Как уничтожают запасы креветки
Руководители компаний Сахалинской области обеспокоены ситуацией с увеличением общих квот на вылов северной и гребенчатой креветок в территориальном море в подзоне Приморье, к югу от мыса Золотой. В основе такого решения лежат отнюдь не научные данные, уверены рыбопромышленники.
1 мая 2014 г. в газете «Рыбак Сахалина» под заголовком «Как уничтожают запасы креветки» было опубликовано обращение руководителей ряда сахалинских рыбопромышленных предприятий к министру сельского хозяйства РФ Николаю Федорову и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву.
Обращение пошло по адресам и было также опубликовано на одном из популярных рыбацких сайтов. 29 мая в приморском информационном издании «Конкурент.Ру» появилась статья «Страсти по креветке». Неизвестный автор, предоставив слово нескольким землякам, попытался опровергнуть слова сахалинских рыбопромышленников. Руководители предприятий в свою очередь решили прокомментировать высказывания директора департамента рыбного хозяйства Приморского края Александра Передни, президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова и заместителя генерального директора, заведующего научно-исследовательским отделением сырьевой базы морского и океанического рыболовства ТИНРО-Центра Игоря Мельникова.
Компании островного региона выразили обеспокоенность решениями ТИНРО-Центра увеличить общий допустимый улов северной и гребенчатой креветок на 2014 г. для помысла в южной части подзоны Приморье, южнее мыса Золотой, на 1,5 тыс. тонн и 785 тонн соответственно.
Как пишут рыбопромышленники, начало скандальной истории было положено на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета в конце ноября 2012 г.: без учета мнения рыбаков решением ДВНПС было переведено из общего допустимого улова ИЭЗ в «прибрежку» 66 тонн гребенчатой креветки и 100 тонн северной. «На каком основании у предприятий были конфискованы законно ими приобретенные ресурсы, вразумительный ответ не даст никто», - отметили авторы обращения.
В решении было записано о предоставлении 66 тонн гребенчатой креветки для научных исследований, 100 тонн северной на прилов при добыче гребенчатой.
Получив решение, ТИНРО-Центр проводит «уникальные исследования» в течение полугода и выдает прогноз. «Хотя на основании данных мониторинга судов, СТР «Оссора» и СТР «Александра» освоили северную креветку за пределами тервод России. Отсюда вопрос: на основании каких «уникальных исследований» появились данные о наличии в 12-мильной зоне огромных запасов северных креветок? Естественно, у нас – руководителей предприятий – возникла масса вопросов.
C этими вопросами мы обратились к нашему региональному руководству и, спасибо им, услышали вразумительные ответы на наши вопросы, и были приглашены на ДВНПС для отстаивания своих позиций», - рассказали предысторию рыбопромышленники.
Как сообщается в статье, на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета осенью 2013 г. в Южно-Сахалинске директор департамента рыбного хозяйства Приморского края Александр Передня поставил всех перед выбором, настояв, чтобы в Приморье ввели в прибрежный промысел 72,5 тонны гребенчатой и 100 тонн северной креветки. «Он поставил вопрос ребром, сказав примерно так: руководство передо мной поставило задачу, и я добьюсь ее выполнения или не подпишу ОДУ. Что такое «не подписать ОДУ» – все рыбаки знают: будет задержка с выходом общего для всей страны приказа Федерального агентства по рыболовству, и с 1 января флот, каким бы видом промысла он ни занимался, не выйдет в море. Угроза была очень серьезной», - пишут руководители компаний. Замглавы Росрыболовства Василий Соколов оставлял сахалинцев и приморцев один на один для нахождения компромисса.
Как стало известно Fishnews, под угрозой задержки промысла представители островного региона согласились с решением по 72,5 тонны гребенчатой креветки и 50 тоннам северной.
По мнению авторов обращения, лимиты введут в «прибрежке», а осваивать их будут в исключительной экономзоне. «Именно так вылавливали дополнительные квоты, которые были введены на приснопамятном заседании ДВНПС в ноябре 2013 года (как мы говорили ранее, на этот счет у нас имеются записи треков тралений, и мы имеем веские основания оспаривать выводы о наличии в «прибрежке» больших запасов северных креветок). А с получением права на многократное пересечение границы судну не составляет труда перейти на промысел в территориальное море, где и осваивать якобы прибрежные квоты», - заявили сахалинские рыбопромышленники.
Отмечено, что бывшее руководство приморской компании ООО «Морской Бриз» не один раз обращалось в ТИНРО-Центр с просьбой ввести в «прибрежку» квоты гребенчатой креветки и получало отрицательный ответ.
Авторы обращения приводят выдержки готовившегося 16 мая 2012 г. ответа за подписью заведующего лабораторией промысловых ракообразных дальневосточных морей ТИНРО-Центра Валерия Кобликова.
Речь идет о том, что, по мнению специалистов ТИНРО, организация промысла северной и гребенчатой креветок в пределах 12-мильной зоны южной части подзоны Приморья нецелесообразна (возможно за исключением ограниченного лова специализированными ловушками в весенний период). «Это приведет к быстрому снижению запасов ввиду излишней промысловой нагрузки на популяцию, в том числе на молодь креветок обоих видов. Эти аргументы были рассмотрены на ДВНПС в 2009 г. и поддержаны администрацией Приморского края, что и явилось основной причиной отсутствия этих видов в известном «Соглашении о распределении квот вылова для промышленного и прибрежного рыболовства». Соответственно, квоты для промысла этих видов в 12-мильной зоне не выделялись», – приводится цитата из ответа заведующего лабораторией.
Сахалинские рыбопромышленники выразили готовность выставить судно для проведения более глубоких совместных исследований с представителями всех заинтересованных институтов.
«Мы не против специализированного (ловушечного) промысла гребенчатой креветки в «прибрежке», он более щадящий для популяции северной креветки, более экологичный. И если наша наука так сильно болеет душой за сохранение запасов креветки, то просим не принимать поспешных решений.
Связанные с рыбной отраслью приморский чиновник, научный работник, руководитель общественной организации, якобы ни о чем не догадываясь, солидарно обозвали наше обращение к руководителям Минсельхоза и антимонопольной службы страны «сахалинским следом». Мы же в действиях ТИНРО-Центра находим ярко выраженный коррупционный след. Столь бурная реакция на наше письмо, вплоть до обвинений в клевете, дает нам все основания полагать, что наша оценка верна. Ну а коль имеется коррупционный след, то мы оставляем за собой право обращаться по этому поводу в прокуратуру и следственные органы», - резюмировали руководители компаний.
Текст полностью читайте в разделе «Крупным планом» на сайте Fishnews.