Новости
Директор по региону Европы MSC Камиль ДЕРИКС представляет Морской попечительский совет

Экомаркировка или приманка для покупателя

Успешная сертификация по стандартам MSC ведущих российских промыслов отнюдь не гарантирует доступность для населения экологически ответственной рыбной продукции.

3 декабря в Москве прошел круглый стол на тему «От ответственного рыболовства к экологически ориентированному рыбному рынку», организованный Морским попечительским советом (MSC) при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF). Организаторы постарались собрать на одной площадке все заинтересованные стороны – рыбаков, переработчиков, ретейлеров, представителей органов власти и общественных организаций. Они обсудили перспективы и направления развития MSC-сертификации в России, а также трудности, с которыми компании сталкиваются на этом пути.

Как сообщает корреспондент Fishnews, на встрече директор по региону Европы MSC Камиль Дерикс представил Морской попечительский совет как независимую международную некоммерческую организацию, созданную с целью сохранения биоресурсов Мирового океана и перевода рыбного рынка на устойчивую основу. С помощью программы сертификации и экомаркировки она осуществляет поощрение экологически ответственной практики рыбного промысла и влияет на выбор потребителей при покупке морепродуктов.

В ходе сертификации важнейшими критериями являются здоровье популяция, сохранение функций экосистемы и оценка управления промыслом. Ярлык MSC гарантирует прослеживаемость продукции с момента ее вылова и до прилавка. Сертификации подвергается не только промысел, но и вся цепочка предприятий, которую проходит рыба по пути к столу.

По словам Камиля Дерикса, для многих стран характерен растущий интерес населения к информации о состоянии промыслов и охране экосистем. Как следствие – увеличивающийся спрос на продукцию устойчивого рыболовства, который подталкивает производителей к участию в программе MSC-сертификации. В настоящее время в программе Морского попечительского совета участвует около 315 рыбопромысловых компаний по всему миру.

В нашей стране за период 2009-2013 гг. сертификацию по стандартам MSC успешно прошли несколько промыслов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке, промысел трески и пикши в Баренцевом море, и самый масштабный российский проект – промысел минтая в Охотском море. Руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев отметил важность этого события, подчеркнув, что несмотря на изначально негативное отношение к тому, что «какая-то иностранная организация сертифицирует наш российский промысел», в ходе этого процесса все стороны показали достойный пример международного сотрудничества.

По мнению Александра Савельева, в России растет интерес к рыбе и морепродуктам, и «круглый стол может способствовать развитию спроса на продукцию экологически ответственных промыслов». «Чем больше мы будем информировать об экологических, экономических и потребительских преимуществах продукции, сертифицированной и маркированной по стандартам MSC, тем более качественным станет рыбное меню наши соотечественников», – заявил он.

Исполнительный директор Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак признался, что когда проект по сертификации только начинался в 2008 г., основным мотивом был коммерческий интерес, поскольку минтай – преимущественно экспортный продукт, а сертификат MSC является важным элементом конкурентоспособности на мировом рынке. «С тех пор прошло пять лет, рынок изменился. И сейчас сертификат MSC для АДМ эволюционировал из коммерческого проекта в проект по развитию устойчивости и созданию новых ценностей для потребителей», – рассказал он.

В ходе сертификации система управления рыболовством в РФ и отраслевая наука проходили очень жесткий экзамен как со стороны международных экспертов, так и конкурентов российских рыбаков и успешно сдали его. Тщательной оценке подверглись и российские рыбоперерабатывающие компании, что позволило получить MSC-сертификат цепи прослеживаемости, который подтверждает наличие эффективной системы по контролю за продвижением продукции от производителя к потребителю. По мнению Алексея Буглака, «теперь покупатели минтая могут быть уверены в устойчивости источников сырья, в устойчивости промысла минтая в Охотском море, а также в полной прослеживаемости и прозрачности продукции из минтая, которая поступает на прилавки магазинов».

Даже пройдя сертификацию, российские рыбопромышленники продолжают предпринимать шаги по улучшению промыслов, подтвердил вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» по международным вопросам Сергей Сенников. Холдинг первым на Северном бассейне получил сертификат MSC на промысел трески и пикши в 2010 г., который сопровождался рядом условий и рекомендаций. Спустя три года большая часть замечаний устранена и повторную сертификацию в 2015 г. компания планирует пройти без дополнительных условий.

«Для нас инструмент MSC – это определенный маркетинговый ход, чтобы продвигать эту продукцию и чем-то выделить ее на рынке. В первую очередь это происходит благодаря тому, что рынок рыбного филе – это все-таки рынок однотипного продукта», – объяснил свою позицию гендиректор смоленского ООО «Фаворит-Продукт» Владимир Астафуров, одного из немногих рыбоперерабатывающих предприятий, получивших заветный сертификат. С его точки зрения, сертификат MSC – это гарантия определенного происхождения рыбы. Хотя есть сомнения в том, что покупатель без специальных знаний сможет отличить эту маркировку от знаков качества и других ярлыков. К тому же большой проблемой остается сертифицированное сырье – рыболовные компании пока не видят смысла разворачивать свои объемы на внутренний рынок.

Международные ретейлеры смотрят на экосертификацию благосклонно. Представитель «МЕТРО Кэш энд Керри» Алексей Коваленок сообщил, что с прошлого года компания запустила программу рационального использования ресурсов, в рамках которой от всех поставщиков рыбной продукции требуют предоставлять определенную информацию о ее происхождении. Торговую сеть привлекают в сертификации и более практические вещи, прежде всего, это касается прослеживаемости и борьбы с фальсификацией продукции.

В «МЕТРО» признают, что количество поставщиков с сертификатом MSC на российском рынке на сегодняшний день настолько незначительно, что даже нет смысла выделять под сертифицированные продукты отдельную секцию в торговом зале. Внедрять MSC-сертификацию в качестве обязательного требования в ближайшее время сеть не планирует, однако рассматривает такую возможность для поставщиков товаров, реализуемых под собственной торговой маркой.

Вместе с тем, в необходимости развития и продвижения сертификации по стандартам MSC убеждены далеко не все участники рынка. «Мнения по данному вопросу неоднозначны. Я воспринимаю любую сертификацию, в том числе MSC, как торговый барьер, который мешает зайти на рынок и к тому же приводит к увеличению стоимости рыбопродукции», – поделился опасениями президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.

«На внешних рынках мы, к сожалению, не вправе диктовать условия. Правила, которые существуют в той же Европе, где без MSC-сертификата реализовать продукцию невозможно, это данность, с которой приходится считаться. Поэтому наши предприятия, для того чтобы расширить сферы сбыта своей продукции, идут на получение этого сертификата и тратят деньги, в том числе на его последующее подтверждение. Но что касается внутреннего рынка, мы категорически не согласны. По сути продукция, которая имеет сертификат, ничем не отличается от продукции без сертификата, а стоит дороже. Мы считаем, что это неправильно. Рыба, которую добывают наши рыбаки, – это законная продукция, выловленная в экологически чистых районах с соблюдением всех требований кодекса ответственного рыболовства», – убежден глава ВАРПЭ.

Fishnews

  • Директор по региону Европы MSC Камиль ДЕРИКС представляет Морской попечительский совет
  • Руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр САВЕЛЬЕВ
  • Исполнительный директор Ассоциации добытчиков минтая Алексей БУГЛАК
  • Вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» по международным вопросам Сергей СЕННИКОВ (в центре)
  • Генеральный директор ООО «Фаворит-Продукт» Владимир АСТАФУРОВ
  • Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр ФОМИН
  • Константин ЗГУРОВСКИЙ (WWF)
  • Александр САВЕЛЬЕВ и представители MSC
  • Камиль ДЕРИКС
  • Во время обсуждения было задано много разных вопросов
  • НазадМетки: адмварпэдальний востокминтаймоскваросрыболовство
    Поиск по дате / Календарь новостей
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • 29
    • 30
    • 31