Новости
АДМ развеивает мифы о «квотах под киль»

АДМ развеивает мифы о «квотах под киль»

Экспертная группа Ассоциации добытчиков минтая проанализировала правовые и экономические аспекты введения в России «квот под киль».

Правительство РФ поручило Министерству промышленности и торговли, Росрыболовству, Министерству финансов и Министерству экономического развития совместно с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» рассмотреть предложения Минпромторга по созданию условий, стимулирующих строительство судов рыбопромыслового флота на отечественных верфях.

Министерство промышленности и торговли и ОСК направили материалы о международной практике в области распределения квот добычи водных биоресурсов в качестве обоснования для введения в российское законодательство «квот под киль». В АДМ считают, что эти материалы содержат многочисленные фактические и концептуальные неточности, искажают действительную картину законодательного регулирования доступа пользователей к водным биоресурсам и не могут являться надежным обоснованием для предлагаемой масштабной переделки законодательства о рыболовстве.

«В 70-80-е годы XX века многие страны увлеклись массовым строительством крупнотоннажного флота для интенсивного океанического промысла. С 1974 по 1991 годы количество единиц рыбопромыслового флота увеличилось в 2,5 раза, а индекс мощности рыбопромыслового флота возрос в четыре раза, – пишет экспертная группа Ассоциации добытчиков минтая. – В период с 1974 по 1989 годы мировой вылов вырос на 25%, поэтому инвесторы прогнозировали сохранение высоких темпов прироста вылова и рассчитывали быстро окупить капиталовложения. К тому же, инвестиционная гонка в отрасли подпитывалась государственными субсидиями и прямым участием государства в рыболовстве, что также искажало экономические координаты в отрасли».

Однако в начале 90-х гг. мировой вылов остановился на уровне 90 млн. тонн и с тех пор не увеличивается. На единицу флота он упал со 105 тонн в год (1974 г.) до 64 тонн (1991 г.). В связи с убывающей эффективностью капиталовложений и угрозой исчезновения многих видов водных биоресурсов за рубежом были введены «квоты под киль». «Это – принципиальный факт. Утверждают, что «квоты под киль» специально вводились для поощрения судостроения. Все ровно наоборот. «Квоты под киль» предназначались для ограничения судостроения, для снижения вышедшей из-под контроля промысловой мощности, для постепенного вывода избыточного флота с промысла», – подчеркнули аналитики.

Государства, которые ввели «квоты под киль», одновременно установили субсидии за вывод избыточных промысловых мощностей: рыбакам платили компенсацию. Евросоюз утвердил программу выкупа избыточного рыбопромыслового флота стоимостью 4 млрд. евро, аналогичные меры предусмотрели США.

Серьезным искажением базовых принципов современного рыболовного законодательства является и утверждение о том, квоты выдаются на срок от 4 до 10 лет. В действительности в большинстве стран мира квоты закреплены на постоянной основе без ограничения срока.

«Авторы материалов Минпромторга России и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» предлагают использовать канадский опыт регулирования доступа пользователей к водным биоресурсам. В период действия такой системы вылов водных биоресурсов в Канаде сократился с 1,7 млн. тонн (1988 г.) до 0,8 млн. тонн (1995 г.) и резко увеличилась зависимость страны от рыбного импорта: ввоз рыбопродукции вырос со 100 тыс. тонн (1980 г.) до 570 тыс. тонн (2001 г.)», – обратили внимание в АДМ.

Экспертная группа приводит также данные об отечественном опыте. СССР активно участвовал в «индустриальной гонке» в сфере рыболовства. Масштабная накачка отрасли капиталовложениями привела к перекапитализации рыбохозяйственного комплекса. Возник разрыв между промысловой мощностью советского рыболовного флота и выловом водных биоресурсов. Инерция капиталовложений привела к тому, что к началу 80-х гг. промысловые мощности вдвое превосходили объем добычи. В условиях советской экономики этот разрыв «зашивали» с помощью государственных дотаций. В 90-е гг. дотации отменили, поэтому предприятия резко снизили вылов малорентабельных видов водных биоресурсов и ушли из тех районов промысла, где стало невыгодно работать. В середине 90-х гг. промысловые мощности уже вчетверо превышали вылов. Поэтому численность и структура флота стали меняться.

«Сейчас промысловая мощность отечественного рыболовного флота (6,7 млн. тонн) превышает вылов (4,2 млн. тонн). Для экономически окупаемого освоения водных биоресурсов в объеме 4,8 млн. тонн достаточен рыболовный флот, промысловая мощность которого составляет 6 млн. тонн. Для обеспечения вылова водных биоресурсов в объеме 6,5 млн. тонн – как предусмотрено ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» – понадобится рыбопромысловый флот с промысловой мощностью 8 млн. тонн», – отмечено в обзоре.

Говоря о резервах для роста объемов добычи, эксперты констатируют, что среди проектов рыбопромысловых судов, предложенных проектно-конструкторскими институтами ОСК, отсутствуют решения, нацеленные на освоение малорентабельных видов водных биоресурсов в российской экономзоне и рентабельный промысел в Мировом океане.

Федеральное агентство по рыболовству предлагает системный подход к решению проблемы обновления рыбопромыслового флота на базе подготовленной Стратегии развития рыбопромыслового флота, напомнили в АДМ. Одним из важнейших разделов этого документа является прогноз промысловой мощности рыболовного флота в соотношении с существующей промысловой мощностью.

При разработке государственных подходов к сооружению рыбопромыслового флота также необходимо выявление условий и сроков окупаемости капиталовложений в строительство новых судов и прогнозные показатели объемов соответствующих капиталовложений. Поэтому в ходе подготовки Стратегии были изучены тенденции развития мирового и отечественного рынков рыбопродукции, включая их существующую и потенциальную финансовую емкость.

В результате установлено, что внутренние финансовые возможности отрасли ограничивают ее судостроительный портфель одним-двумя крупнотоннажными судами в год (при средней стоимости судна в 70 млн. долларов).

Проанализировав предложения Минпромторга, экспертная группа пришла к выводу, что их реализация потребует закрепления за пользователями, строящими промысловые суда на отечественных судостроительных предприятиях, неизменного объема водных биоресурсов независимо от колебания общего допустимого улова в течение 10 лет. «Следовательно, реализация указанной нормы повлечет за собой сокращение объема ресурсов для иных пользователей, включая тех, кто уже провел модернизацию и реновацию флота и понес в связи с этим значительные инвестиционные расходы», – отмечено в обзоре.

В то же время, обращают внимание в Ассоциации добытчиков минтая, Росрыболовство совместно с отраслевыми общественными объединениями проработало вопрос о мерах по стимулированию строительства рыбопромысловых судов. В указанных целях разработана Стратегия развития рыбопромыслового флота и пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих оборот долей квоты добычи водных биологических ресурсов. Именно введение оборота долей рыбопромышленный бизнес и российские банки считают наиболее реалистичным инструментом расширения инвестиционного потенциала отрасли, подчеркнула экспертная группа.

Полностью текст справки о правовых и экономических аспектах введения в РФ «квот под киль» смотрите в рубрике «Официально» на сайте РИА Fishnews.ru.

НазадМетки: адмканадаправительстворосрыболовствосудостроениесша

Похожие новости

28 ноября 2011 года

Журналу «Fishnews – Новости рыболовства» – 5 лет

«Стараюсь регулярно просматривать материалы «Fishnews – Новости рыболовства». Пользуясь случаем, поздравляю Вас и всю редакцию с юбилеем журнала и желаю творческих успехов!» – обратился со словами поздравления к редакционному коллективу первый вице-премьер Виктор Зубков.

Конструктивный диалог «расчищает» Севморпуть

25 ноября представители рыбной отрасли и «Атомфлота» вновь сели за стол переговоров. На этот раз к обсуждению тарифа на доставку дальневосточной рыбы в европейскую часть страны по Северному морскому пути присоединились сами перевозчики и грузоотправители.

Что произошло с терпугом?

Специалисты КамчатНИРО не склонны связывать неосвоение рядом компаний 50% квот на вылов одноперого терпуга у юго-восточной Камчатки и Северных Курил со значительным сокращением ресурса.

Модернизация начинается с совершенствования системы управления

Модернизационные планы правительства в отношении рыбной отрасли подробно описаны в Концепции и Стратегии развития рыбного хозяйства РФ до 2020 г., в целевой программе, а также в других документах. А как выглядит процесс модернизации на практике?

Рыбакам нечего «ловить» на устаревших верфях

Введение «квот под киль» повлечет передел рынка и коррупционные проявления, считает руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. В самом выгодном положении окажутся лишь отечественные судостроители.

Рыбаки-любители выступили против «беспредела на воде»

Участники Всероссийского митинга рыболовов заявили о своем несогласии с законопроектом «О любительском рыболовстве» и потребовали отставки главы Росрыболовства Андрея Крайнего.

Лента новостей

15 декабря 2017 года

Владимиру Путину рассказали об «омулевой безработице»

Президент России Владимир Путин обратит внимание на проблемы жителей Байкальского региона, оставшихся без работы после запрета на промышленный лов омуля. Об этом глава государства заявил на пресс-конференции 14 декабря.

Северным рыбакам стали известны перспективы лова на 2018 год

Росрыболовство распределило между пользователями квоты добычи водных биоресурсов Северного бассейна в районах действия международных договоров, а также квоты вылова крабов в 200-мильной зоне РФ в Баренцевом море на предстоящий год.

ВТО договорилась запретить вредные субсидии

Страны-члены Всемирной торговой организации планируют в 2019 г. окончательно согласовать запрет на избыточные субсидии в рыбной отрасли. Проблему обсудили участники 11-й Министерской конференции ВТО.

Азовские лиманы предлагают спасать амуром и толстолобиком

Чтобы остановить зарастание и заболачивание азовских лиманов Краснодарского края, их нужно ежегодно зарыблять растительноядными видами – белым толстолобиком и белым амуром, уверены специалисты АзНИИРХ.

14 декабря 2017 года

Ловишь в открытом море СЗТО – не проходишь контрольные точки

Правительство РФ предусмотрело обязательную доставку уловов, добытых в открытом море северо-западной части Тихого океана, на территорию России. В этом случае снимается требование о прохождении контрольных пунктов (точек).

Владимир Путин: Исторический принцип нельзя резко менять

Президент Владимир Путин заявил о важности сохранения исторического принципа предоставления права на добычу водных биоресурсов. При резком изменении системы рыболовство будет подорвано, считает глава государства.

Профсоюз отстаивает спасателей

Рыбацкий профсоюз в Приморье решил попросить у главы региона Андрея Тарасенко поддержки в вопросе сохранения аварийно-спасательного флота в системе Росрыболовства.

Насущные проблемы рыбоводства рассмотрят в Москве

Международный форум по аквакультуре состоится в столице 30 января. С докладами по актуальным вопросам выступят представители государственных органов власти, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, бизнесмены и ведущие ученые.

ОСК подсчитала контракты по инвестквотам

На долю контрактов, заключенных рыбаками с судостроительными заводами в составе ОСК, приходится порядка 70% ресурсов, которые планируется выделить под инвестиционные квоты, заявил президент госкорпорации Алексей Рахманов.

Сахалинцы поддержали Всероссийский съезд рыбаков

Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области поддержала проведение IV Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Сейчас максимально важно защищать интересы отрасли, отметили в региональном объединении.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30