В области промышленного рыболовства
Нехватка судов и устаревший флот на сегодняшний день – это реалии рыбной отрасли. Одной из важнейших задач для реализации Федеральным агентством по рыболовству является необходимость строительства серии крупнотоннажных траулеров для Дальневосточного бассейна в количестве 10 – 15 единиц. Проект 86-метрового крупнотоннажного траулера подготовлен.
Для реализации данной задачи предлагается использовать следующую модель, которая будет удовлетворять интересам как государства, так и рыбаков:
Федеральное агентство по рыболовству размещает заказ на первые два судна в серии, которые будут научно-производственными судами (НИС). Тем самым решаются две задачи: во-первых, приобретается для научных исследований новый флот и, во-вторых, снижается себестоимость судов, которые будут строить рыбодобывающие предприятия из этой серии. Таким образом, мы сможем существенно увеличить производительность труда и повысить рентабельность бизнеса, увеличить размер выплачиваемых налогов. В целом это даст нам доступ к долгосрочному и эффективному освоению рыбных ресурсов Мирового океана.
Для бизнеса и предпринимателей при строительстве судов из этой серии предлагается использовать следующую схему финансирования проекта: предприятие выплачивает аванс 10% из собственных ресурсов и в дальнейшем строит и эксплуатирует данное судно на условиях лизинга от государственной или частной лизинговой компании, причем федеральный бюджет компенсирует 2/3 процентной ставки. Аналогичная модель применяется с успехом в сельском хозяйстве, предоставление лизинга или кредита сроком на 10 лет. Вышеупомянутые модели представляют собой типовые схемы финансирования государствами рыбной отрасли, которые используются во всем мире. Мы не придумываем ничего нового, это стандартные условия развития рыболовства в мире в 21 веке. Безусловно, важной задачей является необходимость продления «исторического принципа» распределения долей. Это главный принцип капитализации отрасли, без которой невозможно обновление флота. При этом будет достигнут дополнительный положительный эффект для государства, в возможности размещения заказов на строительство судов на российских верфях с долей внутренней капитализации до 50%.
В области прибрежного рыболовства
Незамедлительно требуется изменить закон о рыболовстве в части доставки рыбы на берег и переработки рыбы, выловленной по прибрежной квоте, только на берегу, с использованием судов, которые могут только добывать. Эта рыба должна обрабатываться только на берегу.
Нужно предусмотреть возможность компенсации 2/3 процентной ставки кредитов, взятых на строительство рыбоперерабатывающих заводов и на развитие инфраструктуры, которая необходима для переработки рыбных ресурсов и доставки их на берег, включая порты, водозаборы, холодильники и электроэнергетику.
В области развития аквакультуры
Основной задачей в области развития аквакультуры является необходимость срочного проведения аукционов по распределению участков для выращивания гидробионтов на Дальнем Востоке России. В первую очередь в Приморском крае. Нужно учитывать, что для реализации стандартного проекта в области аквакультуры требуется не менее 5 лет с момента получения участка.
Важно на данном этапе включить компенсацию процентной ставки по кредитам, взятым на строительство и эксплуатацию рыборазводных заводов и плантаций аквакультуры, до момента выхода проектов на уровень окупаемости за счет федерального и регионального бюджетов. Это приоритетная задача, она касается всех дальневосточных субъектов, что позволит, в свою очередь, получить большой положительный эффект для государства по различным направлениям, включая увеличение численности и занятости населения на Дальнем Востоке и пр.
Решение представленных первоочередных задач позволит сохранить позитивные тенденции в отрасли, которые были достигнуты за прошлое десятилетие. Если в ближайшее время этого не сделать, то отрасль от позитивных тенденций перейдет в стагнацию.
Сергей Дарькин, президент ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ПАО «ТИГР»)
Fishnews
Май 2015 г.