Новости

Рыбаки и лизинг

В Росрыболовстве состоялось совещание по вопросам строительства рыбопромысловых судов на условиях лизинга. Финансово-кредитным организациям и рыбакам по-прежнему очень сложно договориться друг с другом.

На встрече присутствовали представители как государственных кредитных организаций – ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Внешэкономбанк», ОАО «ВЭБ-Лизинг», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Сбербанк Лизинг», ЗАО «Гознак-Лизинг», так и крупных предприятий и отраслевых объединений – Ассоциации добытчиков минтая, Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, Союза рыбопромышленников Севера.

Открывая совещание, руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний призвал всех участников к выработке согласованных предложений по вопросам финансирования строительства и модернизации рыбопромыслового флота на условиях лизинга. Он напомнил о среднем возрасте и износе отечественных добывающих судов, в результате чего себестоимость рыбопродукции у российских компаний на 20-25% выше, чем у их иностранных коллег.

Основными нерешенными вопросами, препятствующими обновлению флота, он назвал слишком высокие ставки кредитов, малый срок, на который их предоставляют, отсутствие у предприятий достаточной залоговой базы и небольшие госсубсидии. «На кредитные деньги строить нельзя. Лизинг – тот самый финансовый инструмент, благодаря которому мы могли бы обновить флот», – сделал вывод Андрей Крайний. Он отметил, что на эти цели отрасли до 2020 г. понадобится порядка 1,5 трлн. рублей.

Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в ходе дискуссии вновь обсуждались возможности использования долей квот в качестве залога, варианты с предоставлением банковских или правительственных гарантий, привлечением иностранных верфей к работе на российской территории и даже строительством за счет государства серии судов с последующей продажей их рыбакам.

Традиционно нелестные слова прозвучали в адрес отечественных судостроительных предприятий и степени их готовности к работе с рыбаками. Наглядным примером такого отношения стало поведение присутствовавшего на совещании представителя ОАО «ОСК», который игнорировал любые обращенные к нему вопросы. Возможно, более удачным получилось бы сотрудничество заводов с финансовыми организациями, однако последние по-прежнему имеют весьма смутное представление о рыбной отрасли и предпочитают подстраховаться, выдвигая такие условия и цены, которые волей-неволей заставляют рыбопромышленников искать счастья за рубежом.

Глава Росрыболовства попытался убедить лизинговые компании в том, что «доли квот – это не кот в мешке» и «риск невозврата кредитов исчезающе мал». По его словам, правительство уже поручило проработать вопрос о залоге долей и субсидировании процентных ставок на срок более 5 лет. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о закреплении долей квот за пользователями на 20 лет. Ведомство также может консультировать финансовые организации о состоянии рыбопромышленных компаний, пожелавших построить или приобрести судно в лизинг.

В ответ государственные компании выразили готовность рассматривать проекты по строительству рыбопромысловых судов, но с одним условием – местом их реализации должны быть исключительно российские верфи. Рыбакам такой поворот пришелся не по душе, ведь в этом случае все риски, в том числе рост конечной стоимости и удлинение сроков строительства, ложатся на судовладельца. А вот под уже ввезенный в Россию траулер, построенный либо приобретенный за рубежом, желающих предоставить кредитные средства оказалось предостаточно.

На взгляд банков, заслуживает внимания и вариант с коротким кредитом на срок строительства (неважно в какой стране) и последующей его реструктуризацией, когда в качестве залога будет выступать уже существующее судно. Другое предложение касалось передачи части доли квоты специально созданной компании, которая бы полностью находилась в залоге у банка. Но при таком подходе, как справедливо указал руководитель ФАР, есть риск нечестной игры со стороны лизинговой компании, а рыбаки тут же напомнили, что дробление долей противоречит закону. Впрочем, по мнению Андрея Крайнего, для строительства флота можно сделать исключение.

«В вопросе обновления рыбопромыслового флота нужен государственный подход. Пилотным проектом должно заниматься государство в лице лизинговых компаний либо Росрыболовства, – уверен председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин, компания которого в прошлом году спустила на воду в Николаеве БАТМ «Генерал Трошев». – Позитивный момент, что государство все-таки создает лизинговые компании для финансирования, в том числе и рыболовства. Но сегодня они не обладают ни достаточными знаниями, ни механизмами реализации данных проектов. Поэтому пока все остается в стадии обсуждения. Недоумение вызывает и позиция ОАО «ОСК» – на все вопросы у них один ответ: «Без комментариев». В чем тогда смысл их участия в таких совещаниях?»

Что касается мер государственной поддержки, то одного субсидирования части процентной ставки явно недостаточно, чтобы оживить процесс модернизации рыбопромыслового флота. Отмена ввозных пошлин, вкупе с НДС составляющих почти четверть стоимости нового судна, стала бы куда более весомым аргументом для судовладельцев, не говоря уже о дотациях на топливо. Пока российские верфи станут конкурентоспособными и экономически привлекательными для заказчиков, может пройти не одно десятилетие, а рабочие места, которые даст обслуживание «незаходных» на сегодняшний день судов, появятся моментально.

«К сожалению, то и дело встречаясь, мы ходим по кругу. Я призываю всех участников процесса сосредоточиться на конкретных проектах. Когда мы возьмем конкретный проект постройки судна для конкретной компании, поработаем над ним, почувствуем все его нюансы – где строить и какие трудности при этом возникают, тогда мы поймем, насколько это реально и будем тиражировать этот опыт. А сегодня мы говорим обо всей отрасли и ни о какой конкретике», – скептически оценил результаты мероприятия вице-президент ЗАО «Сбербанк Лизинг» Александр Комаров.

Несмотря на это «Сбербанк Лизинг» готов работать с рыбохозяйственными предприятиями. «У нас очень гибкий подход. Сделки сложные, они требуют проработки, но мы готовы этим заниматься. Мы будем добиваться, чтобы все рыбаки поняли, что Сбербанк проснулся, а то его считают мамонтом, который отстал от рынка на десять лет. На самом деле все совсем не так. Если к нам попадет реальный проект, придет заемщик, мы готовы с ним работать, у нас для этого есть все инструменты», – отметил представитель компании.

Мнение о том, что российским кредитным организациям пора выходить из спячки в секторе рыболовного судостроения, разделяют и другие эксперты. «Финансовые институты, банки, лизинговые компании, принимавшие участие в сегодняшней встрече, сильно рискуют, – полагает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – Вступление России в ВТО открывает доступ на российский банковский рынок крупным зарубежным финансово-кредитным учреждениям, которые уже сейчас имеют изощренные линейки финансирования строительства рыбопромысловых судов. Поэтому для российской финансово-кредитной системы было бы важно успеть и начать хотя бы несколько знаковых проектов. Если они не начнут кредитовать строительство рыбопромыслового флота, это за них сделают другие».

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: камчаткаправительстворосрыболовствосахалинсудостроение

Похожие новости

18 октября 2010 года

В рабочую группу по судостроению включили рыбаков

Приказом Федерального агентства по рыболовству утвержден состав рабочей группы по разработке Стратегии развития рыболовного судостроения.

18 августа 2010 года

Странный союз

РИА Fishnews.ru попыталось выяснить, кого представляет «Союз дальневосточных рыбаков».

23 ноября 2009 года

Судостроение на паритетных началах

По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, строительство рыболовецких судов будет финансироваться через механизмы лизинга и субсидирования по кредитам.

26 октября 2009 года

РСПП озабочен судьбой промысловых судов

Комиссия РСПП по агропромышленному комплексу обратилась к председателю правительства РФ с просьбой способствовать скорейшему разрешению проблемы, возникшей с судами, построенными под гарантии РФ.

05 марта 2009 года

Соглашение по квотам выгодно Камчатке

По мнению министра рыбного хозяйства Камчатского края Владимира Галицина, на прошедшем Дальневосточном научно-промысловом совете были приняты важные для Камчатки решения.

13 сентября 2007 года

Приамурье будет развивать судостроение и рыбоводство

Накануне Амурскую область с рабочим визитом посетил руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Совместно с амурским губернатором Николаем Колесовым он побывал на Благовещенском судостроительном заводе, с руководством которого была достигнута договоренность о достройке нового научно-исследовательского судна.

Лента новостей

28 июня 2016 года

Крабовым браконьерам объявлен морской бой

В последние месяцы пограничные органы РФ проявляют особую активность в борьбе с нелегальными краболовами. Оперативная реакция на информацию о деятельности браконьеров и усиленный мониторинг в российских водах пополнили статистику задержаний судов-нарушителей.

Рыбаки Камчатки поймали момент

Камчатский край вступил в активную фазу лососевой путины. Вылов в регионе составляет 10217 тонн рыбы – почти на 2 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Определиться с законом предстоит сенаторам

Планируется, что 29 июня Совет Федерации рассмотрит проект «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов».

Герман Зверев: России пора активнее включиться в систему управления международной торговлей рыбопродукцией

Во Владивостоке в рамках международной конференции «Продовольственная безопасность в АТР: проблемы и перспективы» участники обсудили государственный контроль и рыночную власть на мировом рыбном рынке.

Сахалин решает проблему доставки на путину

Сахалинские власти предлагают в преддверии основного подхода лосося, чтобы не возникало сложностей с прибытием рабочих на путину, увеличить пассажировместимость паромов на линии Ванино – Холмск. Обращение уже направили в Минтранс и Российский морской регистр судоходства.

Добросовестным рыбоводам уберут конкурсы и аукционы

Принятые Госдумой поправки предусматривают возможность продления договора пользования рыбоводным участком без проведения конкурса или аукциона и уточняют ряд требований к пастбищной аквакультуре.

Хакасии обещают своего малька

Аквабиокомплекс по воспроизводству ценных пород рыб может быть создан в Хакасии. Власти региона и федеральное учреждение «Главрыбвод» наметили шаги по реализации проекта.

Петербург угостили рыбными деликатесами

Росрыболовство подвело итоги «Рыбной недели», собравшей в Санкт-Петербурге ведущих российских производителей рыбной продукции. Мероприятия фестиваля посетили более 250 тыс. горожан, а на пяти ярмарочных площадках продано около 300 тонн рыбы и морепродуктов.

Владимир Илюхин: Для развития бизнесу необходима поддержка

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин выдвинул предложения по механизмам поддержки рыбохозяйственного комплекса – чтобы инвесторы получили новые возможности для компенсации затрат.

Отголоски аварии на «Надежде» все еще слышны

Сотрудники Сахалинского НИИ рыбного хозяйства и океанографии продолжают исследовать состояние среды обитания водных биоресурсов в районе крушения танкера «Надежда». По последним данным, сохраняется угроза вторичного загрязнения.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29