Проблемы рыбохозяйственного комплекса в условиях ВТО и пути их решения
После присоединения России к ВТО рыбохозяйственному комплексу страны потребовались новые, гибкие подходы, а также оперативная адаптация нормативной базы к складывающимся условиям работы, подчеркивает глава Росрыболовства Андрей Крайний.
Состояние рыбной отрасли любого государства находится в прямой зависимости от ряда существенных неопределенностей, затрудняющих планирование ее развития на долгосрочную перспективу. Это обусловлено изменчивостью ресурсной базы (биологический фактор, не поддающийся влиянию), конъюнктурой товарного рынка, стоимостью энергоносителей и рядом других факторов.
«Вместе с тем вектор развития отрасли и ее успешность всегда определялись состоянием и эффективностью взаимодействия власти с рыбацким сообществом», – отмечает в своей статье, подготовленной для журнала «Fishnews – Новости рыболовства», руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.
Он обращает внимание на то, что в 2004-2006 гг. отрасль демонстрировала наихудшие за всю постсоветскую историю результаты из-за отсутствия четких ориентиров и размытости законодательства. «Российский флот покинул большинство районов Мирового океана, сосредоточившись в национальной экономической зоне, катастрофическими темпами нарастали объемы браконьерства, доля убыточных предприятий достигала 50% (для сравнения: в 2012 г. доля прибыльных предприятий в рыбной отрасли составила 81,8%.)», – констатирует глава ведомства.
Андрей Крайний подчеркнул, что принятые в 2007 г. по итогам Государственного совета прорывные решения, не потребовавшие бюджетных расходов, позволили переломить негативный тренд развития рыбной отрасли и фактически заложить основу для ее перехода к интенсивному пути экономического развития.
«Приведу лишь несколько цифр. За пять лет российский вылов прирастал ежегодно на 6,5% и достиг 4,3 млн. тонн, против 3,4 млн. тонн в 2007 году. Сальдированный финансовый результат увеличился в 4,6 раза, финансовая эффективность российской рыбной отрасли выросла почти в 30 раз, увеличилась экономическая отдача от промысла. Так, в 2008 году каждая тонна общероссийского вылова генерировала 184,6 рубля общеотраслевого сальдированного финансового результата, а в 2012 году уже 5 353,6 рубля. И это не рапорты рыбаков и чиновников, это данные статистики», – замечает руководитель ФАР. Он добавил, что в эти годы фактические темпы развития отрасли обгоняли параметры оптимального сценария, установленные Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.
По словам Андрея Крайнего, после присоединения России к ВТО перед рыбохозяйственным комплексом страны встали вызовы, требующие новых, гибких подходов, а также оперативной адаптации нормативной базы к складывающимся условиям работы.
«По сути, объективно назрела необходимость выработки и реализации целого ряда управленческих решений, направленных на совершенствование системы государственного управления отраслью и дифференцированного применения мер экономического стимулирования, не противоречащих правилам ВТО, и которые в своей совокупности позволят обеспечить дальнейший рост отрасли и повышение ее экономической отдачи», – заявил глава федерального агентства.
Проведенный Росрыболовством анализ показал, что новые условия функционирования рыбохозяйственного комплекса по правилам ВТО напрямую затрагивают те его сегменты, которые не входили в сферу деятельности Росрыболовства. «К слову, не осуществляется пока их регулирование и со стороны Минсельхоза России», – отметил руководитель ведомства.
Такими сегментами являются, прежде всего, береговая переработка, логистика и сфера реализации рыбной продукции. «Росрыболовство неоднократно указывало на отсутствие единой системы управления рыбохозяйственным комплексом страны, что несет в себе угрозы снижения его конкурентоспособности в новых условиях. И эта проблема до настоящего времени рассматривается нами в числе предлагаемых мер как ключевая», –подчеркнул Андрей Крайний.
Полный текст статьи читайте в рубрике «От первого лица» на сайте Fishnews.