Газета "Рыбак Сахалина"
14 июня 2012 года

Рыбы Сахалина

О сахалинском таймене без эмоций.

Эксперт газеты «Рыбак Сахалина» – Виталий НИКИТИН, заведующий лабораторией пресноводных и прибрежных рыб СахНИРО, кандидат биологических наук.

– Виталий Дмитриевич, на сайте вашего института вы опубликовали статью о распределении, численности и проблемах охраны сахалинского тайменя. Что послужило толчком к ее написанию?

– В некоторых научных публикациях последних лет говорится о том, что на Сахалине таймень имеет наибольшую численность по сравнению с другими частями своего ареала. Кроме того, его местные популяции оцениваются как самые продуктивные. И на этом основании делается вывод о необоснованности занесения данного вида в Красную книгу Сахалинской области. Тем более что в соседних регионах (Хабаровский край, о. Хоккайдо) он не имеет такого охранного статуса.

– Вы с этой точкой зрения не согласны?

– По всей видимости, она в большей степени касается районов и рек, где существуют наиболее устойчивые и крупные популяции тайменя (к примеру, реки северо-западного Сахалина Виахту, Тык, Лах). Если же говорить о периферийных участках, то имеющиеся в СахНИРО материалы свидетельствуют об уменьшении популяций, а в некоторых случаях даже о деградации.

Моя точка зрения такова: представления о современном статусе сахалинского тайменя далеко не полны, а местами противоречивы. Поэтому  решения о мерах по его сохранению и восстановлению численности не должны быть поспешными и основанными на эмоциональном фоне. Их следует принимать на основе исследований биологии вида и выявления причин сокращения популяций, то есть грамотного научного подхода. В этом смысле считаю справедливым высказывание, что «особый краснокнижный статус сахалинского тайменя в водоемах Сахалина и Приморья создает лишь иллюзию его охраны, которую нельзя ничем доказать или опровергнуть» (Золотухин, Семенченко, 2008).

– Каковы же причины снижения численности нашего тайменя?

– Они, в принципе, известны. Все специалисты сходятся во мнении, что основная угроза сегодня исходит от возможности свободного доступа граждан к водоемам для осуществления любительского рыболовства. По оценке упомянутых выше авторов, один рыболов с удочкой вылавливает десятки особей тайменя в возрасте до двух лет и более. Наши экспертные данные близки к этому – 10-15 особей в год на одного рыбака-любителя. Это происходит преимущественно весной во время ската и осенью в период подъема этого вида на зимовку. Наиболее мощный пресс приурочен к зимовальной миграции, когда таймень интенсивно откармливается в нижних участках реки. В литературе также отмечается, что «большое количество молодых тайменей становятся жертвой во время зимней подледной рыбалки на ямах».

На прошлогоднем семинаре по любительскому рыболовству в СахНИРО рыбаками-любителями была озвучена их ориентировочная численность на Сахалине около 50-60 тысяч человек. Уменьшив эту величину, в целях предосторожности, в три раза, можно предположить, что за год крючковыми снастями изымается не менее 200 тысяч особей сахалинского тайменя. Даже если допустить, что большая часть рыб отпускается, то вопрос их выживания после поимки остается открытым. То, как рыбаки позируют с тайменем на многочисленных фото с рыболовных сайтов, позволяет усомниться в 100-процентной выживаемости отпущенных экземпляров.

Следует также иметь в виду и специализированное браконьерство сетями, которое сложно обсчитать даже экспертно. При этом общая численность половозрелых особей сахалинского тайменя во всех реках Сахалина по самому оптимистичному сценарию расчетов нами оценивается до 10 тысяч особей. Вероятная численность молоди ближнего и дальнего пополнения может достигать 500 тысяч экземпляров.

Как видим, при таком состоянии ресурсов этого вида и все возрастающего интереса населения к любительской рыбалке тенденция резкого сокращения популяции тайменя может только усугубиться.

– В прошлом году, когда я ловил кунджу на реке Вавай (в рыбацком обиходе Пихтовка) у меня клюнул таймешонок длиной сантиметров 25. Причем заглотил крючок так, что извлечь его, не повредив рыбу, не было ни малейшей возможности. Выходит, я взял грех на душу, сам того не желая. Что же делать – не рыбачить?

– По нашим данным, накопленным за 1998 – 2011 годы, сахалинский таймень был отмечен в 79 реках острова. Конечно, полностью запретить в них рыбалку никто не имеет права. Но внести в Правила любительского и спортивного рыболовства в водоемах Сахалинской области какие-то разумные изменения, которые позволили бы ограничить пресс на этот краснокнижный вид, я считаю необходимым.

– Бытует мнение, что на снижение численности тайменя основное воздействие оказывает его прилов во время промысла тихоокеанских лососей морскими неводами и рыбоучетными заграждениями на речных промысловых участках.

– Специалисты СахНИРО не склонны разделять эту точку зрения. Допускаю, что штучные (случайные) поимки бывают, но их величина несоизмеримо меньше объемов вылова при любительском рыболовстве. Кроме того, следует учесть, что в невода может попасть таймень только весьма немногочисленной морской экологической формы. Однако рыбы этой формы не совершают продолжительных миграций в море, а придерживаются определенных участков на каменисто-галечных плато с зарослями водной растительности, на которых, как правило, промысловые невода не устанавливаются. Это существенно снижает потенциальную опасность  многочисленного прилова тайменя.

Что касается рыбоучетных заграждений, работ о их влиянии на рыб, обитающих в реках и совершающих нагульные миграции, нет. Если обратиться к последней путине, то в 2011 году РУЗы устанавливались на 55 реках. Из них сахалинский таймень отмечается только в 19 водотоках, в остальных он не встречается вовсе. Как и морские невода, РУЗ может влиять только на малочисленную морскую форму этого вида, поскольку большая часть заграждений расположена в устьевых участках рек. И даже в этом случае риски возможной поимки краснокнижной рыбы многократно снижаются в связи с особенностями ее биологии. Постановка РУЗов производится, как правило, с конца июля по конец августа, когда в реках максимальная температура воды (18-20 градусов) и низкое содержание кислорода (не более 6 млг/л). Сахалинский таймень, как и гольцы, избегает таких условий. При этом его разные формы реагируют по-разному – одни уходят вверх по основному руслу реки, другие скатываются в морское прибрежье, лагуны или озера.

Тем не менее считаем важным продолжать наблюдения за рыбами в целом и тайменем в частности при работе рыбоучетных заграждений, если они будут выставляться. Необходимо охватить наблюдениями также забойки рыбоводных заводов.

 Г. ЮРГИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 23 от 14 июня 2012 г.