырца. Экспедиция сработала очень хорошо, в нынешнем году нам удалось достичь рекордного показателя по вылову – около 9 000 тонн. Часть продукции – мороженого сырца – будет поступать на нашу береговую фабрику в Петропавловск-Камчатский для последующей переработки: будем выпускать консервы из сайры.

Для вас этот объект является экономически выгодным?

– Скажу больше: с каждым годом он играет все более важную роль в нашей производственной деятельности. Когда-то мы начинали осваивать сайру с 1000 тонн. И очень правильно, что сегодня Росрыболовство сняло ограничение на вылов этого объекта, поскольку, например, наша доля по сайре была значительно меньше того, что мы способны были вылавливать. В дальнейшем мы планируем добывать сайры 10 000 тонн и более.

Но в целом я уверен: если компания нормально подготовилась к промыслу и имеет хорошие производственные мощности (добывающие и перерабатывающие), то она способна работать в плюсе на любом объекте.

А как вы доставляете свою продукцию на широкий российский рынок, на континент?

– Здесь мы сталкиваемся с другой серьезной сложностью – это проблема логистики, которая не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Если брать ту же лососевую экспедицию, когда начинается массовый подвоз красной рыбы в порты Приморского края, моментально стоимость перевозки возрастает в 2-3 раза. То же самое происходит с сельдью. Если мороженую охотоморскую сельдь мы сегодня продаем во Владивостоке по 13-20 рублей, то с учетом доставки в магазинах она стоит уже 100 рублей.

Эта проблема озвучивалась на самых высоких уровнях, и, надеемся, она получит решение. Потому что сегодня доставка рыбы на территорию России с Дальнего Востока – это глобальный нерешенный вопрос логистики в масштабах страны и этим необходимо заниматься на правительственном уровне. Должна быть, к примеру, жесткая ставка на перевозку рыбы, которая не будет колебаться в течение года.

Северным морским путем в этом году рыбу не отправляли, но все-таки это направление рассматривается камчатскими рыбаками как альтернатива железной дороге?

– Севморпуть, конечно, направление очень хорошее и перспективное, но в настоящий момент по продолжительности использования оно сильно ограничено. Период, когда Северный морской путь доступен для перевозки рыбы имеющимися у нас транспортами, длится всего месяц, а мы ведем промысел круглогодично. Каждый день мы отгружаем продукцию, ее необходимо постоянно отправлять – мы не можем себе позволить накапливать десятки тысяч тонн рыбы, чтобы потом отправить ее всю за месяц-полтора.

Поэтому для августа схема доставки Северным морским путем, конечно, имеет право на существование, а уже в феврале это просто нереально.

Возвращаясь к вопросу о стоимости рыбы, наверно, стоит учитывать, что камчатская продукция наиболее заметно, в сравнении с другими субъектами РФ, «обрастает» высокими тарифами на электроэнергию?

– Электроэнергия у нас, конечно, значительно дороже, чем в центральной России – раза в 2-3. И это влияет на себестоимость продукции. Но боюсь, что от этой проблемы мы никуда не денемся, а значит, надо снижать влияние других факторов. Если будут решены хотя бы вопросы логистики и удастся снизить стоимость доставки, это уже заметно скажется на доступности камчатской рыбопродукции для остальных регионов нашей страны.

Как и для большинства «рыбных» регионов, для Камчатского края серьезной проблемой является утилизация отходов рыбопереработки. На вашем предприятии как решается этот вопрос?

– Вопрос действительно актуален, в первую очередь для береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Мы планируем использовать для решения этой проблемы современные технологии. В частности, на нашей береговой фабрике в Петропавловске-Камчатском в ближайшее время планируем установить рыбомучную установку от AlfaLaval, чтобы соответствовать всем экологическим нормам. Правда, это решение не из дешевых, но нам важен гарантированный хороший результат. Сегодня отходы с нашей береговой фабрики мы продаем коммерсантам, которые перерабатывают их в муку, но в будущем планируем самостоятельно заняться этим делом.

А как вы оцениваете предлагаемые камчатскими депутатами меры стимулирования предприятий к модернизации перерабатывающих производств и более кардинальные предложения – о лишении квот на вылов тех компаний, которые не имеют оборудования для утилизации отходов?

– Эту проблему действительно необходимо решать, потому что на Камчатке есть факты, когда компании просто вывозят за город и тоннами сбрасывают или закапывают свои отходы переработки. В результате страдает и экология, и экономика.

Но методы стимулирования предприятий к модернизации, безусловно, будут здесь более уместны. Я считаю, предприятиям надо просто дать время на решение этого вопроса, какой-то разумный срок – 2-3 года. А так понимание важности и выгодности переработки отходов сегодня у промышленников уже есть. Ведь, по большому счету, приобретая хорошие РМУ, можно решать и экономические вопросы, производя качественную рыбную муку и жир, востребованные на рынке.

Сергей Борисович, в заключение хотелось бы переключиться с многочисленных проблем на успехи вашей компании. Все-таки 85 лет работы в отрасли и постоянного развития колхоза – это серьезный показатель верно выбранного курса. Что является ориентиром для РК им. Ленина?

– Я всегда считал и продолжаю считать, что главный ресурс любого предприятия – это люди. Мы стараемся уделять больше внимания социальным аспектам, помогать нашим работникам абсолютно во всех ситуациях: бытовых, жилищных и т.д. Но не забываем и о ветеранах, пенсионерах, которые уже отработали в колхозе и ушли на заслуженный отдых, даже о тех, кто сменил место жительства, покинув Камчатский край. У Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина есть подшефные организации: Елизовская школа-интернат № 1, помогаем мы многим спортивным организациям, домам культуры, детским садам. Оказываем поддержку больницам города, которые часто обращаются к нам по поводу получения рыбопродукции или материальных выплат. Мы стараемся помочь всем, конечно, в меру своих возможностей, потому что заинтересованы в развитии тех территорий, того региона, с которым связаны наши планы на будущее.

Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»

Декабрь 2014 г.

На момент выхода интервью закон, который призван обеспечить уведомительный порядок неоднократного прохождения госграницы для флота рыбной отрасли, был одобрен Советом Федерации.