В спорах по Арктике не хватает голоса рыбаков и ученых
В середине марта в Рейкьявике прошел очередной раунд консультаций по регулированию рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана. Участвовавшие во встрече страны смогли добиться определенного прогресса в разработке соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в центральной Арктике, но по ряду вопросов снять разногласия так и не удалось.
В пятой встрече по рыболовству в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана приняли участие девять стран и ЕС. «Арктическая пятерка» в лице Канады, Дании, Норвегии, России и США, а также делегации Китая, Республики Корея, Исландии, Японии и Евросоюза попытались договориться о тексте возможного соглашения, направленного на сохранение рыбных запасов и защиту уязвимых экосистем Арктики.
Интенсивное таяние ледового щита полярных морей постепенно открывает для судоходства огромные водные пространства, расположенные за пределами 200-мильных экономических зон приарктических стран, общей площадью 2,8 млн. кв. км. Соглашение, как и подписанная в июле 2015 года декларация, должно способствовать предупреждению развития на этой акватории нерегулируемого рыболовства.
До начала консультаций в Рейкьявике некоторые страны заявляли, что текущий раунд будет последним, а разрабатываемое соглашение станет самым быстро заключенным многосторонним международным договором в этой сфере. Представители России придерживались более сдержанной позиции. И действительно, участникам переговоров удалось разрешить некоторые противоречия, но по итогам встречи выяснилось, что по ряду ключевых вопросов выработать формулировки проекта соглашения пока не получается.
Границы и регулирование
Разногласия остаются даже по поводу такого базового элемента, как определение географического охвата соглашения. «Проблема заключается в необходимости описать область действия соглашения таким образом, чтобы при этом не нарушить интересов ни одного государства-участника», – рассказал Fishnews замруководителя Росрыболовства Василий Соколов, возглавлявший российскую делегацию в Рейкьявике.
Для России принципиальным моментом является позиция о непризнании так называемой «рыбоохранной зоны» вокруг архипелага Шпицберген, в свое время установленной в одностороннем порядке Норвегией. В связи с этим российская сторона предложила выбрать такую формулировку, которая не позволила бы норвежцам в дальнейшем использовать положения это юридически обязывающего документа в качестве аргумента для утверждения своей юрисдикции над «рыбоохранной зоной» по аналогии с режимом исключительной экономической зоны.
Не менее важным вопросом является процедура принятия решений в рамках соглашения. Предложенный российской делегацией вариант обязательного консенсуса пяти прибрежных стран, непосредственно граничащих с Северным Ледовитым океаном, не нашел поддержки у остальных участников консультаций, а другие форматы для нашей страны неприемлемы.
«Мы настаиваем на процедуре, когда для принятия решений необходим консенсус всех прибрежных государств. Должен быть четко обозначен приоритет пяти стран, в зонах которых обитают, размножаются и нагуливаются те самые живые морские ресурсы, которые в будущем могут стать объектом коммерческого использования. Я не вижу в этом ущемления прав иных участников соглашения. Надо понимать, что появление рыбных запасов в центральной части Северного Ледовитого океана возможно исключительно за счет их распространения из вод под юрисдикцией одного или нескольких приарктических государств», – объяснил позицию Василий Соколов.
Много споров велось и вокруг перспективы создания в дальнейшем одной или нескольких дополнительных региональных организаций или договоренностей по управлению рыболовством в центральной части Арктики. Российская делегация выступила за то, чтобы прописать в соглашении четкий механизм действий участников соглашения в том случае, если в районе регулирования будут обнаружены рыбные запасы. Однако большинство стран пока склоняется к мнению переложить регулирование промысла на будущую рыбохозяйственную организацию, а соглашением охватить только совместную научно-исследовательскую деятельность и поисковый промысел.
«Смысл соглашения сформулирован уже в его названии – предотвращение нерегулируемого промысла. Именно поэтому мы считаем необходимым четко и понятно прописать, какие же именно меры будут предприняты участниками соглашения для его предупреждения», – отметил замглавы Росрыболовства. Кроме того, российские специалисты указали, что зона, управляемая НЕАФК, распространяется до Северного полюса. Это значит, в северной Атлантике уже есть район, который регулируется региональной рыбохозяйственной организацией, и не совсем понятно, как новая рыбохозяйственная организация (или несколько) будет сосуществовать с уже имеющейся.
Совместные исследования получили добро
В ходе переговоров определенные претензии высказывались к совместной программе научных исследований в районе открытого моря центральной части Северного Ледовитого океана. Делегаты спорили о степени открытости результатов научных работ, полученных в рамках национальных программ, в том числе в зонах прибрежных государств.
Однако в этом вопросе участникам консультаций удалось прийти к согласию. «Мы убрали из текста регулирование научных исследований по национальным программам, предусмотрев при этом возможность их осуществления каждой страной и оставив только то, что касается совместных научных исследований. В текущей редакции соглашения прописано, что страны-участницы будут собираться раз в два года, а за два месяца до этого должна быть организована научная конференция на предмет обсуждения результатов совместной программы», – уточнил Василий Соколов.
В результате были одобрены все положения, относящиеся к совместной программе научных исследований и мониторинга, а также к научно-экспериментальному или научно-поисковому промыслу.
Дать слово рыбакам
Встреча в Рейкьявике показала, что для окончательной доработки текста участникам соглашения потребуется провести минимум еще один раунд переговоров. Прозвучало предложение, чтобы страной-хозяйкой на этот раз выступила Российская Федерация. По информации Росрыболовства, это вопрос сейчас прорабатывается.
В Федеральном агентстве по рыболовству также рассматривается возможность провести в мае круглый стол в Мурманске с участием экспертов по Арктике, в первую очередь рыбопромышленников и ученых. «Сейчас наши рыбаки по факту в этом процессе не участвуют, – констатировал Василий Соколов. – Не исключено, что пригласим на это мероприятие также представителей научных кругов и промышленности других приарктических государств».
Он обратил внимание, что Россия и Норвегия – две страны, которые уже отработали многие механизмы по сотрудничеству в Арктике, включая совместные исследовательские программы и механизмы регулирования промысла. «Накоплен колоссальный опыт, которого у других стран в этой сфере нет, – подчеркнул замруководителя Росрыболовства. – Поэтому хотелось бы собраться и послушать промышленность, науку и экспертов, у которых есть практический опыт такого взаимодействия».
Анна ЛИМ, Fishnews
Апрель 2017 г.