Андрей Заика: Основа основ – рыбный промысел
Эффективная добыча водных биоресурсов позволяет рыболовецким колхозам Архангельской области нести серьезную социальную нагрузку, отмечает председатель правления регионального рыбакколхозсоюза Андрей Заика.
Рыболовецкие колхозы Архангельской области можно с полным правом назвать одними из старейших рыбодобывающих предприятий страны. Большинство из них было образовано в конце 1920-х гг., хотя промысел в этих местах поморы вели столетиями. Как рассказал в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» председатель правления Архангельского рыбакколхозсоюза Андрей Заика, сегодня в состав объединения входят рыболовецкие колхозы «Север», «Освобождение», «Прилив», «РК имени М.И. Калинина», «Заря», «РК имени В.И. Ленина», «40 лет Октября», «Красное Знамя», «Зимняя Золотица» и «Сояна», расположенные в Онежском, Приморском и Мезенском районах. Руководитель союза отметил, что раньше по области насчитывалось около двух десятков колхозов, за весь постсоветский период не было потеряно ни одного предприятия – их число сократилось до одиннадцати за счет объединения.
«У нас настоящие колхозы, не те, что числятся лишь на бумаге и которые учреждены людьми, которые в деревне-то никогда не были, у нас все по-старому, консервативно», - поделился подробностями Андрей Заика. Он добавил, что помимо рыболовства колхозы занимаются животноводством, обеспечивая занятость населения, хотя в экономическом плане смысла в этом, может быть и немного. «Мы пытаемся сейчас создавать альтернативные виды занятости, но основой основ жизни поморских колхозов испокон веку остается рыбный промысел», – подчеркнул собеседник «Fishnews – Новости рыболовства».
Зимой колхозы добывают навагу. По словам Андрея Заики, раньше около Онеги вылавливали до 400 тонн беломорской сельди, но пять лет назад она исчезла, и наука пока не может объяснить, почему это произошло. Летом и осенью идет добыча семги. «Сказать, что это серьезный бизнес, нельзя, но недооценивать его социальную значимость в корне неверно, потому что на промысле наваги и семги люди своими руками зарабатывают деньги, а не просто получают их за счет работы океанического флота, - обратил внимание глава рыбакколхозсоюза. - Кроме того, эта продукция очень востребована на местном рынке, ее с удовольствием покупают».
Андрей Заика напомнил, что некоторое время назад в связи с созданием национального парка «Онежское Поморье» рыбаки лишились возможности вести добычу наваги в Унской губе. Но в июне на совещании в Архангельске Президент Владимир Путин подержал их позицию, поручив федеральным ведомствам решить вопрос с возобновлением промышленного лова. «В самом деле, нельзя под надуманным предлогом лишать людей промысла, которым они занимались столетиями. К тому же, по словам ученых, состояние популяции наваги не ухудшается, речь идет о небольших объемах, - заметил руководитель отраслевого объединения. - Мы надеемся, что этот вопрос разрешится благополучно».
Андрей Заика сообщил, что в целом колхозы существуют за счет океанической квоты, которая облавливается как в прибрежье, так и в экономзоне и за ее пределами. Эффективный промысел позволяет предприятиям нести серьезную социальную нагрузку. «Ведь рыболовецкие колхозы являются градообразующими предприятиями для прибрежных поселков и деревень, - констатировал руководитель Архангельского рыбакколхозсоюза. – Мы помогаем поддерживать состояние дорог, мостов и других объектов инфраструктуры. Без нашей поддержки местному самоуправлению этим заниматься невозможно».
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.