– Петр Степанович, изначально была информация, что у руководителя Росрыболовства появится заместитель, который будет курировать Дальний Восток. И вас называли ключевым кандидатом на эту должность. Но затем ситуация, насколько я понимаю, изменилась.
– Да, произошли трагические события, скоропостижно скончался замруководителя Владимир Витальевич Соколов. Его функционал был закреплен за мной. Но идея определить куратора Дальнего Востока остается. Можно было закрепить за одним заместителем Северо-Запад (там ведь тоже много вопросов), а за другим – Дальневосточный регион. Чтобы была возможность более оперативно реагировать на ситуацию, с учетом более глубокого знания специфики территории. Поэтому я надеюсь, что мы распределим обязанности таким образом, что кураторство будет закреплено
– Тем более что президент и Правительство идут по такому пути, создавая ведомства, курирующие отдельные регионы, - например Минвостокразвития, Министерство по делам Северного Кавказа. А какие первоочередные задачи стоят перед вами в новой должности? Что считаете приоритетом?
– Прежде всего, это одна из основных задач, которая поставлена руководством, – мы должны актуализировать нашу стратегию по развитию отрасли с учетом реального положения дел. Это должен быть серьезный документ, в котором будут учтены интересы и государства, и бизнеса. Потому как серьезных результатов мы достигнем только сообща. И в этом ключе сейчас идет серьезный диалог с бизнес-сообществом.
В настоящее время осуществляется подготовка к осеннему заседанию Президиума Госсовета, посвященному рыбной отрасли. И с мест, в рамках этой работы, нам поступает очень много предложений. Есть дельные, но есть и не очень – вплоть до того, чтобы каждое предприятие построило по своему рыбоперерабатывающему комплексу. Политика построения отрасли, на мой взгляд, должна соответствовать поставленной задаче – обеспечение импортозамещения рыбопродукции на российском рынке и обеспечение продовольственной безопасности.
Конечно, мы понимаем, что нельзя подталкивать бизнес к убыточным действиям. Необходимы взвешенные решения. Но государственные задачи также должны выполняться. Это и строительство нового рыболовного флота, и поддержка перерабатывающих предприятий, и правильное регулирование прибрежного рыболовства. А также много других. И это вопросы, от решения которых мы, как профильное ведомство, никуда не уйдем. Сами по себе они решаться не будут.
Тем более что сейчас есть возможности для возрождения на Дальнем Востоке промысла сардины-иваси и скумбрии, то есть тех водных биологических ресурсов, которые в промышленных масштабах не осваивались уже много лет. Но вот получается так, что, например, к 2020 году должен быть пик по вылову сардины-иваси. Но флота для ее добычи нет. Недостаточно перерабатывающих мощностей и плавбаз. Нам нужно под это готовить инфраструктуру, осваивать современные технологии переработки и заморозки, налаживать соответствующую логистику поставок этой рыбы к покупателю.
И, конечно же, очень важно – это уже мой непосредственный функционал – содействие созданию современной портовой инфраструктуры, соответствующей всем современным требованиям. Мы сейчас ведем переговоры с хозяйствующими субъектами о строительстве новых холодильников, оптово-логистических центров и других инфраструктурных мощностей, которые позволят хранить рыбу. И охлажденную, и может быть даже живую. Чтобы логистика поставок была выстроена так, чтобы можно было самолетами доставлять живую, охлажденную рыбу. Сегодня такая продукция была бы востребована для системы HoReCa. Очень, кстати, хороший проект реализует в Сахалинской области врио губернатора Олег Кожемяко – по доступной рыбе. Эта область, я думаю, больше других регионов, готова к поставкам живой, охлажденной рыбопродукции. Системе HoReCa, торговым сетям необходимы ритмичные поставки, и задача бизнеса в том, чтобы их обеспечить. И нужно создать не только логистические центры. Необходимо формировать в стране и рыбные рынки, на которые будет идти продукция из разных российских регионов. А может быть и из стран, не объявлявших нам санкции.
И, конечно же, нами не обойден вопрос качества поставляемой рыбы. Необходимо, чтобы производимая российскими предприятиями продукция отвечала мировым стандартам, ведь потребитель чутко реагирует на качество. Рыбаки должны быть заинтересованы в обеспечении качественного и доступного товара на рынке. Недопустимо, когда рыбу в торговых сетях по несколько раз размораживают и замораживают: она этого не терпит, так как теряются ее вкусовые качества, меняется сама структура продукта. В этой связи нам приходится говорить и о проблемах доставки, когда товар приходит в Москву с температурой минус 5 градусов. Поэтому мы планируем организовать взаимодействие с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, будем вести переговоры с РЖД, чтобы все требования перевозки рыбопродукции соблюдались.
Также очень перспективным является Северный морской путь, по которому в определенный период можно было бы поставлять продукцию из водных биоресурсов в больших объемах. Сократив, возможно, таким образом затраты на транспортировку и создав конкуренцию железной дороге. В настоящее время использование этого направления обсуждается с транспортными компаниями.
Сейчас я говорил о морском рыбном хозяйстве, но помимо этого есть у нас пресноводные объекты. И это большой пласт работы, в том числе в сфере аквакультуры. Причем не только с точки зрения пополнения природных запасов наших рек и озер, но и для организации поставок продукции из пресноводной рыбы отечественному потребителю.
Не менее важны и вопросы рыбоохраны. Чтобы противостоять браконьерству, мы усиливаем материально-техническую базу, закупаем беспилотники, организуем видеонаблюдение и другие современные средства наблюдения и контроля.
– Вы сказали о планах по строительству холодильников, логистических центров. А есть бизнес, который заинтересован реализовывать эти проекты? Есть ли инвесторы?
– Конечно, есть. На совещании, которое проводил в июле во Владивостоке руководитель Росрыболовства Илья Васильевич Шестаков, было представлено три проекта. Первый презентовала компания «Славтранс-Сервис». В подмосковном Селятино у нее холодильник на 10 тыс. тонн, планируется замкнуть связку Владивосток – Новосибирск – Селятино, построить холодильник еще на 40 тыс. тонн. В основном проект ориентирован на рефконтейнерные перевозки. На Дальний Восток идет поставка сельскохозяйственной продукции, обратно – рыбы.
Второй проект представила компания из Приморского края – «Акватехнологии» – по развитию холодильных мощностей и портовой логистики в районе мыса Назимова. Мне кажется, проект тоже заслуживает пристального внимания.
Администрация Приморья представила проект рыбного кластера. Правда, на мой взгляд, он очень дорогой. Там нужно внимательно просчитывать экономику и смотреть по инвестициям – сможет ли проект окупиться, какая у него будет отдача. Определять, сможет ли он конкурировать с другими проектами, создавать условия для переработки и т.д.
– Хотелось бы перейти к такой теме, как рыбоохрана. Важнейшее направление работы, ведь если мы не будем охранять ресурсы, то не сможем их и осваивать. На недавнем совещании вы проинформировали об использовании новой системы оценки деятельности теруправлений. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Не могу раскрыть всех деталей, так как осуществление любого рыбоохранного мероприятия для получения результатов подразумевает конфиденциальность. На совещании я поставил задачу повысить эффективность работы в этом направлении. Для этого должны использоваться новые средства и возможности. А эффективность работы рыбоохраны должна определяться не только количеством задержаний, но и в предупреждении предполагаемых нарушений. В связи с этим, кстати, мы возобновили выпуск журнала «Рыбоохрана», который постараемся сделать более интересным. Нужно объяснять людям важность сбережения водных биоресурсов.
В зарубежных странах рыбинспектор всегда появляется неожиданно, так как на его вооружении есть современные средства поиска и контроля: камеры слежения, маяки и т.д. Работа же нашей рыбоохраны охватывает вообще огромные территории. И конечно, без технических средств эффективно отладить этот процесс невозможно. Поэтому мы уделяем большое внимание вопросам материально-технического обеспечения наших подразделений, закладывая для этих целей соответствующий бюджет. Мы уже ведем работу по внедрению технологий, основанных на использовании спутниковых систем контроля. Будут и другие шаги.
Немаловажное значение имеет вопрос материального стимулирования и мотивации самих инспекторов. Мы также активно его прорабатываем, выстраивая бюджет отрасли.
– Ранее поднималась тема обязательного государственного страхования инспекторов рыбоохраны – это проблему удалось урегулировать?
– Этот вопрос также в стадии проработки. Но то, что его необходимо решить, – это однозначно.
– На пресс-конференции 12 августа Илья Шестаков заявил о том, что федеральное агентство поддерживает передачу причалов в долгосрочную аренду, но при условии финансовых вложений в их развитие. При этом глава ведомства подчеркнул: сначала инвестиции, а уже потом – заключение долгосрочного договора аренды. Но кто согласится вкладываться, если у него еще никаких гарантий?
– Дело в том, что в тех договорах аренды причалов, которые были заключены ранее, как и в формах договоров, которые арендаторы предлагают подписать государству сейчас, не предусмотрено никаких условий по развитию инфраструктуры. «Нацрыбресурс» много критикуют за предлагаемые им условия аренды, но если разобраться: на те деньги, которые предприятие получает от арендаторов, невозможно улучшить состояние причалов. Для понимания: чтобы реконструировать 1 кв. метр причала, требуется от 500 тыс. до 1,5 млн. рублей, а арендаторы готовы платить не более 15-20 тысяч в год за погонный метр, то есть для аккумулирования необходимых средств потребуется не менее 25-75 лет.
А 25 лет, с момента передачи причалов в аренду, прошли очень быстро. И за это время фактически ничего не сделано. Причалы только максимально эксплуатировали для извлечения доходов, в итоги их состояние только ухудшилось. Поэтому мы и ведем переговоры с арендаторами о том, чтобы инвестировать деньги в причальную инфраструктуру и весь перегрузочный комплекс. Нужно найти правовые механизмы. Необходимо, чтобы в случае неисполнения арендатором определенных условий договор можно было бы расторгнуть. А если договоры продолжить заключать на прежних условиях, то ничего и не будет меняться. Поэтому в любом случае форма договоров будет претерпевать изменения, мы будем оговаривать поэтапное проведение определенных работ, устанавливать конкретные сроки. Более того, от потенциальных арендаторов будем требовать предоставления проектов развития портов в интересах рыбохозяйственного комплекса, неисполнение которых будет также предусматривать разрыв договора аренды. Это позволит избежать негативной ситуации, о которой я говорил, как в эксплуатации причалов, так и в целом по реализации задач по поставкам рыбы на берег.
– Сейчас самая, наверное, острая тема – это изменения в федеральный закон о рыболовстве, прежде всего предлагаемые механизмы стимулирования строительства флота. Fishnews об этом пишет почти ежедневно, представители рыбацкого сообщества не могут остаться в стороне от обсуждения. И конечно, много негативных оценок. Вы проводили совещание на тему судостроения, есть ли, на ваш взгляд, возможность выстроить конструктивный диалог?
– Давайте сначала все расставим на свои места. Первое – ресурс государственный. Он был закреплен за рыбаками на долгосрочной основе, сначала на пять лет. В 2008 году рыбопромышленники сказали: не надо трогать механизм распределения, за отведенное время мы все модернизируем, начнем строить суда. Прошли годы, мы видим, что да, определенные сдвиги есть, причем положительные. Модернизируется флот, становится более конкурентоспособным. Мы видим, какие результаты сейчас демонстрирует промышленность. Но вместе с тем нельзя не заметить очевидного: отрасль стоит на месте. Нужно двигаться дальше.
Когда разговаривали с владельцами крупнейших компаний и предлагали: давайте строить флот – ответной реакции не последовало. Оно и понятно, строительство судов требует больших инвестиций. Тем более когда речь идет о строительстве у нас – в стране, где рыбопромысловые суда в таком объеме еще не строились. Но с чего-то надо начинать. Ничего страшного, что у отечественных верфей нет такого опыта. Существуют современные технологии, инжиниринг. Можно привлечь специалистов. И есть проекты, которые можно реализовать. Нужно просто начинать делать – тогда появится и судостроение, и свои специалисты, и инфраструктура.
На мой взгляд, предлагается взвешенный подход. Речь не идет о том, чтобы все переделить – на аукционах или еще как-то. Я сам работал в бизнесе и не сторонник изменения правил игры, но определенную динамику придать необходимо. «Исторический принцип» распределения квот сохраняется, но предусматривается определенная модернизация. Если мы видим, что в строительстве флота нет движения, то почему бы государству не простимулировать его.
Рыбаки говорят: не трогайте нас! Но не трогали десять лет! И что дальше? Сегодня очень много критики поступает от торговых сетей – о том, что промышленность выпускает некачественную продукцию, не соответствующую стандартам. Мы должны изменить ситуацию, ведь в конечном итоге потребитель поднимет вопрос. Рыбаки должны исходить от условий рынка. Сегодня рынок требует выполнения определенных условий, но мы его не слышим – все живут своей жизнью, считают, что все нормально. На Китай как гнали 700 тыс. тонн минтая, так и будем продолжать дальше. КНР из этого делает продукцию с полифосфатами, с водой. Как же быть довольными такой ситуацией? Поэтому нужно понимать, что назрела необходимость решительных мер. И если промышленность в этом плане не движется, надо создавать соответствующие стимулы, что мы и будем делать.
Маргарита КРЮЧКОВА, газета « Fishnews Дайджест»
Сентябрь 2015 г.