Встреча на шельфе
По мнению экологов, комплексный план управления Охотским морем может стать ключом к мирному сосуществованию рыбаков и нефтяников на Дальнем Востоке.
О перспективе использования ресурсов Охотского моря для обеспечения сырьем нефтехимического комплекса, который планируется создать в Приморском крае, говорилось на встрече представителей НК «Роснефть» с журналистами в марте текущего года. Хотя нефтяники стараются сделать проект максимально привлекательным в глазах местного населения, по мнению экологов, следует трезво оценивать как преимущества, так и недостатки подобных инициатив. На сегодняшний день ученые расходятся в оценках возможных последствий от разлива нефти как для экосистем дальневосточных морей, так и для прибрежных регионов.
«На самом деле никто не просчитывал экономику, никто не просчитывал риски. На региональном уровне опять со всех сторон раздаются крики о том, что как только начнут качать нефть, то появятся молочные реки и кисельные берега. Но опыт Сахалина показывает, что на самом деле глобальных перемен не произойдет. Да, на локальном пятачке что-то заработало, но в целом населению области от реализации шельфовых проектов ни жарко ни холодно. Что в случае бурения на Западной Камчатке достанется той же самой Магаданской области или Камчатскому краю? Большой вопрос», – заявил Fishnews руководитель морской программы WWF России Константин Згуровский.
Он напомнил, что специалисты WWF совместно с учеными уже не раз предлагали государству провести районирование Охотского моря, определив как участки, где разрешена добыча и транспортировка нефти, так и полностью закрытые для нефтяников акватории. В первую очередь это касается Западной Камчатки, которая обеспечивает четверть российского вылова водных биоресурсов. Эксперты ООН признали западнокамчатский шельф экологически и биологически значимым районом для всего человечества.
Пример Норвегии, где уже много лет действует комплексный план управления Баренцевым морем, прописывающий и интересы рыбаков, и интересы нефтяников, показывает, что мирное сосуществование двух отраслей реально. Разумеется, при наличии твердой воли государства, подталкивающего обе стороны к диалогу и поиску компромиссных решений.
«Дело в том, что в Норвегии лицензии на нефтедобычу дают на очень маленькие участки шельфа, крайне избирательно и в строго определенных временных рамках. У нас же Роснедра раздает лицензии щедро и с размахом. Хотя на самом деле нефтяникам такие большие районы не нужны. Даже Газпром говорил о том, что согласен рассмотреть наши предложения по Западной Камчатке при условии выделения определенных коридоров, чтобы они могли выходить на берег, строить там инфраструктуру и т.д. А тут государство выделяет им район и говорит: «Делайте, что хотите». Это неправильно», – уверен представитель WWF России.
По мнению Константина Згуровского, чиновники в конце концов должны осознать, что возобновляемые ресурсы дают гораздо больше в долгосрочной перспективе, чем минеральное сырье, в том числе для развития прибрежных территорий и закрепления населения на Дальнем Востоке. И конечно, российским рыбакам нужно активнее отстаивать свою позицию на всех площадках с участием отраслевых ассоциаций и Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.
Fishnews