Новости
Государство планирует сэкономить на науке и аквакультуре

Государство планирует сэкономить на науке и аквакультуре

В проекте федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрено существенное сокращение расходов на реализацию отраслевой госпрограммы. В числе пострадавших направлений – наука, рыбоохрана, инновации и аквакультура.

10 октября Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект ФЗ № 348499-6 «О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.», внесенный Правительством России, в части своих профильных направлений. На заседании были заслушаны доклады представителей федеральных органов исполнительной власти и аудитора Счетной палаты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами федерального бюджета по государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

В заключении комитета отмечено, что в проекте федерального бюджета на 2014–2016 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2014 г. – 10 225,2 млн. рублей, в 2015 г. – 10 343 млн. рублей и в 2016 г. – 10 344,9 млн. рублей. По сравнению с тем, что утверждено в паспорте государственной программы, объемы бюджетных ассигнований в 2014 г. увеличены на 34,7 млн. рублей, в 2015 г. – на 111,3 млн. рублей, а в 2016 г. снижены на 357,3 млн. рублей. Таким образом, законопроект предполагает общее сокращение бюджетных ассигнований на 2014-2016 гг. на 211,3 млн. рублей.

Согласно пояснительной записке к законопроекту эти отклонения обусловлены, главным образом, изменениями параметров финансового обеспечения подпрограммы «Обеспечение создания условий для реализации государственной программы» в части увеличения бюджетных ассигнований в объеме 150 млн. рублей ежегодно на материально-техническое обеспечение деятельности территориальных управлений Росрыболовства.

Рост расходов, в соответствии с законопроектом, на реализацию госпрограммы в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом составит 117,8 млн. рублей, в 2016 г. – 1,9 млн. рублей, что обусловлено общими подходами к формированию федерального бюджета на 2014-2016 гг. Расходы на реализацию мероприятий госпрограммы в 2014 г. снизятся по отношению к текущему году на 254,8 млн. рублей. Помимо указанных факторов это связано с прекращением с 2014 г. государственной поддержки проведения комплексного изучения водных биоресурсов в рамках мероприятий по адаптации российской экономики к условиям членства в ВТО в объеме 200 млн. рублей. Кроме того, на 226,8 млн. рублей будут уменьшены бюджетные ассигнования по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам сроком до пяти лет на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и хранения рыбной продукции – в связи с уменьшением остатка ссудной задолженности по кредитам, полученным в 2008-2013 гг.

На фоне увеличения объемов бюджетных ассигнований на такие подпрограммы как «Организация рыболовства» (на 0,4 млн. рублей в 2014 г., на 0,7 млн. рублей в 2015 г.), «Развитие аквакультуры» (на 15,2 млн. рублей в 2014 г., на 73,2 млн. рублей в 2015 г.), «Обеспечение создания условий для реализации госпрограммы» (на 304 млн. рублей в 2014 г., на 304,2 млн. рублей в 2015 г.), законопроект предусматривает уменьшение объемов финансирования из бюджета других направлений. В 2016 г. предполагается сокращение объемов бюджетных ассигнований на все подпрограммы, за исключением подпрограмм «Модернизация и стимулирование» (увеличение на 0,1 млн. рублей) и «Обеспечение создания условий для реализации госпрограммы» (увеличение на 189,6 млн. рублей).

В частности, законопроектом предлагается урезать объем бюджетных ассигнований на подпрограмму «Наука и инновации»: в 2014 г. – на 167,5 млн. рублей, в 2015 г. – на 165,1 млн. рублей, в 2016 г. – на 318,6 млн. рублей. Это предложение не соответствует представленным в подпрограмме расчетам, согласно которым на ее реализацию требуется не только установленный объем бюджетных ассигнований, но и дополнительные финансовые ресурсы федерального бюджета в размере 2 690 881,58 тыс. рублей в 2014 г. и 2 715 684,91 тыс. рублей в 2015 г.

При наблюдаемом в последние годы недостатке финансирования отраслевой науки Росрыболовство не в состоянии проводить комплексные рыбохозяйственные исследования состояния запасов ВБР в районах промысла, включая экономзоны иностранных государств, конвенционные районы и открытые районы Мирового океана. Сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказываются на достоверности оценок общего допустимого улова основных видов водных биоресурсов. В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Отсутствие или недостаток финансирования приведет к прекращению морских ресурсных исследований, что, в свою очередь, может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции России в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.

Таким образом, предлагаемое законопроектом решение об уменьшении финансирования подпрограммы не способствует достижению ее основных целей: научного обеспечения поддержания положительной динамики вылова, рационального и неистощительного использования ВБР, повышения эффективности работы предприятий рыбной промышленности за счет внедрения новых технологий.

Законопроект также предполагает уменьшение объема бюджетных ассигнований на подпрограмму «Охрана и контроль»: в 2014 г. – на 117,1 млн. рублей, в 2015 г. – на 101,7 млн. рублей, в 2016 г. – на 155,2 млн. рублей. Между тем обеспечение действенного федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР, совершенствование системы охраны рыбных ресурсов и среды их обитания, а также обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море является одной из важнейших задач государства при реализации политики в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Согласно данным подпрограммы, несмотря на принимаемые уполномоченными ведомствами меры по решению задач охраны рыбных запасов и осуществления госконтроля в этой сфере, а также по повышению уровня их ресурсного обеспечения, темпы улучшения ситуации в этом направлении не соответствуют степени угроз, вызванных ННН-промыслом. Незаконная добыча водных биоресурсов рассматривается сегодня в качестве одной из основных угроз безопасности России в находящихся под ее суверенитетом и юрисдикцией районах рыболовства. ННН-промысел создает серьезные препятствия для устойчивой эксплуатации ВБР и сохранения их биоразнообразия, переводящих в зону повышенных рисков саму основу мировой и национальной рыболовной политики.

Не меньшего внимания требует повышение безопасности мореплавания рыбопромысловых судов. Необходима разработка комплексных мер по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного флота, а также совершенствованию аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства. Подпрограммой также обозначена дополнительная потребность в бюджетном финансировании в размере 8 095 636,14 тыс. рублей, в том числе в 2014 г.– 596 840,27 тыс. рублей, в 2015 г. – 767 401,49 тыс. рублей.

В пояснительной записке к законопроекту одной из причин уменьшения финансирования подпрограммы «Охрана и контроль» названо перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных ранее на предоставление субвенции региональным бюджетам на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны ВБР в связи с формированием в рамках госпрограммы «Региональная политика и федеративные отношения» единой субвенции. Однако перераспределению в этом случае подлежат 32,3 млн. рублей, тогда как сокращение на реализацию подпрограммы за 2014–2016 гг. составляет 374 млн. рублей. Оптимизация бюджетных ассигнований, а также выделение дополнительных средств на материально-техническое обеспечение деятельности теруправлений Росрыболовства представляется недостаточно обоснованным доводом для сокращения финансирования реализации подпрограммы в предлагаемом объеме.

Подпрограмму «Модернизация и стимулирование» законопроект предлагает «удешевить» по отношению к показателям, заложенным госпрограммой, в 2014 г. на 0,3 млн. рублей, а в 2015 г. сохранить объемы, предусмотренные паспортом госпрограммы в размере 0,1 млн. рублей. Между тем подпрограммой поставлены такие определяющие для рыбной отрасли цели и задачи, как стимулирование обновления и модернизация материально-технической базы рыбохозяйственных предприятий и организаций, строительство новых, техническое перевооружение и модернизация существующих рыбодобывающих, рыбообрабатывающих и холодильных мощностей. Помимо определенного минимального объема финансирования подпрограмма также испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах: в 2014 г.– 386 263,5 тыс. рублей, в 2015 г. – 247 254,63 тыс. рублей, в 2016 г. – 120 209,15 тыс. рублей. Сокращение необходимого «минимума» финансирования подпрограммы не будет способствовать своевременному достижению результатов.

«Рыбохозяйственный комплекс имеет все основания для того, чтобы увеличивать объемы продукции и решать те задачи, которые ставились и на съезде рыбаков и на отраслевых форумах. Однако ежегодное сокращение на 150-160 млн. рублей на науку – это тревожный вопрос. Будет ли у нас стратегия и перспектива отслеживать ресурсы, их воспроизводство, миграцию, давать их научную оценку в качестве потенциала развития?» – прокомментировал Fishnews параметры бюджета, заложенные в законопроекте для рыбной отрасли, депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов.

«Сначала наука, потом вылов и уже затем потребление, а никак не наоборот. Сокращая финансирование науки, мы ставим под сомнение все остальное, всю цепочку вплоть до потребления. Поэтому я надеюсь, что здравый смысл победит, и уже ко второму чтению такое серьезное упущение по недофинансированию научного потенциала рыбохозяйственного комплекса будет устранено. Что касается аквакультуры, мы должны понимать, что каждый вложенный в этот сектор рубль – это рубль в отдаче. Здесь вложения, начиная от инфраструктуры и заканчивая приобретением специализированного оборудования, окупятся не только в качестве продукции, но и в качестве новой базы развития для всей отрасли», – уверен парламентарий.

«Во-первых, при 10 млрд. рублей общих затрат увеличение бюджетных ассигнований порядка 34 млн. рублей даже не покрывает инфляционной составляющей. Если взять в среднем 5% – это уже порядка 150 млн. рублей получается, – заявила вице-президент фонда «Национальный престиж» Анна Горнова. – Во-вторых, не принято увеличение по разделу «аквакультура»: те объекты, по которым начато строительство, в нынешней редакции остаются без финансирования. На содержание действующих заводов финансирование выделено, а на развитие, на строительство новых – нет».

Обратила внимание эксперт и на системное снижение затрат на науку. «Научные исследования являются одним из главных элементов государственного управления, поскольку водные биологические ресурсы находятся у нас в государственной собственности. При таком подходе в будущем мы рискуем потерять доступ к международным районам промысла, потерять миллионы тонн добычи рыбы, потому как проведение научных исследований являются одним из обязательств активного членства в международных рыбохозяйственных конвенциях. Согласно предложенным бюджетным параметрам на ближайшие годы Россия такой возможности лишается. И надо подчеркнуть, что в этом разделе мы уже в который раз видим систематическое сокращение финансирования», – заявила Анна Горнова.

Fishnews

НазадМетки: аквакультураправительстворосрыболовство

Похожие новости

11 октября 2013 года

Отраслевые вузы согласовали профстандарты для рыбного хозяйства

Рыбохозяйственным университетам России удалось согласовать спорные моменты, возникшие при подготовке новых профессиональных стандартов для отрасли. После внесения всех дополнений документы будут переданы на утверждение в Минтруд России.

Позицию РСПП учтут при подготовке «рыбного» техрегламента

Президент РСПП Александр Шохин направил в Евразийскую экономическую комиссию и Правительство РФ предложения по проекту техрегламента Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». В частности, предложено отказаться от ветеринарного сопровождения переработанной рыбопродукции.

Спасательный отряд прошел проверку «Северным ветром»

Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ Росрыболовства провел учения в Баренцевом море. Спасатели отработали действия при возникновении чрезвычайных ситуаций на промысле и протестировали новое оборудование.

Обзор топливного рынка: 41-я неделя 2013 года

Аналитики Marine Bunker Exchange отмечают неопределенность основных факторов влияния на мировом топливном рынке.

Отечественные рыбаки собираются вернуться в мавританские воды

Росрыболовство обсудило условия возобновления российского промысла пелагических рыб в исключительной экономзоне Мавритании. Ожидается, что в водах этой страны смогут вести лов 10-15 отечественных судов.

10 октября 2013 года

Хабаровская путина завершается успешней, чем ожидалось

В Хабаровском крае подвели предварительные итоги «красной» путины. По состоянию на 10 октября рыбаки региона поймали 39,2 тыс. тонн лососей, превысив первоначальный научный прогноз на 0,6 тыс. тонн.

Лента новостей

12 декабря 2017 года

Палтусы станут единой инвестквотой

В постановления правительства по инвестиционным квотам предлагается внести изменения. В частности, белокорого и черного палтусов планируют прописать как один объект.

Дальний Восток встречает новый таможенный кодекс

Задача таможенных органов – чтобы с 1 января участники ВЭД могли пользоваться преимуществами нового таможенного кодекса, заявил заместитель руководителя ФТС России Тимур Максимов.

У браконьеров отберут очередной «подфлажник»

Вступило в силу решение Сахалинского областного суда по делу судна-нарушителя Amicus, пойманного в российских водах с крабом на борту. Иностранной компании назначен штраф в 2,7 млн рублей с конфискацией «подфлажника».

С кем же обсуждались крабовые квоты?

По словам главы Минсельхоза, вопрос распределения крабового ресурса на торгах обсуждался с отраслевым сообществом, однако рыбацкой общественности о таких совещания не известно, отмечает член Общественного совета при Росрыболовстве, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов.

«Дикий Улов» – сделано на Дальнем Востоке

Современный покупатель знает, что такое дикая рыба, и для многих «Дальний Восток» на упаковке с рыбопродукцией – это гарантия ее натуральности. Поэтому задача переработчика – сохранить в продукте лучшее. Такую цель ставят для себя производители рыбопродукции «Дикий Улов» – добыто и произведено в Хабаровском крае.

ЦСМС открывает сервисный центр во Владивостоке

Владивостокский филиал ФГБУ «ЦСМС» получил свидетельство о признании Российского морского регистра судоходства, которое позволяет оказывать услуги сервисного центра.

Вьетнам серьезно изменил «рыбное» законодательство

Национальная Ассамблея Вьетнама приняла поправки в закон о рыболовстве. Ожидается, что усиление контроля над промыслом и борьбы с браконьерством поможет республике избежать запрета на экспорт уловов в страны Евросоюза.

На Дону появился опасный «пришелец»

В бассейне Дона ученые обнаружили нового для Азово-Черноморского региона моллюска – Corbicula fluminea. Он входит в список 100 наиболее опасных инвазивных видов Европы.

«Анонимного» лосося превратили в биогаз

Сотрудники Россельхознадзора задержали более тонны свежемороженого лосося, ввезенного из Казахстана. Сопроводительных документов на рыбопродукцию не оказалось, и она была утилизирована.

11 декабря 2017 года

Закон о госконтроле – что в проекте?

Законопроект о госконтроле – объемный, более чем в 200 страниц, документ, призванный перевести систему на новые рельсы. Действовать предполагается в рамках уже начатой реформы. Fishnews решил рассказать о ключевых моментах законопроекта.

Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31