Журнал «Fishnews»
S-сепаратор

Выгодная бункеровка: как работать на мазуте без головной боли

«Вполне возможно снизить затраты на бункеровочное топливо в 2 раза», – именно этим тезисом руководствуются специалисты ООО «Управляющая Компания АКРОСервис», убеждая руководителей компаний, имеющих в своем составе крупнотоннажные суда, перевести их с дизельного и средневязкого топлива на значительно более дешевые высоковязкие сорта мазута. На самом деле на сегодняшний день это является, пожалуй, самым логичным и обоснованным шагом на пути к кардинальному снижению затрат на эксплуатацию флота и, как следствие, снижению себестоимости выпускаемой рыбопродукции.

Очевидно, что в последние годы абсолютно все судовладельцы столкнулись с проблемой губительного роста цен на бункеровочное топливо. Поэтому сложилась острая необходимость в применении более дешевых сортов топлива, альтернативных дорогостоящим легким сортам. Оптимальным, несмотря на трудность его качественной подготовки перед подачей в двигатель, был признан мазут. Нормальная работа судовых двигателей с определенными характеристиками может быть обеспечена достаточно широким диапазоном марок мазута. Это могут быть не только IFO 30 или HFO 180, но и сравнительно более дешевый HFO 380. Мазут этих марок как альтернатива дизельному и средневязкому топливу уже был успешно применен такими изветстными в России рыбопромысловыми компаниями, как «Мурманский траловый флот», «Морская Звезда». Судоходные компании «ИНОК», «Волга-Нева», «Беломорско-Онежское пароходство» также перевели свои суда на мазут. Принято решение о переходе на тяжелое топливо компаниями «Акрос», «Вестрыбфлот», «ФОР Групп» и другими.

Современные системы топливоподготовки, профессиональным внедрением которых уже несколько лет активно занимается компания «АКРОСервис», обеспечивают полное решение проблем топливоподготовки от расходного танка до двигателя. Это сконструированные, изготовленные и прошедшие заводские испытания агрегаты, поставляемые компанией «Альфа Лаваль», мировым лидером в области обработки топлив и масел, несущим ответственность за каждый из этих этапов. Установки могут монтироваться в достаточно ограниченном пространстве, экономя тем самым трудозатраты на установку. Предназначенные для автоматической работы в машинных отделениях, эти системы сочетают надежную работу с минимумом обслуживания.

Все вышеперечисленное в совокупности с малым сроком окупаемости делает установку этих систем весьма привлекательной и целесообразной для большинства судовладельцев. Не нужно быть экономистом, чтобы увидеть очевидную выгоду от приобретения подобного оборудования, способного снабжать двигатель высоковязким топливом, которое, как минимум, на 50% дешевле дизельного. Ведь в этом случае, учитывая нынешние цены на топливо, при среднесуточном расходе топлива хотя бы 10 тонн, компания–судовладелец только за 1 сутки экономит более 100 000 рублей!

Ни это ли реальная возможность сохранять серьезную конкурентоспособность в сложных рыночных условиях!?

Сам процесс подготовки мазута состоит из нескольких ступеней, требующих установки специфического оборудования: очистки при помощи современных сепараторов и фильтров, подогрева, выполняемого на основе электроподогревателей, паровых кожухотрубных или пластинчатых теплообменников и непосредственной подготовки вязкости, требуемой заводом-изготовителем судовых дизелей, осуществляемой при помощи бустерных модулей.

1. Очистка тяжелых сортов топлива.

При работе на тяжелых сортах мазута судовладельцы столкнулись с очень низким качеством топлива, иногда по плотности превышающим плотность воды, что создает дополнительные трудности при очистке данного топлива. С подобной проблемой легко справляются суперсовременные высокоэффективные сепараторы, такие, как сепараторы Альфа Лаваль серии S. Основное их отличие от остальных моделей сепараторов – это отсутствие гравитационных дисков и наличие датчика обнаружения воды в чистом топливе на выходе из сепаратора, который позволяет правильно регулировать положение границы раздела топлива и воды в барабане сепаратора. Конструкция системы отличается простотой и надежностью эксплуатации, безусловно, положительным можно признать тот факт, что при колебаниях плотности, вязкости, скорости потока и температуры замена гравитационных дисков не требуется.

2. Очистка смазочного масла

При работе судов на тяжелом топливе очень важное значение имеет качество смазочного масла. Очистке масла должно уделяться особое внимание, главным образом это касается тронковых двигателей. Скорость проникновения продуктов сгорания топлива, продуктов износа деталей, пыли различного типа, а также воды и топлива в картеры этих двигателей в 5-10 раз выше по сравнению с крейцкопфными двигателями. Следовательно, процесс загрязнения и старения масла в них происходит гораздо интенсивнее, что приводит к быстрому изнашиванию или выходу из строя деталей двигателя. Лучшим способом очистки масла также является способ центробежного сепарирования, т.к. воду и частицы размером менее 10 микрон невозможно удалить с помощью фильтров. Сепаратор способен удалять мельчайшие частички воды и механических примесей. Непосредственно перед самим двигателем целесообразно устанавливать автоматические масляные фильтры тонкой очистки. Особенность данных фильтров – использование рабочей жидкости (топлива или масла), подлежащей фильтрованию, для очистки фильтрующих элементов, не требующих замены, путем обратной промывки.

3. Назначение системы топливоподготовки

Все низкоскоростные двигатели и большинство современных двигателей средней скорости работают на тяжелом топливе. Чтобы создать необходимые условия для хорошего сгорания, нужна система подготовки топлива. Основное назначение системы состоит в соответствующей подготовке тяжелого топлива, подаваемого из расходных баков в дизельные двигатели. Система обеспечивает необходимый поток, давление и вязкость.

3.1. Применение

Системы подготовки топлива предназначены для судов или электростанций, использующих дизельные двигатели, которые работают на тяжелом топливе. На всех судах, предназначенных для работы на тяжелом топливе при вязкости более 180 Сст и температуре выше 50 градусов C, должны быть установлены герметические системы (топливные системы, определяемые всеми производителями двигателей). Для современного топлива с высокой вязкостью требуются высокие температуры впрыска. Во избежание чрезмерного испарения легких частиц и остатков воды необходимо поддерживать соответствующее давление. Это осуществляется при помощи создающих давление насосов.
Основной управляющий параметр в системе – это вязкость.
Модули подготовки топлива, поставляемые ООО «Управляющая Компания АКРОСервис», оборудованы двухступенчатой системой создания давления. Давление в камере низкого давления поддерживается на уровне 4 бар, а в камере высокого давления от 6 до 16 бар, в зависимости от требований производителя двигателя.

3.2. Типичная система

Ступень низкого давления
Ступень низкого давления включает два питающих насоса (один действующий и один в режиме ожидания), автоматический фильтр Alfa Laval с дублирующим ручным неполнопоточным фильтром и датчик потока для представления информации о потреблении топлива. Последним компонентом камеры низкого давления является смесительный бак, в котором свежее топливо смешивается с горячим топливом, возвращающимся из двигателя. Так как скорость двигателя изменяется, изменяется и потребление топлива, поэтому специальный клапан регулировки давления позволяет топливу циркулировать в камере низкого давления таким образом, чтобы поток свежего топлива, поступающий через трехходовой клапан, точно соответствовал потреблению топлива двигателем. Если произойдет сбой в работе действующего насоса, система автоматически переключится на насос, который находится в режиме ожидания. Из смесительного бака топливо попадает в камеру высокого давления. Скорость потока в этой камере устанавливается в несколько раз выше, чем фактический уровень потребления топлива, с целью предотвращения недостачи топлива в форсунках. Скорость потока возрастает, и давление в системе задается производителем двигателя.

Ступень высокого давления

Ступень высокого давления включает циркуляционный насос, устройства подогрева топлива и датчик вязкости. Датчик измеряет вязкость топлива и направляет сигнал в контроллер, где он сравнивается со значением вязкости, заданным производителем двигателя. Отклонения от требуемого значения корректируются уровнем подачи теплоносителя в нагреватель. Давление в системе поддерживается клапаном регулировки давления, расположенным за форсунками (обычно он входит в комплект поставки двигателя), и избыточное топливо возвращается в смесительный бак.

Специалисты компании «АКРОСервис» окажут вам квалифицированную помощь в подборе оборудования.
Наш адрес: 690014 Владивосток, ул. Некрасова, 52а, кабинет 301, тел.(4232) 26-56-97, факс(4232) 26-87-98,
acroservice@acroservice.ru; www.acroservice.ru

  • S-сепаратор
  • Модуль-топливоподготовки