«Налоговая революция» по-минсельхозовски
В предложенных Минсельхозом поправках по сборам за пользование водными биоресурсами расчет основан на исчислении продукции – это грубая методологическая ошибка, комментирует председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев.
Министерство сельского хозяйства разработало проект поправок в Налоговый кодекс. «Законопроект предполагает увеличение ставок сбора за пользование по всем видам ВБР, отмену действующей отраслевой льготы по уплате сбора в размере 15% от утвержденной ставки и изменение порядка уплаты взноса в зависимости от географии поставок рыбопродукции (50% – для поставок на внутренний рынок и 70% – для поставок на экспорт)», – отметил в статье, подготовленной для Fishnews, председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев.
В 2009-2012 гг. объем поступлений от сбора за водные биоресурсы составлял 1,9-2,1 млрд. рублей, а в целом налоговая нагрузка на отрасль составляет 16-17 млрд. рублей. Минсельхоз предлагает увеличить налоговую нагрузку на рыбодобывающие предприятия примерно на 3,5-4 млрд. рублей – на 25%, обратил внимание руководитель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей. По подсчетам, сбор для предприятий, поставляющих на российский рынок охотоморский минтай, увеличится в пять раз.
Однако, по словам Германа Зверева, есть большие подозрения, что разработанные Министерством сельского хозяйства поправки не обретут силу закона. «Дело в том, что законопроект не вносит изменения в статью 333.5 НК, которая устанавливает порядок администрирования сбора. Как сейчас взимается сбор? Плательщик уплачивает сумму сбора разовым и регулярными взносами. Разовый взнос для исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%, уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов). Оставшаяся сумма уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа», – напомнил председатель комиссии.
Но какова будет ситуация в случае принятия законопроекта? «В поправках Минсельхоза установлено, что если предприятие поставляет продукцию на внутренний рынок, оно уплачивает 50% от ставки сбора, а если на внешний – 70%. Но корабли еще не вышли на промысел: нет улова – нет и продукции. Нет продукции – нет базы для исчисления разового взноса. Нет базы и для расчета регулярных ежемесячных взносов, потому что в поправках Минсельхоза расчет основан на исчислении продукции – это грубая методологическая ошибка», – указал представитель бизнес-сообщества.
Сбор за пользование ВБР должен основываться на исчислении ресурса, убежден Герман Зверев. «Тонна добытой рыбы и тонна продукции – это не одно и то же (а именно на таком допущении основан законопроект Минсельхоза). Размерный ряд, структура мягких тканей, особенности костного строения рыб таковы, что в одной и той же подзоне из одинакового по весу улова одного и того же вида рыбы, но в разные сроки промысла и на разных типах судов производится разное количество продукции», – подчеркнул руководитель комиссии. В качестве примере он привел выход продукции из уловов минтая в Охотском море в разные месяцы.
«Логика Минсельхоза простая. Отрапортовать наверх о том, что ведомство придумало способ развернуть экспортные потоки, а весь «головняк» администрирования переложить на налоговиков. Минсельхоз предлагает налоговикам и бизнесу вместо стройной и технически несложной системы взимания сбора за ВБР настоящий кошмар», – считает Герман Зверев.
Текст полностью читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.