Герман Зверев: Усеченное применение правовой аналогии навредит рыбакам
Предложения о применении правовой аналогии при регулировании перехода права на вылов водных биоресурсов недостаточно проработаны и требуют юридического и финансово-экономического обоснования, считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
4 декабря в Министерстве сельского хозяйства состоялось расширенное заседание рабочей группы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Как сообщал Fishnews, главной темой совещания стало предложение Федеральной антимонопольной службы о законодательной регламентации порядка перехода прав на закрепление долей квот вылова и права пользования водными биоресурсами по аналогии со статьей 17.1 Федерального закона «О недрах».
«Идея интересная, но почему-то и ФАС, и ФАР предлагают усеченное применение такой аналогии. Там, где это идет во вред рыбакам, аналогию предлагают применить, а там, где рыбаки могут получить преимущества, про аналогию забывают», – прокомментировал обсуждаемую тему в своем блоге президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
Он подчеркнул, что применение предложенной правовой аналогии должно использоваться с учетом трех важных ограничений.
«Первое. Недра и водные биоресурсы, действительно, относятся к общему родовому понятию – природные ресурсы, но не являются тождественными правовыми понятиями. Внутри общего правового понятия «природные ресурсы» существуют видовые понятия, отличающиеся по своей правовой природе и порядку регулирования. Водные биоресурсы относятся к самостоятельному виду природных ресурсов – «объекты животного мира», который отличается от вида природных ресурсов «недра», - констатирует президент АДМ.
При этом водные биоресурсы добываются не только на территории Российской Федерации (в территориальном море и на континентальном шельфе), но и за ее пределами (в исключительной экономзоне), обратил внимание Герман Зверев. Таким образом, вопросы регулирования доступа к ВБР подпадают под действие международного законодательства, в частности, статей 87 и 116 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. По этой причине в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действует статья 4: «Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров».
Руководитель отраслевого объединения добавил, что в отличие от водных биоресурсов правовое регулирование использования недр относится исключительно к национальному законодательству.
Второе ограничение Герман Зверев связывает с различием между правовыми актами, устанавливающими право пользования недрами и водными биоресурсами. Он напомнил, что в случае с недрами таким правовым актом является лицензия – специальное государственное разрешение. Этот документ удостоверяет право его владельца на пользование участком недр в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона Российской Федерации «О недрах»). Лицензия носит индивидуализированный характер, привязана к конкретному участку недр и содержит десять видов сведений о нем.
Президент АДМ отметил, что договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов не является индивидуализированным документом. Это подтверждается пунктом 5 статьи 33.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в соответствие с которым Правительство Российской Федерации утверждает форму примерного договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Объем ресурсов, закрепленных за пользователем в договоре, основан на расчете доли пользователя в общедопустимом улове водных биологических ресурсов.
«Следовательно, в отличие от ресурсов, извлекаемых из недр, ежегодный добываемый объем водных биоресурсов зависит от факторов, которые находятся вне усилий и возможностей пользователя, что предопределяет иную правовую природу и юридическую технику документа, устанавливающего право пользователя на добычу водных биоресурсов», - резюмирует руководитель ассоциации.
Говоря о третьем ограничении, Герман Зверев обращает внимание на то, что ФАС и Росрыболовство предлагают дополнить нормы Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормой из Федерального закона «О недрах», изменив при этом логику норм закона о недрах. «Так, в предложениях Росрыболовства содержатся отдельные пункты статьи 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах», дополненные поправками Росрыболовства. Авторы поправок используют в качестве правовой аналогии одну из статей закона «О недрах», игнорируя их взаимосвязь с другими статьями указанного закона. Отрывочное и неполное применение правовой аналогии искажает ту норму, которую предлагается использовать при регулировании рыболовства», - рассказал президент АДМ.
Нормы статьи 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах» логически увязаны с нормами статьи 12 этого закона. «Указанная статья исключает возможность отзыва лицензии в случае неосвоения участка недр по причинам, независящим от пользователя участка: «В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенных в лицензионном соглашении, могут быть пересмотрены органами, выдававшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр». Таким образом, норма закона «О недрах» исключает ситуацию, предусмотренную подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», – констатирует он.
По мнению Германа Зверева, ФАС и ФАР предлагают внести в нормы статьи 17.1 закона «О недрах» дополнения, искажающие внутреннюю логику этой статьи.
«Предложения о применении правовой аналогии при регулировании перехода права на добычу (вылов) водных биоресурсов недостаточно проработаны и требуют юридического и финансово-экономического обоснования», - резюмирует президент Ассоциации добытчиков минтая.
Fishnews