Новости
Герман ЗВЕРЕВ

Зачем промыслу минтая нужна сертификация MSC?

Экологическая сертификация промысла минтая позволит наиболее дальновидным компаниям воспользоваться открывающимися возможностями и увеличит их отрыв от «середняков» и «аутсайдеров», считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

В начале 2000-х годов российские предприятия стали наращивать выпуск филе минтая на рыбопромысловых судах и быстро укрепились на рынке филе минтая морской заморозки в Европе: в 2001 г. российские предприятия производили свыше 90 тыс. тонн филе минтая, что в три раза больше, чем сейчас. По словам Германа Зверева, как только зарубежные конкуренты почувствовали угрозу со стороны российских предприятий, то стали искать защитное оружие. Вот тут и пригодились экологические стандарты.

– Как раз в начале «нулевых» крупные розничные сети и международные экологические организации (WWF) разработали экологический стандарт Морского попечительского совета (MSC), который увязывает продажи рыбопродукции с состоянием популяций водных биоресурсов. Только при наличии экологического сертификата рыбопродукция получала «зеленый коридор» в розничных сетях. Экофундаменталисты типа «Greenpeace» стали атаковать те розничные сети, которые отличались «экологическим безразличием», – обрисовывает ситуацию президент Ассоциации добытчиков минтая. – Акции всех розничных сетей торгуются на биржах, поэтому любой скандал снижает капитализацию компаний. Экологический шантаж стал дорого обходиться ритейлерам, их акционеры не хотели терять дивиденды и ввели экологические стандарты в корпоративную политику закупок. Теперь у каждой крупной мировой розничной сети есть свои консультанты по «экологизации» закупок, которые экзаменуют рыбопродукцию с точки зрения ее принадлежности к экологически устойчивым промыслам.

Глава отраслевого объединения анализирует ситуацию на рынке: как только появились экологические сертификаты промыслов, европейская розница «уронила» закупочные цены на филе минтая первой заморозки с 2,1 евро за килограмм до 1,7 евро за килограмм. Американская ассоциация минтайщиков (APA) быстро сертифицировала минтаевый промысел и обеспечила для себя выгодные цены, а российские минтайщики этого не сделали. Это привело к тому, что европейские ритейлеры стали сокращать закупки российского филе первой заморозки, производимого на кораблях. На европейском рынке возник дефицит филе минтая, который стали заполнять китайские рыбопереработчики. Они предлагали филе второй заморозки, которое поначалу стоило на 40% дешевле филе первой заморозки. Так появился рынок несертифицированного филе минтая.

– Цены на мороженый безголовый минтай быстро выросли с 2000 по 2005 годы, и российские компании стали получать значительный доход на продажах мороженого минтая. Такое положение дел устраивало участников рынка и потребителей, – пишет руководитель АДМ. – Российские поставщики сырья получали половину дохода от оптовых продаж готового филе второй заморозки, китайские переработчики имели гарантированный источник сырья, а европейские потребители могли выбирать между филе первой заморозки и менее дорогим филе второй заморозки.

Однако, как отмечает в статье для Fishnews Герман Зверев, к 2012-2013 гг. экономические условия изменились. «Ценовая война» между филе первой и второй заморозки привела к тому, что ценовая разница между этими видами продукции сократилась с 40% до 15%. В то же время производственные затраты китайских рыбопереработчиков (прежде всего зарплата) выросли. Образовались «ножницы цен»: отпускная цена на готовое филе снизилась, а закупочная цена на российский мороженый минтай осталась на прежнем уровне.

Таким образом, делает вывод президент АДМ, экологическая сертификация промысла минтая по стандартам MSC утратила свою изначальную коммерческую ценность. Экосертификация российского промысла в Охотском море не приведет к немедленному и гарантированному коммерческому успеху для всех российских минтайщиков, неважно – состоят они в Ассоциации добытчиков минтая или нет.

К важным преимуществам сертификации минтая можно отнести защиту от неожиданных атак конкурентов. «Никто не берется предсказать, что будет происходить на международной арене и на мировом рыбном рынке. Нельзя исключать возможности усиления экономического и политического давления на Россию, а такое давление всегда проявляется в форме давления на российские предприятия, – комментирует представитель отрасли. – Экологические стандарты, повторюсь, являются инструментов такого давления. Теперь значительная часть дальневосточного промысла застрахована от шантажа экорадикалов. Но речь идет только об одном страховом случае – нападках со стороны экошантажистов, другие экономические и коммерческие риски (например, последствия «ценовой войны» между филе первой и второй заморозки) сертификат застраховать неспособен».

В то же время теперь у добытчиков минтая появляются такие возможности завоевания отраслевого лидерства, которые до получения сертификата были закрыты для российского промысла. Руководитель ассоциации приводит некоторые из них. «Во-первых, это переход на прямые договоры поставки сырья европейским рыбопереработчикам. Крупные европейские компании готовы закупать MSC-сертифицированный минтай для своих перерабатывающих фабрик в Китае у российских компаний напрямую, исключив из цепочки спекулятивную маржу китайских компаний, – объясняет Герман Зверев. – Во-вторых, увеличение производства филе первой заморозки на кораблях и возможность выхода на те рынки филе первой заморозки, которые прежде были «заповедником прибыли» для сертифицированного минтая. В-третьих, строительство береговых перерабатывающих предприятий по производству филе минтая, в том числе с участием европейских инвесторов, и конкуренция на рынке филе второй заморозки с китайскими переработчиками за счет финансовых, технологических, логистических и сбытовых возможностей европейских партнеров».

Негарантированность общего коммерческого успеха увеличивает масштаб потенциального выигрыша для тех, кто рискнет изменить стратегии бизнеса, а следовательно – увеличивает конкуренцию в отрасли. «Экологическая сертификация промысла минтая не является коммерческим проектом, который немедленно и автоматически принесет выгоду всем игрокам рынка, – делает вывод руководитель Ассоциации добытчиков минтая. – Экологическая сертификация промысла минтая резко обострит конкуренцию в отрасли, позволив наиболее дальновидным компаниям воспользоваться открывающимися возможностями и увеличит их отрыв от «середняков» и «аутсайдеров».

Текст полностью читайте в рубрике «От первого лица» на сайте Fishnews.


НазадМетки: адмбиржакитайминтай
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30