Сахалинские рыбаки озвучили министру позицию по дрифтерному промыслу
На совещании у главы Минсельхоза Ассоциация рыбопромышленников Сахалина заявила о несогласии с законопроектом, предусматривающим запрет на промышленный лов тихоокеанских лососей дрифтерными сетями. Министр в ответ сказал, что решение о закрытии промысла, «по его ощущениям», уже фактически принято, но это должно пройти максимально безболезненно для рыбаков.
Напомним, что в декабре в Госдуму был внесен проект федерального закона о запрете на промысел анадромных видов рыб с использованием плавных (дрифтерных) сетей - как в исключительной экономической зоне, так и во внутренних морских водах и территориальном море РФ. Предложенное время вступления поправок в силу – с 1 января 2016 г.
По мнению авторов поправок, промысел с использованием дрифтерных сетей в ИЭЗ РФ нужно прекратить «в целях сохранения оптимального потенциала естественного воспроизводства тихоокеанских лососей». Запрет же для внутренних морских вод и терморя предусмотрен, чтобы дрифтерный промысел «не переместился» в эти районы, сказано в пояснительной записке к проекту ФЗ.
На совещании, которое провел 13 февраля глава Минсельхоза Николай Федоров, вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергей Сиянов озвучил консолидированную позицию объединения о несогласии с законопроектом, сообщает корреспондент Fishnews. «Мы считаем, что принятие данного закона вводит избыточные ограничения в отношении промысловых объектов, находящихся на высоком уровне численности», - заявил представитель организации.
Комментируя аргументы противников дрифтерного лова, в АРС указывают на то, что со времени его введения общий среднегодовой улов лососей на Камчатке вырос в 1,8 раза, нерки – в 1,6 раза, в том числе по реке Камчатка - в 2,7 раза. Это явно не соответствует заявлениям разработчиков поправок о пагубном влиянии промысла дрифтерными сетями на состояние запасов, уверены в ассоциации.
Доводы, которые приводятся в сопроводительных материалах к законопроекту, противоречат данным промысловой и рыночной статистики, заявил Сергей Сиянов. «Так, согласно пояснительной записке в результате запрета дрифтера будет создано дополнительно 3825 рабочих мест. В то же время по данным минрыбхоза Камчатского края, в 2013 – 2014 годах численность занятых в рыболовстве составляла около 16 тыс. человек. А объем добычи - около 1 млн. тонн. Запрет дрифтерного промысла может дать не более 1,5% прироста улова, что никак не может обеспечить прирост рабочих мест на 4 тысячи, или на четверть», - сказал представитель АРС.
Он также обратил внимание на то, что закрытие дрифтерного лова приведет к ликвидации уже существующих 500 постоянных высококвалифицированных рабочих мест - а это, по отчетам 2014 г., 114 млн. 300 тыс. рублей перечисленных налогов и 247 млн. 900 тыс. рублей выплаченных зарплат. Согласно пояснительной записке, запрет дрифтерного промысла в ИЭЗ РФ позволит увеличить поступление рыбопродукции на российский рынок – стоимость поставок составит около 5 млрд. рублей. Однако такие заявления невыполнимы, считают в Ассоциации рыбопромышленников Сахалина.
«Во-первых, потому, что весь улов лосося в экономзоне стоит не более 1,5 млрд. рублей, а не 5 млрд. рублей, как указано в записке. Во-вторых, запрет на дрифтерный промысел никак не изменит поставки на внутренний рынок, потому что весь улов самого ценного вида берегового лова – нерки – практически полностью идет на экспорт», - привел доводы Сергей Сиянов.
Дополнительные поставки, если таковые будут, могут составить несколько десятков миллионов рублей – но никак не 5 млрд. рублей, добавил вице-президент АРС. Он подчеркнул, что у российского дрифтерного и берегового лососевых промыслов разные ниши, запрет на работу дрифтеров приведет к потере отечественного производства в премиум-сегменте, не улучшив положение в массовом сегменте, и никак не скажется на состоянии запасов.
Ассоциация заявила и об угрозах для рыбной отрасли на Северных Курилах, где дрифтерные сети требуется применять в 12-мильной зоне. Каким образом потеря возможности добычи лосося соотносится со значительными финансовыми вложениями, которые планирует государство в рамках социально-экономического развития островов? – задаются вопросом в отраслевом объединении.
В АРС подчеркнули: сахалинские предприятия-участники дрифтерного промысла лососей являются добросовестными приобретателями долей квот, по итогам аукциона они заплатили без малого 210 млн. рублей. Пользователям были гарантированы лимиты на добычу тихоокеанских лососей в исключительной экономзоне РФ до 2020 г. – по 600 тонн на каждое судно. Ассоциация также напомнила о том, что решением правительственной комиссии, которое утвердил Владимир Путин, признавалось нецелесообразным закрытие дрифтерного промысла.
Николай Федоров в свою очередь заявил, что, «по его ощущениям», решение о запрете дрифтера фактически уже принято. Правда, министр заранее подчеркнул, что это «просто его комментарий». По словам главы Минсельхоза, задача сейчас – сделать так, чтобы реализация решения о закрытии промысла проходила постепенно, максимально безболезненно для российских рыбаков – через внесение изменений в законопроект. Добычу лососей дрифтерными сетями в ИЭЗ РФ осуществляют суда не только нашей страны, но и Японии. И аспект международных отношений тоже надо учитывать, добавил руководитель ведомства.
Отвечая на вопросы журналистов после совещания, министр вновь почеркнул, что российские пользователи «не должны потерять от того, что может быть принято решение о запрете». «Если действительно у них есть договоры до 2020 года, мы не имеем право, по моему убеждению, прерывать эти договорные отношения, если прерывать, то нам нужно компенсировать - так уже выражаясь юридическим языком - неполученные доходы или убытки», - сказал Николай Федоров.
Fishnews