Интервью

22 июня 2016 года
Начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» Артем ВИЛКИН

Никаких проблем, связанных с отменой «Аргоса», мы не видим

Артем ВИЛКИН, Начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи»

В начале года после объявления о грядущем исключении радиомаяков спутниковой системы «Аргос» из обновленного перечня оборудования, которое можно использовать в качестве ТСК, в подвешенном состоянии оказалось более трехсот судов рыбопромыслового флота. Чуть позже судовладельцы получили отсрочку – произвести замену станций предписывалось до 1 июля. Возможно, и этот срок не последний, однако в ЦСМС предупреждают: шансы на то, что оператор «Аргоса» успеет выполнить все требования российского законодательства, минимальны, а потому не стоит тянуть до последнего момента, тем более что по новому приказу работу ТСК должны обеспечивать сразу два передающих устройства. К каким изменениям готовиться судовладельцам и справится ли с задачей по «импортозамещению» российская система «Гонец», в интервью Fishnews рассказал начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» Артем Вилкин.

– Артем Сергеевич, в начале года Росрыболовство и ЦСМС информировали рыбаков о необходимости замены радиомаяков системы «Аргос» на судах до 1 июля. Срок уже подходит, но приказ, утверждающий новый перечень ТСК, а также порядок их установки и тестирования, до сих пор не вышел. Значит ли это, что судовладельцы получат новую отсрочку?

– Действительно, с приказом вышла некоторая заминка, связанная, прежде всего, с вопросами, которые возникли на стадии его общественного обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами государственной власти. Сейчас мы практически все разногласия сняли, и сроки принятия приказа зависят исключительно от прохождения регистрации в Минюсте. Скорее всего, надо говорить не об июле, а о начале августа, если не будет новых задержек.

Другое дело, что Минэкономразвития все-таки настаивает на том, чтобы предусмотреть дополнительный переходный период в плане нового перечня ТСК. В целом мы согласны и готовы отложить вступление в силу требований об обязательном дублировании передающих устройств на судне.

Напомню, согласно концепции готовящегося приказа под техническим средством контроля будет подразумеваться использование сразу двух аппаратных средств – судовой земной станции «Инмарсат» либо «Гонец» и АИС. Поэтому для установки второго аппаратного средства понадобится переходный период. Более того, мы изначально планировали установить его до 1 января 2017 года. Опять же, это не касается судов, работающих выше 75 градуса, потому что мы знаем, что «Инмарсат» не может гарантированно обеспечить передачу данных с необходимой частотой в этих районах.

Вместе с тем мы придерживаемся совершенно четкой позиции относительно запрета системы «Аргос» на территории Российской Федерации, поскольку это было требованием контролирующих органов. До сих пор отсутствует решение ГКРЧ о выделении полосы радиочастот для использования станциями «Аргос», поэтому фактически на сегодняшний день они остаются вне правового поля. Если ситуация до выхода приказа не изменится, то регулятор будет настаивать, чтобы отмена «Аргоса» произошла незамедлительно.

– Росрыболовство вело переговоры с французской компанией-оператором «Аргоса» Collecte Localisation Satellites (CLS), где обсуждались условия, при которых система смогла бы продолжить работу в России. Что было сделано для выполнения этих требований?

– На самом деле ситуация, в которой мы оказались в конце 2015 года, была уже в запущенном состоянии. Все договоренности, которые в марте были обозначены на переговорах с представителями компании CLS, упираются в два момента. Первый из них – это техническое обустройство системы обработки данных таким образом, чтобы сигнал принимался и обрабатывался на территории Российской Федерации, а уже потом эта информация уходила в общую базу данных в Тулузе.

Второй момент связан с оформлением надлежащих документов. Как раз к этой группе относится требование о получении полосы радиочастот для работы на «Аргосе». Мы еще в конце прошлого года направили соответствующую заявку в ГКРЧ, но ответа, как я уже сказал, пока не получили.

Кроме того, в представлении Счетной палаты нам предписывалось согласовать использование «Аргоса» с Минкомсвязи и ФСБ. Такие письма были направлены еще в ноябре прошлого года. К сожалению, мы получили формальные ответы, которые сводятся к тому, что до выделения радиочастоты для «Аргоса» говорить о согласовании не приходится.

В связи с этим компания CLS, которая собственно занимается системой «Аргос», взвесив коммерческие риски, поняла, что организовывать техническую часть без получения всех документов нецелесообразно. Поэтому пока технические требования они тоже не выполняют. Хотя, насколько мне известно, этот вопрос уже проработан, и в принципе при получении одобрения представители оператора уверяют, что готовы обеспечить все условия, но фактически никаких действий они не произвели.

Вдобавок мы уже видим динамику по замене радиомаяков. По нашей оценке, количество флота, оборудованного исключительно ТСК «Аргос», в июне текущего года составляло 309 единиц. На сегодняшний день переоборудовано и выдано новых свидетельств на 261 судно, но каждый день нам поступают новые заявки. Конечно, даже один пароход – это очень серьезно, но по крайней мере, можно сказать, что с конца мая компании начали заниматься этим вопросом. Поэтому никаких проблем, связанных с тем, что «Аргос» будет отменен, мы абсолютно не видим.

– Подразделения ЦСМС успевают обрабатывать все заявки на тестирование оборудования, поступающие от судовладельцев?

– И в действующем приказе и в проекте приказа по ТСК предусмотрено десять дней на обработку заявки и тестирование, но мы сейчас делаем эту работу буквально в течение двух дней. Региональные центры полностью справляются. Безусловно, это тяжело и людей не хватает, но мы справляемся, потому что это необходимо делать.

Если же рассматривать ситуацию на флоте в целом, то не сказал бы, что судовладельцы активно меняют и тестируют оборудование. Во многом, как мне кажется, это связано с привычкой делать все в последний момент. Это мы видим и по динамике с «Аргосом» – что откладывали до последнего месяца. Очевидно, массовая замена оборудования на новое тоже начнется ближе к концу переходного периода. Возможно, судовладельцы постепенно и переоборудуют свои суда, просто пока не заявляют их к тестированию.

– Вы упомянули о станциях российской системы «Гонец». Есть ли компании, которые уже получили эти ТСК?

– Пока нет. Могу сказать, что с представителями «Гонца» мы находимся в тесном контакте и регулярно проводим совещания. Сейчас у них завершается период получения необходимых разрешительных документов на оборудование, и они обещают до 1 июля окончательно снять все вопросы. Еще в начале года мы прорабатывали с ними вопрос по потенциалу производства ТСК «Гонец» и получили заверения, что мощности позволят выпускать 3,5 тыс. ТСК в месяц.

На сегодняшний день от судовладельцев к нам поступила 171 заявка на закупку станций ТСК «Гонец». Мы передали их компании-разработчику и, как нас уверяют, никаких сложностей с удовлетворением такого количество заявок у них не возникнет. Соответственно, в проекте приказа по ТСК уже прописано оборудование для системы «Гонец».

– Но реально на судах это оборудование пока не установлено?

– Да, пока не установлено. Более того, есть шансы, что быстрее у нас на судах появится оборудование «Гонец» в части ЭПЖ. Как известно, с 1 июля мы начинаем опытно-промышленную эксплуатацию электронного журнала, и по соглашению с разработчиками «Гонца» они предоставляют нам восемь модемов для передачи данных.

Напомню, в действующем приказе станций «Гонец» нет, поэтому использовать их на судах с формальной точки зрения пока нельзя. Хотя по перечню ТСК в проекте нового приказа никаких вопросов не возникает, он согласован со всеми ведомствами, и мы, дабы не создавать критических ситуаций с судовладельцами и не тормозить промысел, уже начали тестирование и выдачу свидетельств, особенно когда речь идет о судах, оборудованных только «Аргосом».

Поэтому, в принципе, мы можем выдавать свидетельства и на ТСК «Гонец», но как я уже сказал, они успевают заскочить буквально в последний вагон. Надеюсь, что за июнь они все-таки решат все свои вопросы, как организационные в части производства необходимого количества станций, так и с получением разрешительных документов.

– Вы сказали, что с 1 июля начинается тестирование ЭПЖ на судах рыбопромыслового флота. Ранее Росрыболовство приглашало судовладельцев в Дальневосточном и Северном бассейнах принять участие в этих испытаниях. Много было желающих?

– Желающих много, только не все из них подходили под критерии, которые нам требовались. И даже тот перечень, который устраивает нас по срокам захода судов в порты, чтобы мы смогли установить оборудование и программное обеспечение, настроить, рассказать, показать, передать все инструкции, – все время меняется. Сначала нам судовладельцы обозначали одни сроки заходов в порт, потом они менялись, поэтому процесс у нас живой.

В ходе подготовки к опытно-промышленной эксплуатации с 1 апреля мы начали функциональное тестирование ЭПЖ с участием разработчиков, специалистов из центрального аппарата и мурманского филиала ЦСМС, сотрудников Баренцево-Беломорского теруправления Росрыболовства на судах, которые стояли в порту Мурманска. Задача была сформировать и передать судовое суточное донесение в новом программном обеспечении. Это сообщение было сформировано, передано по каналам связи, успешно распаковано и распознано уже на серверной части ЭПЖ.

По итогам функционального тестирования мы получили замечания и от рыбаков, и от территориального управления, и в принципе сами увидели недостатки, которые нам необходимо поправить. Сейчас эта работа ведется. Кроме того, на еженедельных совещаниях тоже выплывают какие-то замечания, которые мы оперативно устраняем. Наша цель – в соответствии с распоряжением Росрыболовства к 1 июля выйти к опытно-промышленной эксплуатации ЭПЖ с уже доработанным хорошим продуктом.

Планируя испытания электронного промжурнала, мы для себя ставили цифру в 30 судов, но понимаем, что она может колебаться. В принципе для нас не критично, будет это 30 судов или 15, для нас больше десятка – уже достаточно. Наша задача – протестировать не только сам программный продукт, но и системы передачи данных. Это те же модемы «Гонца» или модемы «Инмарсата», которые мы получили по соглашениям с компаниями-операторами этих систем.

Кроме того, мы заключили соглашения с рядом коммерческих компаний по судовому оборудованию, а проще говоря компьютерам, которые предназначены не конкретно для ЭПЖ, а в целом для использования на борту судна. В рамках этих договоренностей мы взяли определенный набор таких компьютеров, на которые будем устанавливать ЭПЖ и испытывать непосредственно на судах.

Отдельно проведем тестирование программного обеспечения, то есть вообще без установки дополнительных технических средств, на уже существующем на судах оборудовании. Таким образом, за полгода опытно-промышленной эксплуатации мы должны со всех сторон опробовать ЭПЖ – и с тем оборудованием, на котором проходило функциональное тестирование, и с различными модемами, системами передачи данных. Убедиться, чтобы все везде корректно функционировало.

– Какие основные замечания по использованию ЭПЖ вы получили от капитанов и других участников функционального тестирования?

– На самом деле, основным вопросом было: «Ну, когда вы уже этот ЭПЖ запустите?!» А если оставить шутки, то комментарии и замечания, конечно, были. Со стороны капитанов они связаны с удобством заполнения и ведения электронного промжурнала. Например, если на судне есть несколько разрешений, они должны быть изначально заведены в системе ЭПЖ на это судно. Тогда при заполнении судового суточного донесения автоматически предлагались только те виды ВБР, которые судно имеет право добывать.

Точно также если на судне будет ТСК и модем «Гонец», то данные о координатах, где выполнялась промысловая операция, будут формироваться автоматически. Мы пока закладываем возможность корректировки координат вручную, но в целом стараемся свести человеческий фактор к минимуму, чтобы исключить возможные ошибки при заполнении ЭПЖ.

Безусловно, ряд вопросов связан и с нормативными документами, в том числе с различными справочниками по видам водных биоресурсов, с терминологией. Постараемся их решить, это не совсем задача ЦСМС, но мы ее обозначаем для руководящего органа. Независимо от любых обстоятельств, наша задача – к 31 декабря полностью технически быть готовыми к тому, чтобы запустить ЭПЖ.

Анна ЛИМ, Fishnews

Июнь 2016 г.