Новости
Кому выгодна «сельдевая лихорадка»?

Кому выгодна «сельдевая лихорадка»?

Обрушения российского рынка сельди не произойдет, а его временное «сжатие» – естественный процесс, считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

В последнее время средства массовой информации стали публиковать катастрофические прогнозы относительно отечественного сельдевого рынка. Предполагается, что в текущем году он рухнет с 500 тыс. тонн до 220 – 250 тыс. тонн, так как очень много тихоокеанской сельди уходит на экспорт. Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев провел собственный анализ ситуации и нашел в расчетах аналитиков ряд принципиальных ошибок.

«Внимательное изучение цифр, которые используют коллеги, показывает: они соединяют несоединимое. Тонны вылова и тонны продукции. Это все равно, что складывать тонны сырой нефти с тоннами бензина или тонны зерна с тоннами хлебобулочных изделий», – комментирует руководитель АДМ в статье, опубликованной на сайте Fishnews. По словам Германа Зверева, если использовать общепризнанный измеритель – тонну вылова – отечественный сельдевой рынок «съежился» с 2009 г. на 40%. «В 2009 году российский рынок сельди составлял 616 тыс. тонн, а в 2012 году – 371 тыс. тонн. Итак, рынок «сжимается», но скорость «сжатия» далека от катастрофичной. Не в два раза за год, а на 40% за три года. Это не одно и то же», – констатировал президент ассоциации.

Он также обратил внимание на то, что для утверждений о беспрецедентном кризисе для рынка, нельзя анализировать рыночные тренды только за последние три-четыре года. Герман Зверев привел показатели российского рынка сельди с 1976 г. По ним видно, что объем советского рынка сельди превышал уровень современного отечественного всего дважды – в 1976/1977 гг. и 1985/1987 г. «Если убрать две «пиковые точки», то с 1976 года по 1990 год среднегодовой объем рынка сельди в СССР составлял 250 тыс. тонн. С 1991 года по 2012 год среднегодовой объем рынка сельди составлял 450 тыс. тонн. Разница очень существенная», – отметил руководитель отраслевого объединения. Он добавил, что фактическое среднедушевое потребление сельди в современной России в три раза выше, чем в советский период.

По подсчетам Германа Зверева, среднегодовой объем рынка сельди в России в течение последних двадцати лет составляет 450 тыс. тонн, а «исторический минимум» – 400 тыс. тонн. «Ошибка аналитиков, которые сейчас пугают рынок, в их «короткой памяти». Это третье очень серьезное искажение. Они берут за отправную точку для своих прогнозов один год – 2009 год, когда объем рынка приближался к «историческому максимуму» (732 тыс. тонн). В 2009 году российский рынок сельди превысил 616 тыс. тонн, поэтому дальнейшее поведение рынка на этом фоне выглядит как самый настоящий слалом. Но посмотрите на картину шире: не с 2009 года, а с 1976 года. Что мы видим? Мы видим несколько «пиковых точек», которые рынок достигал за сорок лет, 2009 год – одна из таких точек», – отметил президент АДМ.

«Пиковые показатели» рынка наблюдались в 1976 – 1977 гг., затем в 1985-1987 гг., в 1997-1999 гг. и в 2009-2010 гг. Эти показатели удерживались не более двух-трех лет, а затем неизбежно происходило «сжатие» рынка. «В настоящее время мы приближаемся к середине четвертого цикла за последние сорок лет, следовательно, возможное «дно» рынка находится на отметке 320 тыс. тонн. На мой взгляд, рынок сельди не упадет так низко – остановится на отметке 350 – 360 тыс. тонн. Следовательно, «сжатие» рынка по сравнению со среднегодовым уровнем может составить 23 – 25%, но не 50%, как считают коллеги», – сделал вывод Герман Зверев.

Он подчеркнул, что устойчивые и продолжающиеся в течение почти сорока лет волновые колебания рынка – «длинные циклы» – совпадают с колебаниями мирового вылова сельди. Россия является крупнейшим игроком мирового рынка сельди, но доля нашей страны зависит от уровня предложения. «Когда вылов сельди в мире растет, доля России в мировом рынке сельди возрастает до 20% (было даже 27%), а когда вылов сельди снижается, доля России в мировом рынке сельди сокращается до 10%. Это означает, что потребители ставят жесткую границу для цены. Если розничная цена на сельдь эту границу превышает, потребитель резко снижает покупки. Поэтому несмотря на значительные колебания объема рынка розничные цены на сельдь меняются вдвое медленнее. Это третье очень важное искажение, которое допускают коллеги: они считают, что объем рынка и розничная цена движутся параллельно. Но это не так», – сообщил руководитель Ассоциации добытчиков минтая.

По мнению Германа Зверева, у сокращения российского рынка сельди есть и преимущества. В частности – повышение стандартов качества и, как следствие, «выбраковка» недобросовестных производителей. «Ничего необычного, необъяснимого и трагичного в том, что рынок сельди после трехлетнего бума возвращается к естественным среднегодовым показателям, нет. Такое происходит уже сорок лет. Поэтому на вопрос: «Кому выгодна «сельдевая лихорадка?» отвечу так: могу назвать тех, кому она невыгодна. «Сельдевая лихорадка» невыгодна добросовестным рыбакам, рыбопереработчикам и трейдерам, потому что они вместе создают рынок», – резюмировал президент АДМ.

Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.


НазадМетки: адм
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31