Рыба на публичных торгах: почему не продается и что делать
Аукционная и биржевая торговля рыбопродукцией в России переживает, наверно, самую мучительную, начальную, стадию принятия и адаптации к рынку. Приживется или нет, гадают многие. Работают над этим пока самые инициативные.
На сегодняшний день опыт проведения организованных публичных (аукционных и биржевых) торгов уловами и продукцией из водных биоресурсов есть в Приморье («Дальневосточный аукционный рыбный дом» – торговая площадка Биржа «Санкт-Петербург»; опыт аукционных и биржевых торгов) и на Сахалине (власти Сахалинской области – торговая площадка «Сбербанк-АСТ»; опыт аукционных торгов). Попытка аукционных торгов рыбопродукцией предпринималась также в Мурманской области (по инициативе отраслевого бизнеса), но определенную системность эта работа получила пока лишь в Дальневосточном регионе.
Эксперимент проходит с разной степенью успешности, выявляются плюсы и минусы новой системы торгов, но, как отмечают специалисты, с позиции бизнеса в целом эффективность пока минимальная. Почему? Для этого, по общему мнению, надо ответить на главные вопросы: кому и зачем нужна такая форма торгов.
Если это нужно бизнесу, то…
Система аукционной и биржевой торговли применяется сегодня во многих странах, правда, площадки, которые подразумеваются под этими понятиями, заметно различаются. Где-то это, скорее, электронная доска объявлений с сопутствующей системой логистики, финансово-кредитных услуг и т.д. Где-то – открытый рынок с живой продукцией, где покупатели могут пощупать, понюхать, поторговаться на аукционе, который проходит здесь же, буквально на причале.
В России отстраиваются свои варианты организации публичных торгов рыбопродукцией. В зависимости от формата и возможностей той или иной торговой площадки. Но первый опыт оказался примерно схожим: продавцы (рыбаки, переработчики) ждут, когда им предложат широкую аудиторию покупателей и привлекательные (читай – более высокие) цены, а покупатели (оптовики, торговые сети, ИП и проч.) хотят видеть больше продавцов с постоянным и разнообразным ассортиментом также по привлекательной (читай – более низкой) цене. Получается замкнутый круг.
Сказывается и тот факт, что 100% крупных и большая часть средних рыбопромышленных компаний уже имеют свои многолетние устоявшиеся, отлаженные торговые связи с зарубежными партнерами и на внутреннем рынке. Кардинально что-то менять в этой схеме очень сложно, поскольку промысловики завязаны на таких покупателей финансовыми обязательствами.
Что в этой ситуации могло бы реально привлечь рыбопромышленников на отечественные биржу и аукцион? Ответ, по мнению экспертов, прост – возможность заработать деньги (т.е. цена должна быть выше, чем им предлагается сейчас), а также получить за свою продукцию предоплату (фьючерсные сделки, факторинг на более выгодных условиях, чем у нынешних кредиторов). Еще один инструмент привлечения – это меры господдержки участников публичных торов, но об этом чуть позже.
Нельзя забывать и про малые и «среднемалые» предприятия в рыболовстве. К примеру, на Сахалине из общего числа компаний, занятых на лососевой путине, лишь 40% приходится на крупные предприятия. Оставшиеся 60% – это малые и средние компании, для которых рыбалка является сезонным видом деятельности и основная задача для них – найти покупателя, скорее всего разового, привлечь финансы на подготовку к путине и т.д.
Такие игроки вряд ли самостоятельно смогут выйти на биржу или аукционную площадку, поэтому для них могут быть созданы другие привлекательные условия. Например, доступ к финансам через создание при аукционной/биржевой площадке отдельной структуры, которая выступала бы гарантом перед кредитными организациями (в факторинговых сделках), страховыми компаниями (для обеспечения безопасности сделок) и непосредственно представляла интересы малых и средних компаний-продавцов на организованных торгах. Такая структура могла бы отвечать и за организацию оптово-розничной продажи ВБР на внутренний и внешний рынки, поставку и хранение рыбопродукции для реализации в регионах и т.д.
С покупателями ситуация также обстоит непросто: у них также есть свои правила, рабочие схемы, обязательства. Особенно в секторе крупных торговых сетей, у которых, как правило, существует своя обширная оптово-логистическая сеть, и в принципе они несильно заинтересованы терять посреднические звенья. Однако, полагают специалисты, и для таких покупателей аукционная и биржевая площадка способна оказаться привлекательной, если сможет предложить хорошие цены на товар из первых рук (в том числе возможность проведения торгов на понижение первоначальной заявленной стоимости), упростит вопросы доставки приобретенной продукции из отдаленных регионов и, конечно, гарантирует безопасность сделок.
Если это нужно государству, то…
Впрочем, в том, что именно государство должно быть заинтересовано в развитии публичных торгов рыбопродукцией, сомнений не возникает ни у кого. Только в поручениях президента России вопрос организации подобных площадок поднимался уже дважды. Механизм аукционных и биржевых торгов способен обеспечить прозрачность операциям купли-продажи и прослеживаемость на всех основных этапах движения рыбопродукции из рыбацких сетей в сети торговые. А значит, повышает контроль за оборотом ВБР в целом.
Кроме того, публичные торги – это прозрачная и безопасная площадка для осуществления экспортных сделок, т.е. создаются предпосылки для перемещения рынков сбыта и формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации. Кстати, первый опыт по продаже российской рыбы иностранным покупателям посредством биржевых (организованных) торгов уже состоялся.
А раз у государства есть интерес, то логично было бы ожидать и соответствующих действий. По мнению экспертов, целесообразно принятие решений на федеральном уровне о дополнительных мерах мотивации участников публичных торгов ВБР, предприятий рыбохозяйственной отрасли. Такая поддержка могла бы выразиться, например, в корректировке ставки сбора ВБР, упрощении административного контроля уловов, применении корректирующих коэффициентов к объему осваиваемых квот для участников аукционных и биржевых торгов и т.д.
Наталья СЫЧЕВА, Fishnews
Март 2017 г.