Развитие аквакультуры требует модернизации производства
Преображенская база тралового флота намерена увеличить объем производства серого морского ежа, выращенного на собственных аквафермах, до 300 тонн в год. В планах компании на ближайший год также значатся модернизация производства морского гребешка и проведение реконструкции цехов по изготовлению пищевой продукции в соответствии с требованиями ХАССП.
Преображенская база тралового флота намерена выполнить модернизацию цеха, перерабатывающего продукцию аквакультуры. Целью предстоящих работ является приведение технологических процессов, производственных помещений и оборудования в соответствие с нормами и правилами согласно системе контроля качества и безопасности пищевой продукции ХАССП. В планах компании также значится расширение производства морского гребешка, морского ежа и трепанга.
Как сообщил специалист участка прибрежного рыболовства и марикультуры ПБТФ Александр Плечий, в ближайшее время предприятие проведет реконструкцию цеха в поселке Преображение, где осуществляется выпуск икры морского ежа, трепанга варено-мороженого и шинкованной мороженой морской капусты. Необходимость этих работ обусловлена новыми требованиями технического регламента Таможенного союза, вступающего в силу в июле следующего года.
Также предприятие рассчитывает в следующем году провести реконструкцию научно-промыслового центра марикультуры «Заповедное». Это небольшое экспериментальное производство, созданное совместно с ТИНРО-Центром в 2003 году, специализируется на культивировании трепанга. «Изначально его целью было создание и отработка технологий выращивания трепанга, – напоминает Александр Плечий. – Сейчас мы планируем расширить наш завод примерно в три раза, чтобы у нас также была возможность поэкспериментировать с индустриальным выращиванием морского гребешка и морского ежа. Специалисты ТИНРО-Центра заявляют, что некоторые наработки технологий заводского производства молоди приморского гребешка у них уже есть».
Интерес к выращиванию гребешка неслучаен – это очень востребованный продукт в Юго-Восточной Азии. Сейчас Преображенская база тралового флота производит примерно сто тонн приморского гребешка в год. Однако получение молоди традиционным способом – сбором спата на коллекторы непосредственно в море – имеет некоторые риски. К примеру, в этом году из-за природных условий предприятию не удалось получить ожидаемый объем молоди гребешка. Спат попросту не сел на коллекторы из-за резко изменившейся гидрологической ситуации, причем с этой проблемой столкнулся ряд хозяйств марикультуры по всему Южному Приморью. Специалист подчеркивает, что предупредить такие ситуации довольно сложно. «Бывает так, что все необходимые приготовления сделаны, пробы воды взяты, температура и другие показатели в норме, планктонная съемка выполнена, и все должно проходить по плану, – комментирует ситуацию Александр Плечий. – Однако после выставления коллекторов может резко начать дуть холодный ветер, который вызовет гидрологические процессы, поверхностный слой воды будет сдуваться и заменяться нижним, и по итогу весь спат может пропасть. Увидеть, появилась ли молодь, сразу невозможно, поэтому проходит больше месяца, прежде чем обнаружится ее отсутствие».
Во избежание повторений подобных неурядиц в следующем году предприятие намерено ставить коллекторы одновременно в разных местах. Это потребует дополнительных затрат, но поможет избежать полного неурожая.
В то же время очевидно, что применение заводского способа получения молоди гребешка потребует существенной реконструкции всего производства, в том числе увеличения объема выростных емкостей, изменения конструкции жестких субстратов, кормоприготовительного комплекса, многократного повышения эффективности системы водоподготовки и т.д. Использование опыта зарубежных стран в этом случае будет просто необходимым. Это значит, что завод потребует очень серьезной реконструкции, а для этого придется жертвовать показателями выпуска молоди трепанга.
Однако в ближайшей перспективе предприятия, помимо НПЦМ «Заповедное», планируют расширение основных производственных мощностей в бухте Соколовская. Здесь одной из приоритетных задач является увеличение производства серого морского ежа. Сейчас ПБТФ активно работает с ТИНРО-Центром в области создания технологии получения посадочного материала из природного планктона с целью товарного выращивания морского ежа как пастбищным способом, так и индустриальным на специализированных гидробиотехнических сооружениях. В 2014 году объем выращенного серого морского ежа составил около 20 тонн. В ближайшей перспективе компания рассчитывает увеличить ежегодный выпуск культивированного гидробионта до уровня, сопоставимого с добываемым предприятием по квотам, – 300 тонн.
Предприятие также работает с японскими партнерами по направлению марикультуры. Японская сторона предложила компании услуги специалиста, который мог бы контролировать весь процесс получения морского ежа. Поскольку такая работа требует учета множества нюансов, наличие опытного специалиста могло бы быть неплохим подспорьем. Привлечь же для развития аквакультуры не просто одного эксперта, а крупного инвестора из-за рубежа пока довольно сложно. Для этого нужны весьма масштабные проекты, где будут задействованы тысячи гектаров морской акватории, отмечает собеседник.
Выпускаемая продукция из гребешка и ежа идет в основном на экспорт, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Особой популярностью в Республике Корее пользуется живой гребешок, в Японии – морской еж, в Поднебесной очень любят дальневосточного трепанга. Однако возможности для реализации этих деликатесов в России и Приморье далеки от тех, что предлагает рынок стран АТР. «Живой гребешок – довольно дорогой продукт, поэтому широким спросом он пользоваться пока не может. Владивосток через торговые сети реализует около 10 тонн в год, – делится наблюдениями Александр Плечий. – У нас довольно ограничено количество компаний, у которых есть все технические возможности накопить, передержать морских гидробионтов и реализовать их в живом виде». Основным рынком по сбыту живых морепродуктов в России остается Москва. К примеру, гребешка столица может «переварить» только около 100 тонн в год. Преображенская база тралового флота является одним из немногих крупных поставщиков этого вида продукции в торговые сети и заведения общественного питания практически круглогодично.
Поэтому увеличение производственных мощностей приведет в первую очередь к росту объемов экспорта. Но здесь любому поставщику приходится сталкиваться с проблемами логистического характера – дефицитом транспортных услуг. По словам Александра Плечия, на весь Дальний Восток имеется всего несколько компаний, у которых есть все необходимое оборудование для перевозок гребешка в живом виде. Кроме того, у этих фирм большой опыт работы с контролирующими органами, что также важно с точки зрения исключения «форс-мажорных» обстоятельств при осуществлении экспорта скоропортящейся продукции. Долго храниться даже в специализированных контейнерах гребешок не может, а будучи однажды изъятым из коллекторов, он уже не может быть туда возвращен, моллюск попросту не приживается снова и гибнет. «Перерабатывать гребешок на мороженое филе сейчас попросту нерентабельно, такой продукции на рынке вполне достаточно. Например, на Северных Курилах этот моллюск массово добывается траловым способом, что сравнительно гораздо менее затратно, чем в нашем случае, и соответственно позволяет реализовывать филе гребешка по более низкой цене», – подчеркивает специалист ОАО «ПБТФ».
Помимо природных и экономических факторов, развитию аквакультуры, как и другим отраслям рыбного хозяйства, определенные трудности создают административные барьеры. «Только на взаимодействие с государственными структурами работает три сотрудника нашего небольшого участка. Количество отчетов, рапортов, ответов на запросы Россельхознадзора, Росприродназора, Росрыболовства, даже нашего местного департамента рыбного хозяйства очень велико, – описывает проблему Александр Плечий. – По итогу получается, что больше 60% рабочего времени всего административно-управленческого персонала тратится на то, чтобы контролирующим органам было удобно контролировать нас. Конечно, это сказывается на процессе производства, поскольку в подготовке ответов, отчетов участвует не только руководство, но и остальной коллектив, в конечном счете это так или иначе, но проводит к увеличению общепроизводственных расходов, удорожанию производства и соответственно росту себестоимости продукции и снижению эффективности работы участка в целом».
По мнению представителей компании, в этой связи назревает необходимость объединить усилия с другими компаниями и отраслевыми ассоциациями в области защиты интересов отрасли. «Мы делали некоторые предложения к нормативно-правовой базе по аквакультуре, но для достижения каких-то ощутимых результатов, возможно, полезно будет наладить более тесную работу с отраслевыми объединениями», – резюмирует Александр Плечий.
Константин ОСИПОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2014 г.