Сибирь заполонила «крымская» артемия
В 2015 году в материале «Российская аквакультура теряет корма» на страницах журнала «Fishnews – Новости рыболовства» уже поднималась проблема высокого уровня ННН-промысла цист артемии – ценного вида кормовых беспозвоночных, обитающих в соленых водоемах. Спустя год приходится констатировать, что объемы нелегальной добычи и последующего экспорта артемии по-прежнему исчисляются сотнями тонн, а ущерб государству составляет сотни миллионов рублей.
Основные запасы цист артемии сосредоточены в четырех регионах Западной Сибири – Алтайском крае, Новосибирской, Курганской и Омской областях, – на долю которых приходится свыше 90% рекомендованных объемов добычи. В этих субъектах Федерации артемия подвержена наибольшей браконьерской нагрузке. Незаконно изъятые биоресурсы зачастую декларируются как выращенные в аквакультуре или выловленные в удаленных от реального места добычи регионах страны, таких, как Астраханская область, Чеченская Республика, Республика Дагестан.
Цисты артемии в основном поставляются на внешние рынки, поскольку спрос со стороны отечественных потребителей не превышает 3% объема производства. Доля продукции ННН-промысла в общем объеме экспорта цист артемии из Российской Федерации в 2013-2015 годах достигла 50%, так как в период с 2010 по 2015 годы законность происхождения этих биоресурсов при отправке за рубеж государством не контролировалась.
За данный период черный рынок артемии прибрел четкую структуру: от заготовителей, непосредственно вовлеченных в незаконный промысел, до организаций, отвечающих за легализацию ресурсов и их вывоз за границу. Отдельные хозяйствующие субъекты умудрялись ежегодно экспортировать сотни тонн артемии в отсутствие законных источников ее добычи.
В 2015 году решением Евразийской экономической комиссии введена обязательная процедура лицензирования экспорта артемии, предполагающая проверку законности происхождения водных биоресурсов. Анализ данных по обороту цист артемии за первое полугодие 2016 года свидетельствует о том, что данная мера не оказала значительного влияния на долю продукции ННН-промысла в общем объеме реализованных за границу биоресурсов.
Так, экспорт цист артемии из Новосибирской области только за январь-июнь 2016 года составил около 180 тонн, при том что в прошлом году рекомендованные объемы добычи этих биоресурсов в регионе составляли всего 49 тонн. В целом за первое полугодие 2016 года из России была вывезена 871 тонна артемии; при этом доля легальных квотодержателей, имеющих заключенные на конкурсной основе долгосрочные договоры на пользование рыбопромысловыми участками, составила в этом объеме лишь 56%.
Таким образом, введение экспортной лицензии не ограничило незаконный оборот цист артемии, а лишь привело к появлению новых способов их легализации и вывоза. Как отмечают эксперты, растет количество биоресурсов, переправляемых в Республику Казахстан с территории Алтайского края, Новосибирской и Омской областей в обход пограничного контроля. Этому способствует тот факт, что незаконное перемещение цист артемии через границу РФ не классифицируется законодательством как контрабанда.
Растет, по оценке экспертов, и число случаев фиктивного освоения объемов, выделенных по разрешениям на добычу артемии. Данная схема получает все более широкое распространение на тех водных объектах, объемы добычи на которых выдаются неограниченному кругу заявителей, по принципу так называемой «олимпийской системы». В теории такая система должна обеспечить здоровую конкуренцию между пользователями при освоении водных биоресурсов, но ее применение на практике в данном случае оборачивается серьезными негативными последствиями.
В 2015-2016 годах, помимо регионов Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, объемы добычи цист артемии выделялись в Республике Крым. К началу промыслового сезона этого года Крым подошел с рекомендациями Росрыболовства на вылов 49 тонн артемии во внутренних водоемах. Впоследствии оказалось, что озерами вылов артемии не ограничится – Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства начало в массовом порядке выдавать разрешения на добычу цист артемии в Азовском море. По некоторым данным, речь может идти о заливе Сиваш, в котором якобы сформировалась высокоминерализованная среда обитания, жизненно необходимая для существования солелюбивого вида – артемии.
Допустимый к изъятию запас артемии в Азовском море был определен в объеме около 100 тонн. Информация о том, была ли указанная величина обоснована исследованиями рыбохозяйственной науки – ФГБНУ «ЮгНИРО» – применительно к конкретным географическим координатам, отсутствует в открытых источниках. Но факт остается фактом: около двух десятков пользователей получили разрешения на добычу цист артемии в Азовском море суммарным объемом почти 1400 тонн.
К концу промыслового сезона оказалось, что общий вылов цист артемии в Азовском море, если верить отчетности, составил около 470 тонн. Таким образом, объем выданных разрешений превысил максимально допустимую по водному объекту величину в 14 раз, а объем вылова – почти в 5 раз. В первом приближении кажется, что проблема заключается в переосвоении и возможном подрыве запасов артемии, обитающей в Азовском море. Возникает резонный вопрос: почему промысел не был остановлен при достижении 100% рекомендованного объема вылова?
Ответ очевиден, если предположить, что выделенный в Азовском море объем добычи цист артемии был освоен лишь на бумаге. В этом случае органы рыбоохраны попросту не успели бы применить инструменты регулирования промысла, поскольку недобросовестные пользователи могли отчитаться о полном «освоении» выделенных объемов в считанные дни. Таким образом, уместен вопрос: существовали ли в 2016 году в Азовском море необходимая высокоминерализованная среда обитания и другие природные факторы, которые обусловили наличие популяции артемии и продукции цист в объеме 470 тонн и тем более 1400 тонн?
О фиктивном характере добычи артемии в Крыму может косвенно свидетельствовать небывало высокий показатель вылова (470 тонн), составивший четверть от всего рекомендованного объема добычи этого объекта в Российской Федерации. Появление такого количества биоресурса на рынке не могло остаться незамеченным. Однако ни один из опрошенных участников рынка не увидел каких-либо признаков конкуренции со стороны «крымской» артемии.
Таким образом, имеет право на существование версия о том, что в 2016 году в Республике Крым была реализована масштабная схема по легализации сотен тонн ценного вида водных биоресурсов. Полученные в Крыму разрешения на добычу артемии уже начали «всплывать» в различных регионах Западной Сибири, в том числе при проведении правоохранительными органами проверок в отношении партий артемии сомнительного происхождения. В этой ситуации не ясны позиция и действия крымского минсельхоза и Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства.
Для того чтобы переломить ситуацию с незаконной добычей и оборотом цист артемии, защитить экономические интересы Российской Федерации, необходимы серьезные совместные усилия государства и отраслевого сообщества. Требуется реализация системных мер как организационного характера (в рамках имеющихся полномочий Минсельхоза России и Росрыболовства), так и нормативного. К последним можно отнести:
1) наделение Росрыболовства функцией контролирующего органа, выдающего заключения на право оформления лицензий на экспорт артемии, что позволит централизовать контроль над оборотом цист артемии (добыча-экспорт) в одном ведомстве;
2) включение цист артемии в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, что позволит усилить контроль над перемещением артемии через государственную границу РФ.
Время покажет, удастся ли регулятору и профессиональному сообществу наладить эффективное взаимодействие и добиться значимых улучшений в отрасли в части промысла артемии.
Аркадий ИРКУТОВ, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2016 г.