Семинар по устойчивому рыболовству прошел во Владивостоке
27 июня по инициативе Ассоциации добытчиков минтая был проведен семинар, посвященный устойчивому минтаевому промыслу в Охотском море. Экипажам рыболовецких судов рассказали о тех обязательствах, которые компании приняли на себя при сертификации по стандартам Морского попечительского совета.
В прошлом году Ассоциация добытчиков минтая добилась результата, значимого для всего отечественного рыболовства: траловый промысел минтая в Охотском море успешно прошел сертификацию по стандартам Морского попечительского совета (Marine Stewardship Council). Компании – члены АДМ получили возможность начиная с 24 сентября 2013 года маркировать продукцию, произведенную на минтаевом промысле в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах, как MSC-сертифицированную. Однако это только начало новой большой работы по оптимизации рыболовства – предстоит реализовать План мероприятий по улучшению промысла минтая в Охотском море. Для того чтобы рассказать о тех обязательствах, которые компании приняли на себя при сертификации, экипажам рыболовецких судов, был организован семинар «Устойчивый промысле минтая в Охотском море».
На встречу, проходившую во Владивостоке, прибыли представители компаний «Океанрыбфлот», «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ), «Рыболовецкий колхоз «Новый Мир», «Дальрыба» и других.
Как сообщает корреспондент Fishnews, руководитель морской программы WWF России Константин Згуровский представил доклад по устойчивому рыболовству. Очень часто возникает вопрос: что же стоит за этим термином? «Слово «устойчивый» это просто калька с английского языка. Это не значит, что оно такое стабильное, закостеневшее, – прокомментировал представитель Всемирного фонда дикой природы. – И к сожалению, многие наши чиновники это не понимают. Потому что говорят: «А давайте сделаем так, чтобы ОДУ не менялся вообще. Или чтобы он только рос».
В материалах к семинару отмечено, что устойчивое рыболовство позволяет удовлетворять потребности людей в рыбопродукции и оставляет такую же возможность будущим поколениям. По мнению специалистов, правильнее было бы назвать такое рыболовство неистощительным. Однако такой вариант перевода большого распространения не получил – вероятно, из-за длины и «негладкости» прилагательного, предположили исследователи.
Помимо «устойчивого рыболовства», также используются термины «рациональное рыболовство», «ответственное рыболовство», но между ними есть определенные различия, рассказал Константин Згуровский. «Рациональное» основано на концепции максимального устойчивого вылова, оперирующей однопопуляционными моделями, и включает в себя оптимальное использование улова и минимальные затраты на промысел. «Устойчивое рыболовство» в качестве концептуальной основы использует экосистемный подход, учитывающий взаимодействие между видами в экосистеме. «Ответственное рыболовство» является более широким понятием по отношению к устойчивому и включает в себя – как и рациональное – еще и экономические аспекты.
Тему устойчивого рыболовства продолжила в своем выступлении представитель MSC в России Анисья Шепелева. Именно экологическая сертификация направлена на признание и поощрение устойчивых промыслов. С этой целью Морским попечительским советом были разработаны специальные стандарты. Сертификация на соответствие требованиям MSC – достаточно длительный и трудоемкий процесс. «Руководство АДМ проделало, конечно, колоссальную, фантастическую работу, чтобы привести всю огромную ассоциацию к сертификации», - отметил Анисья Шепелева.
Она подробно рассказала участникам семинара, что собой представляет Морской попечительский совет (эта некоммерческая международная организация была образована в 1997 году компанией-закупщиком мороженой рыбы Unilever и Всемирным фондом дикой природы). Система MSC уникальна, ведь эта сертификация работает с живым ресурсом и охватывает всю цепочку, поделилась мнением представитель Морского попечительского совета. «Когда обычный потребитель приходит в магазин и видит рыбу вот с этим лейблом – MSC, – он уверен, что, да, это продукт экологически ответственного промысла. И покупая такой продукт, этот человек показывает свою причастность к сохранению биоресурсов», - объяснила Анисья Шепелева.
Заветный «голубой ярлык» позволяет обеспечить более высокий спрос на продукцию: рынки очень чувствительны к такого рода информации, обратил внимание Константин Згуровский. Сертификат может, хоть и не всегда, стать залогом более высокой цены. С его помощью компании получают доступ к европейским и международным кредитам и укрепляют свой авторитет, перечислил выгоды координатор морской программы WWF.
Торговые сети в Европе (а это ключевой рынок потребления минтая) хотят видеть на своих прилавках продукцию из сырья, полученного при экологически сертифицированном промысле. Это определяет политику переработчиков, а значит, должно учитываться и рыбаками, указал исполнительный директор Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Еще одна важная задача сертификации – это совершенствование системы управления промыслом.
С получением сертификата точка в вопросах оптимизации тралового промысла минтая в Охотском море не поставлена – наоборот, это начало новой большой работы. И здесь потребуется участие рыбохозяйственной науки, органов управления промыслом и, конечно же, самих рыбаков. Алексей Буглак рассказал участникам семинара о том, что собой представляет План улучшения промысла минтая, который необходимо реализовывать, чтобы сохранить сертификат. По итогам сертификации было выставлено 8 условий. «Сертификационные условия – это некое направление, по которому нам нужно поработать и что-то улучшить», - объяснил исполнительный директор АДМ. Он рассказал о подготовке программы по совершенствованию мониторинга промысла минтая.
Тему влияния тралового промысла минтая в Охотском море на других рыб и краснокнижные виды в своем докладе осветил координатор программы по устойчивому рыболовству Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF России Сергей Коростелев. Основными принципами MSC, по которым идет оценка промысла, являются оценка состояния запасов целевого объекта добычи, оценка системы управления промыслом и влияния промысла на экосистему в целом. Как рассказал представитель Всемирного фонда дикой природы, последний принцип можно разбить на три составляющих. Это прилов рыб и беспозвоночных, не являющихся объектами специализированного промысла; прилов и воздействие на особоохраняемые виды и виды, снижающие свою численность; воздействие на ключевые элементы экосистемы – трофическую структуру и функции, биопродуктивность и биоразнообразие.
Вниманию участников семинара были предложены данные о прилове рыб и беспозвоночных при промысле разноглубинным тралом в восточной части Охотского моря. По результатам контрольного лова, осуществлявшегося до 2008 г. включительно, среди добычи преобладали рыбы семейства тресковых – 97,9%. При этом на долю минтая пришлось 97,68%. Доля представителей других семейств – камбаловых, сельдевых, рогатковых и липарисов – в уловах составила 1,13%, 0,85%, 0,11% и 0,01% соответственно. Участники семинара получили книгу с определителем рыб – чтобы можно было сориентироваться, что же попалось в прилове.
Среди рыб, которые внесены в Красную книгу России, при промысле минтая в Охотском море может встретиться только один вид – камчатская семга. Если эта рыба попадется в улове, ее нужно незамедлительно выпустить в море, обратился к промысловикам Сергей Коростелев. Большую озабоченность среди специалистов вызывает численность чавычи на Западной Камчатке. «Известно, что этот вид достаточно часто присутствует в прилове пелагических тралов, особенно на юге Камчатки и на тихоокеанской стороне северных Курильских островов и южных, - отметил координатор программы по устойчивому рыболовству. - Если чавыча попадается в трал, отпускайте ее, пожалуйста, обратно». Представитель WWF также предложил участникам семинара взять полевой определитель по морским птицам и млекопитающим Дальнего Востока – чтобы такая книга была на каждом промысловом судне.
Старший преподаватель кафедры промышленного рыболовства Дальрыбвтуза Артур Майсс в своем докладе остановился на основных подходах к регулированию тралового промысла минтая в нашей стране. При этом особое внимание было уделено вопросам повышения селективности промысла. Участники семинара подняли проблему с регулированием прилова молоди минтая. Было предложено три варианта. Первое - решение о корректировке Правил рыболовства (сейчас установлена норма – не более 20% по счету за одну операцию по добыче от улова минтая). Второе – это конструктивные изменения орудий лова. «В принципе, что делается во всем мире – это такая распространенная практика. Но, к сожалению, у нас сейчас получилась проблема, что раньше этим занималось государство и оно устанавливало нормы для орудий лова и, соответственно, проектировало эти орудия лова. Сейчас оно ушло с этого рынка, - прокомментировал по итогам семинара Артур Майсс. - К нам сейчас приходят зарубежные компании, которые этим занимаются, пытаются предлагать свои конструкции. Но так как они у нас не прописаны в правилах, то наши рыбаки тоже не спешат их использовать». И третий вариант направлен на рациональное использование прилова молоди: предложено не включать его в квоту предприятия и обеспечить социальный заказ на полученную в результате продукцию.
На семинаре была озвучена и информация о биологии минтая и его роли в экосистеме Охотского моря – по этой теме выступил заведующий лабораторией минтая ТИНРО-Центра Анатолий Смирнов. Большой интерес вызвал доклад о загрязнении Охотского моря, который представила заведующая кафедрой защиты окружающей среды МГУ имени адмирала Г.И. Невельского Яна Блиновская. Были рассмотрены вопросы воздействия на окружающую среду рыболовного флота, морского мусора, программы, которые реализуют для борьбы с таким загрязнением в разных странах.
Участники отметили, что встреча прошла плодотворно и позволила получить много полезных сведений.
Текст полностью читайте в рубрике «События» на сайте Fishnews.