Новости

Рыбаки и лизинг

В Росрыболовстве состоялось совещание по вопросам строительства рыбопромысловых судов на условиях лизинга. Финансово-кредитным организациям и рыбакам по-прежнему очень сложно договориться друг с другом.

На встрече присутствовали представители как государственных кредитных организаций – ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Внешэкономбанк», ОАО «ВЭБ-Лизинг», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Сбербанк Лизинг», ЗАО «Гознак-Лизинг», так и крупных предприятий и отраслевых объединений – Ассоциации добытчиков минтая, Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, Союза рыбопромышленников Севера.

Открывая совещание, руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний призвал всех участников к выработке согласованных предложений по вопросам финансирования строительства и модернизации рыбопромыслового флота на условиях лизинга. Он напомнил о среднем возрасте и износе отечественных добывающих судов, в результате чего себестоимость рыбопродукции у российских компаний на 20-25% выше, чем у их иностранных коллег.

Основными нерешенными вопросами, препятствующими обновлению флота, он назвал слишком высокие ставки кредитов, малый срок, на который их предоставляют, отсутствие у предприятий достаточной залоговой базы и небольшие госсубсидии. «На кредитные деньги строить нельзя. Лизинг – тот самый финансовый инструмент, благодаря которому мы могли бы обновить флот», – сделал вывод Андрей Крайний. Он отметил, что на эти цели отрасли до 2020 г. понадобится порядка 1,5 трлн. рублей.

Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в ходе дискуссии вновь обсуждались возможности использования долей квот в качестве залога, варианты с предоставлением банковских или правительственных гарантий, привлечением иностранных верфей к работе на российской территории и даже строительством за счет государства серии судов с последующей продажей их рыбакам.

Традиционно нелестные слова прозвучали в адрес отечественных судостроительных предприятий и степени их готовности к работе с рыбаками. Наглядным примером такого отношения стало поведение присутствовавшего на совещании представителя ОАО «ОСК», который игнорировал любые обращенные к нему вопросы. Возможно, более удачным получилось бы сотрудничество заводов с финансовыми организациями, однако последние по-прежнему имеют весьма смутное представление о рыбной отрасли и предпочитают подстраховаться, выдвигая такие условия и цены, которые волей-неволей заставляют рыбопромышленников искать счастья за рубежом.

Глава Росрыболовства попытался убедить лизинговые компании в том, что «доли квот – это не кот в мешке» и «риск невозврата кредитов исчезающе мал». По его словам, правительство уже поручило проработать вопрос о залоге долей и субсидировании процентных ставок на срок более 5 лет. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о закреплении долей квот за пользователями на 20 лет. Ведомство также может консультировать финансовые организации о состоянии рыбопромышленных компаний, пожелавших построить или приобрести судно в лизинг.

В ответ государственные компании выразили готовность рассматривать проекты по строительству рыбопромысловых судов, но с одним условием – местом их реализации должны быть исключительно российские верфи. Рыбакам такой поворот пришелся не по душе, ведь в этом случае все риски, в том числе рост конечной стоимости и удлинение сроков строительства, ложатся на судовладельца. А вот под уже ввезенный в Россию траулер, построенный либо приобретенный за рубежом, желающих предоставить кредитные средства оказалось предостаточно.

На взгляд банков, заслуживает внимания и вариант с коротким кредитом на срок строительства (неважно в какой стране) и последующей его реструктуризацией, когда в качестве залога будет выступать уже существующее судно. Другое предложение касалось передачи части доли квоты специально созданной компании, которая бы полностью находилась в залоге у банка. Но при таком подходе, как справедливо указал руководитель ФАР, есть риск нечестной игры со стороны лизинговой компании, а рыбаки тут же напомнили, что дробление долей противоречит закону. Впрочем, по мнению Андрея Крайнего, для строительства флота можно сделать исключение.

«В вопросе обновления рыбопромыслового флота нужен государственный подход. Пилотным проектом должно заниматься государство в лице лизинговых компаний либо Росрыболовства, – уверен председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин, компания которого в прошлом году спустила на воду в Николаеве БАТМ «Генерал Трошев». – Позитивный момент, что государство все-таки создает лизинговые компании для финансирования, в том числе и рыболовства. Но сегодня они не обладают ни достаточными знаниями, ни механизмами реализации данных проектов. Поэтому пока все остается в стадии обсуждения. Недоумение вызывает и позиция ОАО «ОСК» – на все вопросы у них один ответ: «Без комментариев». В чем тогда смысл их участия в таких совещаниях?»

Что касается мер государственной поддержки, то одного субсидирования части процентной ставки явно недостаточно, чтобы оживить процесс модернизации рыбопромыслового флота. Отмена ввозных пошлин, вкупе с НДС составляющих почти четверть стоимости нового судна, стала бы куда более весомым аргументом для судовладельцев, не говоря уже о дотациях на топливо. Пока российские верфи станут конкурентоспособными и экономически привлекательными для заказчиков, может пройти не одно десятилетие, а рабочие места, которые даст обслуживание «незаходных» на сегодняшний день судов, появятся моментально.

«К сожалению, то и дело встречаясь, мы ходим по кругу. Я призываю всех участников процесса сосредоточиться на конкретных проектах. Когда мы возьмем конкретный проект постройки судна для конкретной компании, поработаем над ним, почувствуем все его нюансы – где строить и какие трудности при этом возникают, тогда мы поймем, насколько это реально и будем тиражировать этот опыт. А сегодня мы говорим обо всей отрасли и ни о какой конкретике», – скептически оценил результаты мероприятия вице-президент ЗАО «Сбербанк Лизинг» Александр Комаров.

Несмотря на это «Сбербанк Лизинг» готов работать с рыбохозяйственными предприятиями. «У нас очень гибкий подход. Сделки сложные, они требуют проработки, но мы готовы этим заниматься. Мы будем добиваться, чтобы все рыбаки поняли, что Сбербанк проснулся, а то его считают мамонтом, который отстал от рынка на десять лет. На самом деле все совсем не так. Если к нам попадет реальный проект, придет заемщик, мы готовы с ним работать, у нас для этого есть все инструменты», – отметил представитель компании.

Мнение о том, что российским кредитным организациям пора выходить из спячки в секторе рыболовного судостроения, разделяют и другие эксперты. «Финансовые институты, банки, лизинговые компании, принимавшие участие в сегодняшней встрече, сильно рискуют, – полагает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – Вступление России в ВТО открывает доступ на российский банковский рынок крупным зарубежным финансово-кредитным учреждениям, которые уже сейчас имеют изощренные линейки финансирования строительства рыбопромысловых судов. Поэтому для российской финансово-кредитной системы было бы важно успеть и начать хотя бы несколько знаковых проектов. Если они не начнут кредитовать строительство рыбопромыслового флота, это за них сделают другие».

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: камчаткаправительстворосрыболовствосахалинсудостроение

Похожие новости

15 февраля 2012 года

Корея и Китай лидируют по закупкам российской рыбы

Свыше 80% всего объема экспорта водных биоресурсов из России в 2011 г. пришлось на Республику Корея, Китай и Японию. При этом первые два государства стали лидерами по стоимости и объему поставляемой продукции.

Рыбаки получили список штормовых укрытий

Правительство РФ приняло постановление о пересечении госграницы российскими судами для перегрузки уловов водных биоресурсов и продукции из них в районах укрытия.

Закон об аквакультуре споткнулся на «сельскохозяйственном рыбоводстве»

Пункт о «сельскохозяйственном рыбоводстве» как об отдельном виде аквакультуры остается единственным препятствием, тормозящим подготовку ко второму чтению закона «Об аквакультуре».

Добытчикам краба прибавится работы в Японском море

Биологическая секция Ученого совета ТИНРО-Центра поддержала предложение о возобновлении промышленной добычи камчатского, синего и волосатого четырехугольного крабов в подзоне Приморье.

Следствие подсчитало взятки экс-главы теруправления ФАР

В отношении бывшего руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства возбуждено еще одно уголовное дело – по факту получения взятки в особо крупном размере.

Россия и Ангола закрепят «рыбное» сотрудничество

Представители Российской Федерации и Республики Ангола согласовали проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

Лента новостей

24 марта 2017 года

Андрей Тетеркин: Ждать принятия подзаконных актов мы не можем

На полное формирование законодательной базы по инвестквотам требуется много времени, а флот Дальнему Востоку нужен уже сейчас, подчеркивает гендиректор «Русской рыбопромышленной компании» Андрей Тетеркин. РРПК решила строить головное судно серии, не дожидаясь выхода всех документов.

Александр Дупляков: С пограничной службой работаем конструктивно

Информация об обвинениях в адрес пограничной службы, которую опубликовало одно из дальневосточных изданий, не соответствует действительности, заявил президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. В настоящее время материал с сайта СМИ удален.

Правила промысла на Севере скорректировали

Опубликованы изменения в правила рыболовства для Северного бассейна. В частности, от необходимости подавать судовые суточные донесения освобождены капитаны плавсредств с мощностью главного двигателя до 55 кВт и валовой вместимостью до 80 тонн.

Ярусники работают над снижением птичьего прилова

Уже несколько лет члены Ассоциации «Ярусный промысел» используют на судах стримерные линии, которые позволяют уменьшить случайную гибель птиц. По мнению отраслевого объединения, применение таких устройств нужно сделать обязательным.

АРПП определилась с перспективой

Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья провела во Владивостоке общее годовое собрание. Объединение определило задачи на 2017 г., а также приняло ряд важных организационных решений.

Россия и Китай договорились о взаимодействии в рыбном секторе

Во Владивостоке завершилась 26-я сессия Смешанной российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства. Стороны обсудили реализацию двусторонних соглашений, организацию поставок продукции из России в КНР, возможности инвестиций в аквакультуру.

Камчатка обновит список «краснокнижных» рыб

В Камчатском крае готовятся обновить региональную Красную книгу. Изменения должны затронуть и ее «рыбную» часть. При этом ученые принимают во внимание интересы рыбаков и обещают избегать необоснованных запретов.

Совещание в Росрыболовстве: от средств для вузов до работы ЛРЗ

Финансирование отраслевого образования, подготовку к лососевой путине, работу над системой прослеживаемости продукции из осетровых обсудили на совещании, которое провел руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

Промысел омуля скоро окажется под запретом

В текущем году вступят в силу изменения правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. В них предусмотрят запрет на промышленную добычу омуля.

Ученые отправились проверять рыбные запасы

Научно-исследовательское судно ТИНРО-Центра «Профессор Кагановский» вышло в первую в этом году экспедицию. Специалистам предстоит собрать информацию о ресурсах минтая, лососей и других гидробионтов в различных районах Северной Пацифики.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29