Норвежцы поставили сохранность рыбных запасов превыше нефтедобычи
Последствия нефтедобычи на шельфе северных морей могут одним махом обесценить инвестиционные проекты по развитию рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке.
Норвежское правительство приняло решение отказаться от рискованных проектов у берегов Лофотенского, Вестероленского архипелагов и острова Сенья и в акваториях, близких к границе полярных льдов. Будущий премьер-министр Норвегии Эрна Сулберг огласила пункты соглашения, которое парламентарии заключают между собой на следующие четыре года. Одним из ключевых вопросов стало прекращение работы нефтегазовых компаний в наиболее уязвимых районах за полярным кругом.
Норвежские Лофотенский и Вестероленский архипелаги известны на весь мир своими скалами и фьордами, а также продуктивностью и биоразнообразием вод, окружающих эти острова. Здесь находятся основные нерестилища баренцевоморской трески и пикши. WWF на протяжении ряда лет работал над тем, чтобы уберечь Лофотенские и Вестероленские острова, известные как участки Нордленд VI и VII, от нефтедобычи. Промышленное освоение в суровых условиях может нанести огромный ущерб рыболовству и всей экосистеме Баренцева моря.
«Это не просто победа для всех нас, кто провел бесчисленные часы и годы борьбы за это. В первую очередь это большая победа для удивительной северной природы, трески, морских птиц, крупнейшего холодноводного в мире кораллового рифа, для будущего развития и создания новых рабочих мест ресурсосберегающей экономики и 100% перехода на возобновляемые источники энергии», – говорит генеральный директор WWF Норвегии Нина Йенсен.
По словам руководителя Морской программы WWF России Константина Згуровского, продление моратория на нефте- и газодобычу на шельфе у Лофотенских островов стало возможным во многом благодаря активной позиции норвежских рыбаков и природоохранных организаций, которые многие годы добивались такого решения. «Нам кажется, что и наши рыбаки, которые ведут промысел в районах, где планируется или уже частично проводится бурения на шельфе, должны обратить серьезное внимание на возможные последствия. Недавно стало известно, что благодаря непримиримой позиции американских рыбаков и НПО, крупный английский инвестор отозвал свое участие в финансировании добычи золота на побережье Бристольского залива в США. Под вопросом также бурение нефти в этом районе, поскольку рыба может дать в долгосрочной перспективе несравненно больше, чем добыча минерального сырья», – заявил он Fishnews.
«Все больше компаний и стран отказываются или переносят сроки реализации рискованных арктических шельфовых проектов, – комментирует ситуацию Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России. – Нынешние намерения правительства Норвегии продлить мораторий на разработку в наиболее ценных с точки зрения водных биоресурсов акваториях, как Лофотены, и ввести запрет на такие работы в зонах экстремального риска, например на границе с ледовым арктическим покровом, должны стать сигналом для российских компаний и правительства».
Норвежские стандарты и практики морской добычи и транспортировки нефти и газа являются лучшими в мире, но даже при их наличии правительство Норвегии посчитало риски шельфовой добычи в ряде районов неприемлемо высокими. По мнению экспертов, с большой долей вероятности можно утверждать, что и проект Приразломной, в основе которой лежит списанная около 30 лет назад платформа из Северного моря и который реализуется в условиях ледового Печорского моря, не пройдет аудит по норвежским стандартам.
В случае аварии это может привести к серьезным последствиям для рыболовства. Достаточно вспомнить недавнюю катастрофу в Мексиканском заливе, а ведь этот район обладает развитой инфраструктурой по борьбе с нефтяными разливами. Но ни одна компания в мире на сегодняшний день не имеет в своем арсенале надежных способов ликвидации нефтяных разливов в ледовых условиях Арктики, к тому же в отдалении от берегов.
«WWF постоянно напоминает о том, что рациональное устойчивое использование и сохранение возобновляемых ресурсов должно рассматриваться как приоритет при эксплуатации шельфа», – уточняет Константин Згуровский. Позиция Всемирного фонда дикой природы заключается в том, что бурение в Арктике следует отложить до момента, пока появятся технологии борьбы с нефтеразливами, может быть, оставить эти нефтяные ресурсы для будущих поколений. Конечно, WWF – не сторонник такого рода действий, к которым прибегают активисты Greenpeace. Но порой такие ситуации, как с судном «Арктик Санрайз», тоже бывают полезными, потому что они привлекают к проблеме внимание общественности.
«Победа здравого смысла в Норвегии дает надежду, что при планировании хозяйственной деятельности в море мы будем рассматривать наши действия комплексно, учитывать все риски, давать стратегическую экологическую оценку всем планам, создавать так называемые «ноу гоу» зоны для добычи нефти в наиболее ценных местах шельфа, чтобы основные рыболовные районы, подобные Баренцеву и Охотскому морю, не подвергались угрозе нефтяного загрязнения. Хотелось бы, чтобы наши рыбаки заняли более активную позицию в этом вопросе. Ведь если будут уничтожаться нерестилища, произойдет загрязнение морей и пострадают экосистемы, это тут же отразится на вылове и качестве рыбы. И тогда многомиллионные вложения в те же перерабатывающие заводы и рыбохозяйственный кластер, который собираются строить во Владивостоке, могут оказаться просто ненужными», – считает руководитель Морской программы WWF России.
Fishnews