Журнал «Fishnews»

Дальзавод строит суда, ремонтирует корабли, решает новые задачи

Дальзаводу – 120 лет. Вся история Дальзавода неразрывно связана с историей Владивостока, который с первых дней основания строился как порт и база русского флота на Тихом океане.

Как первыми жителями и строителями Владивостока стали матросы и солдаты с транспорта «Манджур», так и одними из первых построек, возведенных военными строителями, были деревянные механические мастерские, предназначенные для ремонта кораблей – эти мастерские и были прообразом будущего Дальзавода.

Уже к концу 1887 года были отстроены первые каменные сооружения на нынешней территории завода как судоремонтные мастерские «Военного порта», а с 14 (26) октября этого же года началась производственная деятельность этих мастерских, которые в дальнейшем стали одним из первых промышленных, градообразующих предприятий Приморья.

Активное строительство завода продолжалось в течение 30 лет, и за это время были возведены один плавучий и три сухих дока. Первый сухой док, построенный в 1897 году, назывался именем цесаревича Николая, который присутствовал при его закладке, а строительство новых цехов и доков дало возможность производить сложнейший ремонт всех кораблей тихоокеанской эскадры. До 1919 года завод назывался Военным портом, и первыми рабочими завода стали моряки с военных кораблей.

В первые годы советской власти наряду с капитальным ремонтом судов завод ремонтировал паровозы и вагоны, восстанавливал мосты, изготавливал оборудование для лесопильных заводов, нефтяной и рыбной промышленности, а также для угольных шахт Приморья.

В период с 1927 по 1932 год Дальзавод строил мелкие суда, в том числе стальные и деревянные катера, буксиры, сейнеры, понтоны, баржи различной грузоподъемности, разъездные катера. Позже строились морские моторные и парусные шхуны, морские двухвинтовые буксиры и суда других типов.
Уже в те годы Дальзавод стал кузницей рабочих кадров как для Приморья, так и для всего Дальнего Востока. Немало было отличных специалистов, которые внедряли новые технологии и изобретения.

Ярчайшим примером этому может служить имя Виктора Петровича Вологдина – основателя сварного судостроения, ученого с мировым именем, профессора и в дальнейшем ректора ДВПИ (1925-1928 гг.).

Электросварка была известна почти 100 лет, а на Дальзаводе долгое время строили суда способом клепки, но в 1920 году впервые внедрили электросварку в судоремонте.

С именем Вологдина связано все, что касается начала и развития электросварки на Дальзаводе – в те годы он был инженером-изобретателем, большим энтузиастом и возглавлял техническое бюро. Он сконструировал и построил первый сварочный генератор, освоил практический опыт поддержания дуги и лично выполнил сварочные работы как рабочий-электросварщик, а в дальнейшем организовал и сварочную мастерскую. Под его же руководством были подготовлены первые кадры сварщиков и в дальнейшем открыт факультет сварки в ДВПИ (ДВГТУ).

Уже в 1930 году на Дальзаводе было построено первое в России цельносварное судно, а затем – более 15 буксирных катеров и сварных барж, и с 1931 года завод начал строить и достраивать корабли и подводные лодки для Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке.

В период Великой Отечественной войны завод, кроме основной программы по судоремонту, освоил производство боезапасов и оружия, каждый дальзаводчанин трудился за себя и за товарища, ушедшего на фронт. За героический и доблестный труд в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года Дальзавод был награжден орденом Ленина. А после войны завод стал ремонтировать суда ДМП, ВРХФ, китобойной и краболовной флотилий. Вводились в эксплуатацию новые цеха, реконструировались старые, началось жилищное строительство.

Значительным был вклад Дальзавода в создание и развитие советского промыслового, торгового и научно-исследовательского флотов, в ремонт судов различного класса и назначения.

Во второй половине прошлого века основной номенклатурой судостроения на предприятии являлись вспомогательные суда для ВМФ. Были построены десятки специальных судов и глубоководных аппаратов, но к концу 90-х годов объемы судостроения упали до нуля.

Годы перестройки, продолжавшиеся до 2001 года, были очень сложным периодом для завода, так же, как и для всей страны. Но и в 80-90-е годы завод ремонтировал корабли и суда, плавбазы и подводные лодки. Так, в 1982 году отремонтировали авианосец «Минск», а в 1998 году – в ремонте была ПЛ «Варшавянка».

С уменьшением заказов на ремонт кораблей завод стал набирать портфель заказов на гражданский судоремонт, что было очень непросто в состоянии конкуренции. В те же годы начались задержки с выплатой заработной платы, что создавало очень напряженную ситуацию в трудовом коллективе – были и забастовки, и голодовки.

Но всех беспокоила судьба завода, в связи с чем поступали обращения в самые разные высокие инстанции – от депутатских до Президента РФ В. В. Путина – о необходимости сохранить Дальзавод.

С 2001 года на Дальзаводе было введено арбитражное наблюдение, а затем – внешнее управление, главной задачей которого было сохранение, стабилизация и вывод завода из кризиса. Огромные усилия внешнего управления (внешний управляющий А. А. Чавычалов, исполнительный директор – Н. В. Болгар) принесли определенные результаты. Именно в эти годы завод стал практически переходить на гражданский судоремонт, осваивать и возрождать малое судостроение.

Со сменой внешнего управляющего в 2005 г. (внешний управляющий – А. Р. Бзаев, исполнительный директор – А. Г. Басаргин) продолжается работа по развитию судостроения и судоремонта, улучшению структуры производства, внедрению практических наработок, направленных на сохранение и развитие завода как основной базы судоремонта и судостроения в Приморском крае.

В новых условиях, связанных с тем, что в 2006-2007 гг. другие судоремонтные заводы – Первомайский СРЗ и Владивостокский СРЗ – прекратили свою деятельность в области судоремонта, объем этих работ для Дальзавода резко возрос. Одновременно в Приморском крае произошло укрупнение рыболовных компаний, которые стали более тщательно следить за состоянием и модернизацией своего рыбопромыслового флота, что, безусловно, дает надежды на дополнительную загрузку завода.

К тому же стали стабильно финансироваться госбюджетные организации – Администрация рыбного порта, пограничники, ТОФ, чьи заказы тоже размещаются на Дальзаводе.
Настраивая производство на новые рельсы (малое судостроение и гражданский судоремонт), Дальзавод приобрел и новых партнеров, и новых заказчиков. Это группа компаний «Акваресурсы» – их суда последние 2 года полностью проходят подготовку к путинам на Дальзаводе.

ОАО «Южморрыбфлот» стал нашим новым и постоянным заказчиком. Также традиционно поддерживаются дружеские отношения с ОАО «Океанрыбфлот» – их суда полностью ремонтируются на Дальзаводе. В числе наших заказчиков и «Владморрыбпорт», а также вернувшийся к нам ООО «Востокрыбпром», оставшийся неудовлетворенным качеством китайского судоремонта.

На Дальзаводе развитие судостроения связано с принятым в 2003 году Законом Приморского края «О налоге на имущество организаций» (№ 82-КЗ от 28.11.2003 г. ст. 2.1). Этот закон предусматривает освобождение от налогов рыбохозяйственных организаций, имеющих в собственности имущество на территории Приморского края, если суммы средств, причитающихся к зачислению в бюджет, будут направлены на строительство промыслового флота на судостроительных заводах Приморского края.

В рамках действия этого закона Дальзавод и начал развитие малого судостроения.

Практически возрождение судостроения на Дальзаводе началось в 2004 году с постройки самоходного плашкоута «Путятин» по заказу администрации города Фокино, затем были построены 3 бота – два приемотранспортных для плавбазы «Залив Восток» и третий, разъездной – для Приморского Аэрогидрографического предприятия.

В настоящее время на заводе ведется строительство двух малых рыболовных сейнеров проекта 21310.1 и заключен договор на постройку еще двух таких же судов, а в перспективе – строительство десяти МРС. Также мы готовимся к постройке более крупных судов типа СТМ длиной 56 м с морозильным трюмом на 700 куб. м, которые должны прийти на смену устаревшим СТР и РТМС. Планируется строительство судов для портофлота бухты Козьмино, куда прокладывается нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан.

Для обеспечения развития судостроения ведется работа по совершенствованию инженерной и технической базы. Приобретен инженерный комплекс, заключен договор на поставку программного продукта «Sea Solution» в обеспечение разработки проектов судов и технологической подготовки производства, модернизирована машина тепловой резки «Гранат».

Специалистами завода разработан план развития судостроения на среднесрочную – до 2012 и долгосрочную – до 2015 года перспективы, которые предусматривают создание судостроительного комплекса с оснащением современным технологическим оборудованием и технологиями. Этим планом предусматривается реконструкция двух сухих доков, в которых будет производиться постройка судов водоизмещением до 40000 тонн и постройка стапеля для спуска судов на воду водоизмещением до 200000 тонн.

На сегодняшний день Дальзавод освоил выпуск и нетрадиционной для него продукции, связанной с нефтегазовым сектором. В 2006-2007 гг. было осуществлено проектирование, изготовление и монтаж со сдачей «под ключ» завода буровых растворов в г. Холмске для проекта «Сахалин-2», который предназначен для обеспечения буровых работ при нефтеразведке. По этому проекту Дальзавод изготовил 25 емкостей для хранения растворов объемом от 40 до 180 тонн и диаметром до 5 м и все необходимые трубопроводы – все было доставлено на Сахалин и полностью смонтирован завод (руководитель проекта А. В. Радохлеб).

Свое будущее завод видит в освоении новых видов деятельности, необходимых городу и краю. И в этом году, согласно указу Президента РФ от 22.03.07 г., Дальзавод с 20% пакетом акций вступил в Объединенную судостроительную корпорацию.

Поэтому, наряду с судостроительной программой, маркетинговыми проработками предусматривается загрузка корпусного производства также работами по изготовлению различных изделий и металлоконструкций. В частности, для обеспечения строительства газопровода в Приморский край и его инфраструктуры, оснастки для строительства мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский.

Также завод готовится к изготовлению емкостей для хранения и транспортировки сжиженных газов и к проектированию и изготовлению затвора для Седанкинского водохранилища.
В ноябре 2006 г. руководство ОАО «Газпром» на базе ОАО «ХК Дальзавод» провело выездное совещание с руководителями регионов и предприятий Сибири и Дальнего Востока. При ознакомлении с заводом были представлены дальзаводские корпусные конструкции «Завода буровых растворов» – тогда еще только начиналось его строительство, котельное оборудование, сосуды под давлением, охладители. Такие совещания дают возможность разным предприятиям и их специалистам лучше взаимодействовать во всех программах, связанных с производством продукции для газовой отрасли.
И сегодня, в год 120-летия нашего предприятия, мы можем утверждать, что Дальзавод – самое крупное судоремонтное предприятие на Дальнем Востоке и что он готов ремонтировать корабли и строить суда.

Артур БЗАЕВ внешний управляющий ОАО «ХК Дальзавод»