Новости

Освоение сайры остается непростой задачей для российских рыбаков

Специалисты подвели итоги завершившейся в декабре сайровой путины. Нетипичное распределение нагульной сайры частично компенсировали научные поисковые работы, в то время как проблемы с пересечением внешних границ исключительной экономзоны остаются актуальными.

В общих чертах гидрологические условия в период сайровой путины можно назвать благоприятными для формирования нагульных скоплений в российской исключительной экономзоне в Южно-Курильском районе. Как рассказал Fishnews начальник штаба путины Дмитрий Антоненко, расположение теплого вихря и слабое развитие первой ветви течения Ойясио способствовали образованию промысловых скоплений мигрирующей с севера нагульной сайры и препятствовали ее уходу в воды Японии. В отличие от прошлогодних, уловы состояли преимущественно из средне- и крупноразмерной рыбы.

В то же время в путину этого года были и серьезные минусы – распределение сайры в Южно-Курильском районе отличалось от среднемноголетних схем: миграции сайры с севера происходили с задержкой на 2-3 недели и кроме традиционных районов промысла на Южных Курилах, в зоне России, где концентрируется нагульная сайра, часть миграционных потоков прошла восточнее за пределами 200-мильной зоны. В целом в зоне России, в традиционных районах промысла скопления сайры встречались реже, чем в 2011 и 2012 гг. Особенно это ощущалось в первую половину путины (август-сентябрь), когда добывающие суда тратили значительное количество промыслового времени на поиск скоплений.

По словам начальника штаба путины, ситуацию спасала работа научно-поискового судна «Владимир Сафонов», которое неоднократно находило перспективные участки лова и подходящие свежие скопления. Примерно с октября отмечалось увеличение обилия нагульной сайры, однако в этот период значительно выросло количество штормовых дней, что неблагоприятно сказалось на эффективности промысла. Всего в прошедшую путину отмечалось 27 штормовых дней, это на 9 штормовых дней больше, чем в 2012 г.

Кроме того, российские рыбаки вели промысел в условиях жесткой конкуренции: помимо них, в российской ИЭЗ находилось значительное количество (в отдельные дни до 200 единиц) японских добывающих судов, работающих по межправительственному соглашению. В 2009 г. когда вдоль сильно развитой первой ветви Ойясио нагульные скопления сайры уходили в зону Японии уже в первой половине промысла, японский добывающий флот закончил работу в ИЭЗ РФ 5 сентября. В 2012 г. японские сайроловы перестали заходить в российскую зону 7 октября. В 2013 г. из-за гидрологической ситуации подходы в японскую зону были слабыми и поздними, поэтому японские рыбаки добывали сайру в зоне России до 20 октября. В условиях немногочисленности промысловых скоплений сайры японские добывающие суда в большом количестве занимали основные промысловые участки, вытесняя российский флот. В результате отечественные рыбаки были вынуждены переходить на менее перспективные участки, что означало трату значительного количества промыслового времени на поиск и переходы.

Проблему неосвоения квот, выделяемых российским рыбакам по межправительственному соглашению в водах Японии, специалисты объясняют сложностями при пересечении границы. Российское судно должно за 24 часа уведомить отечественные пограничные службы о своем намерении покинуть исключительную экономзону и пересечь ее только в контрольной точке. Аналогичную процедуру судно делает и при входе в российскую ИЭЗ. Японский же флот предупреждает пограничников только за 6 часов до пересечения, что с учетом быстрых миграций косяков сайры довольно веское преимущество. Такая же проблема встает при выходе/входе из исключительной экономической зоны России во второй половине путины, когда скопления сайры отмечаются в нейтральных водах. Отечественные рыбаки очень неохотно выходят в нейтральные воды из-за сложностей пересечения границы экономзоны РФ, что безусловно отрицательно сказывается на общем вылове судов под российским флагом.

Вторую путину подряд подтверждается высокая эффективность работы флота, изначально специализированного под промысел сайры и кальмара. Эти суда оснащены современным высокоэффективным световым и поисковым оборудованием, позволяющим с успехом конкурировать с японским флотом. В 2013 г.16 судов этой группы выловили в общей сложности 24 тыс. тонн сайры (22 тыс. в 2012 г.), притом что промысел они начали на месяц позже, чем в 2012 г. Остальной добывающий флот России освоил 28,3 тыс. тонн, что на 10,9 тыс. тонн (28 %) меньше, чем в 2012 г.

Проблем с береговой приемкой рыбы в этом году практически не отмечено, поскольку и сайры было меньше, и путина шла дольше.

По мнению ученых ТИНРО-Центра, тенденций к сокращению численности этого объекта не наблюдается и в следующем году возможный вылов в Южно-Курильской зоне останется на уровне 2013 г. – 180 тыс. тонн.

Fishnews


НазадМетки: кальмаряпония
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31