Интервью

16 марта 2015 года
Заведующий лабораторией ресурсов дальневосточных морей ТИНРО-Центра Игорь ГЛЕБОВ

Что могут найти рыбаки в Восточной Арктике?

Игорь ГЛЕБОВ, Заведующий лабораторией ресурсов дальневосточных морей ТИНРО-Центра

Ученые ТИНРО-Центра намерены расширить ресурсные исследования в восточной части Арктики – в морях Восточно-Сибирском, Чукотском и Лаптевых. Специалисты института подготовили программу на период 2015-2020 годы., основная цель которой - оценка рыбохозяйственного потенциала региона и мониторинг состояния биоресурсов. О перспективах промысла в этом суровом районе и о проводимых ранее работах Fishnews рассказал заведующий лабораторией ресурсов дальневосточных морей ТИНРО-Центра Игорь Глебов.

– Игорь Иванович, расскажите, давно ли рыбохозяйственная наука, ТИНРО-Центр, ведет исследования в Арктике?

– Сырьевые и другие исследования на Северном бассейне проводятся уже не один десяток лет. Ресурсы западной части российского сектора Арктики много лет находятся под наблюдением специалистов ПИНРО и других научно-исследовательских институтов. В зоне ответственности дальневосточных институтов находятся ресурсы восточной части океана – морей Чукотского, Лаптевых и Восточно-Сибирского. К изучению ихтиофауны и беспозвоночных в Чукотском море приступили еще в начале прошлого века, но такие работы были нерегулярными, в основном выполнялись планктонные и океанологические съемки. Первые рыбохозяйственные исследования главного промыслового объекта этого района – сайки – были проведены во время Тихоокеанской комплексной экспедиции 1932–1933 годов. Однако постоянных промысловых концентраций сайки обнаружено не было. Регулярные рейсы на научно-поисковых судах в Чукотское море начались только в 1960-х годах. В 1970 году был организован экспедиционный промысел сайки на обнаруженных скоплениях в районах севернее и южнее мыса Дежнева. Тогда вылов составил примерно 49,4 тыс. тонн. В дальнейшем НПС ТУРНИФ с научными сотрудниками на борту периодически заходили в Чукотское море для поиска скоплений сайки.

Наиболее исследованным районом можно назвать море Лаптевых, где в разные годы проводилось множество экспедиций, в том числе и в рамках международных проектов. Они позволили создать обширную базу по океанографии, гидрохимии, геохимии, метеорологии, геологии, но биологических данных было получено не так много, все-таки эти работы не имели рыбохозяйственной направленности.

Водная фауна Восточно-Сибирского моря изучена в еще меньшей степени – ледовые условия там наиболее суровы, а водоем сильно отдален как от западных, так и от восточных научных центров.

– Может ли сейчас наука на основе накопленных данных сказать, какие ресурсы и в каких районах наиболее доступны для промысла?

– Из трех перечисленных морей самое богатое на промысловые водные биоресурсы, несомненно, Чукотское. Самым высокопродуктивным районом в российской части Чукотского моря является его юго-западная часть между островом Врангеля и Беринговым проливом. Биомасса макробентоса на некоторых участках там может превышать 4 кг/м². Из 30 встречающихся в траловых уловах видов рыб наиболее массовая – сайка. Однако живет она мало и по природе склонна к резким изменениям численности. Выполненные в начале 2000-х съемки в Беринговом и Чукотском морях показали, что численность этой рыбы находилась на достаточно высоком уровне. Но в последующие годы уже отмечалось заметное снижение количества сайки. Тем не менее это пока что единственный рыбный объект, способный формировать промысловые скопления.

Кроме сайки в Чукотском море можно отметить еще мойву, сельдь и несколько видов лососей (кета, нерка, чавыча). Численность этих рыб в пределах исследованных акваторий невысока, однако они могут представлять интерес для местного населения.

Помимо рыб, промысловое значение в Чукотском море могут иметь еще ракообразные и моллюски. В экспедициях нам встречались плотные скопления краба-стригуна опилио. Кроме того, в прошлые годы отмечался высокий уровень численности других видов донных беспозвоночных – креветок, брюхоногих и двухстворчатых зарывающихся моллюсков. Также мы неоднократно замечали, что в последние годы в Чукотском море стало гораздо больше рыб, проникающих в летний период из Берингова.

В то же время приходится признать, что масштабные комплексные исследования в восточных арктических морях выполняются периодически. С рыбохозяйственной точки зрения этот сектор океана практически не изучался целенаправленно. В последние годы в Чукотском море регулярно проводятся только наблюдения за морскими млекопитающими, в том числе и совместно с учеными США. Особое внимание уделяется белому медведю и традиционным объектам аборигенного промысла – моржу, серому киту, – а также особо охраняемому краснокнижному виду – сивучу.

– Почему сейчас тема арктических исследований стала такой актуальной?

– Интерес к этому району резко возрос по целому ряду причин. Это наличие сырьевых ископаемых ресурсов, транспортный транзит между Европой и Азией, военно-стратегическое положение региона и другие факторы. При этом активность проявляют не только государства Арктического бассейна – США, Канада, Норвегия, – но и страны, расположенные гораздо южнее – Китай, Япония, Республика Корея и другие. Однако природа Арктики очень уязвима в отношении антропогенных нагрузок, поэтому усиление хозяйственной деятельности требует постоянных научных исследований, в том числе рыбохозяйственных. Кроме того, и самой науке очень интересны состояние экосистем, сырьевых ресурсов арктических морей и перспективы рыбаков.

Специалисты ТИНРО-Центра подготовили комплексную программу исследований морей восточного сектора Арктики на 2015-2020 годы. Основными целями этой программы являются организация регулярного комплексного мониторинга экосистем морей Чукотского, Лаптевых и Восточно-Сибирского, а также оценка их потенциального рыбохозяйственного значения.

В море Лаптевых мы собираемся выйти уже в нынешнем году, а затем исследования продолжатся в 2017 и 2020 годах. В Чукотском море планируем выполнять рейсы раз в два года – экспедиции пока намечены на 2016, 2018 и 2020 годы. В Восточно-Сибирском море у нас предполагаются только две экспедиции, в 2017 и 2019 годы, так как этот район наиболее сложный для исследований.

– Какие суда будут использоваться для работы в Северо-Ледовитом океане?

– Безусловно, для проведения комплексных исследований необходимо судно ледового класса, позволяющее проводить работы даже в условиях разреженных ледяных полей. Но поскольку будут задействованы НИСы проекта 833 (к ним относятся «Профессор Кагановский», «ТИНРО» и другие), то возможные сроки экспедиций ограничиваются одним-двумя месяцами - с августа по сентябрь в зависимости от ледовой обстановки.

Константин ОСИПОВ, Fishnews

Март 2015 г.