Игорь Зубарев: Задача развития рыбопромышленного судостроения в РФ - многогранна
Председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев обратился в Росрыболовство с предложением создать рабочую группу по развитию рыбопромыслового судостроения.
Руководители карельских рыбопромышленных предприятий согласны с важностью задачи развития российской судостроительной отрасли, отмечает председатель отраслевой ассоциации Игорь Зубарев. «Расходы на модернизацию флота карельских предприятий достаточно велики, предприятия постоянно вкладываются в основные средства производства продукции. В долгосрочной стратегической перспективе развитие рынка судостроительных и судоремонтных услуг выгодно самим рыбакам. Важно, чтобы под этим предлогом мы не получили простое перераспределение квот», - прокомментировал руководитель объединения острую для отрасли тему. По мнению Игоря Зубарева, основная проблема для рыбаков - непонимание принципов предлагаемой господдержки судостроения.
6 августа в Росрыболовстве прошло совещание по вопросу проектов-предложений от предприятий, входящих в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». «Предлагаемый инструмент стимулирования обновления флота и строительства новых судов на российских верфях новый для отрасли и требует детальной проработки. Вопросов по теме господдержки очень много, никому непонятно, в каком объеме и каким образом ее предлагается применять», - рассказал председатель Союза рыбопромышленников Карелии.
Собеседник Fishnews отметил, что в процессе обсуждения проектов судов 6 августа выявились некоторые детали, которые могут просто остановить дальнейший процесс стимулирования российского рыбопромышленного судостроения. «Презентованные на совещании проекты не были сбалансированы с точки зрения потенциальной обеспеченности ресурсами. Рыбаки задавали острые вопросы, на которые не получали ответов. Стало очевидным, что если и продолжать работу над появлением наших российских проектов рыбопромысловых судов, то только в условиях постоянного обсуждения на экспертном уровне с рыбаками», - обратил внимание руководитель объединения.
Игорь Зубарев направил в Росрыболовство и ОСК предложение организовать Рабочую экспертную группу по развитию отечественного рыбопромыслового судостроения. «Ее основной задачей должна стать разработка понятных всем участникам отрасли правил и форм господдержки, которые могли бы получить воплощение в форме нормативно-правовых актов. На базе рабочей группы к периоду нового наделения пользователей долями квот нужно разработать линейку типовых проектов для добычи основных пород: лососей, минтая, трески и пикши, пелагических видов рыбы, крабов. Эта линейка должна быть полностью проработана с участием рыбаков - слишком много особенностей», - убежден председатель Союза рыбопромышленников Карелии.
По словам Игоря Зубарева, в состав рабочей группы целесообразно было бы включить представителей Росрыболовства, Министерства сельского хозяйства РФ, Минпромторга, ОСК, руководителей крупных федеральных (ВАРПЭ и Росрыбколхозсоюз) и региональных объединений, а также представителей Сбербанка и Россельхозбанка. «Привлечение государственных финансовых структур в рабочую группу требуется для более детальной подготовки комплекса инструментов финансирования и государственной поддержки будущих проектов по судостроению. Чтобы разговор не шел только вокруг квот, нужно разработать конкретные меры экономического стимулирования заказа судов на российских верфях: кредитование, лизинг, частичная компенсация процентных ставок, залоговые гарантийные инструменты, другие меры господдержки», - прокомментировал свое предложение представитель рыбной промышленности.
Кроме этого, в рамках рабочей группы можно рассмотреть и проработать другие важные технические вопросы господдержки рыбопромыслового судостроения. Так, на презентации было указано, что до 80% комплектующих для судов имеют иностранное происхождение и требуют таможенной очистки. По мнению Игоря Зубарева, преодолеть этот удорожающий строительство флота фактор помогла бы установка льготных режимов растаможивания, в том числе через формирование свободных экономических зон на территориях крупнейших судостроительных предприятий – ОАО «ПСЗ «Янтарь» и ОАО «Центр судоремонта «Звездочка».
«Совещание 6 августа показало, насколько требуется постоянный контакт отраслевого сообщества и судостроителей. Задача развития российского рыбопромышленного судостроения очень многогранна. Концентрация же на вопросе выделения спецквот обесценивает саму тему, делает разговор неконструктивным и только множит взаимные подозрения сторон», - уверен руководитель союза.
Fishnews