Переработка рыбы

03 сентября 2013 года
Андрей КРАЙНИЙ

Андрей Крайний: Нужно уходить от сырьевой направленности рыбного экспорта

Экспортный потенциал отрасли достаточно высок, однако необходимы меры, направленные на увеличение в общем объеме поставок доли продукции глубокой переработки, отмечает глава Росрыболовства Андрей Крайний.

На внешних рынках российская рыбная продукция пользуется устойчивым спросом. Объем экспорта с 2009 по 2012 гг. возрос с 1,372 млн. тонн до 1,672 млн. тонн соответственно. «Однако в экспорте преобладала сырьевая направленность. Основная доля поставок приходится на мороженую рыбу с низкой степенью переработки – 90%», – подчеркивает в своей статье, подготовленной для журнала «Fishnews – Новости рыболовства», руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Он приводит данные, согласно которым 46% всего отечественного экспорта составила продукция из минтая, 12% – сельдь, 8,7% – треска и пикша.

Глава ведомства обращает внимание на поставки рыбы в КНР. «Эффективность российского экспорта ВБР в Китай в 2012 г. на фоне других стран выглядит неудовлетворительно: хуже только у Голландии. Даже у КНДР эффект от поставок в Китай выше на 10% по сравнению с Россией, не говоря о самых эффективных странах, торгующих ВБР с Китаем – Канаде, Бирме и Мексике», – отметил руководитель Росрыболовства. Он рассказал, что российский экспорт превысил канадский по объему в 13,9 раза, а по стоимости – только в 3,78 раза. Следовательно, эффективность отечественного экспорта водных биоресурсов в Китай оказалась ниже эффективности канадского почти в 4 раза. «Иными словами, Россия по-прежнему насыщает китайский рынок недорогим многочисленным слабопереработанным сырьем», – резюмировал Андрей Крайний. Руководитель ФАР добавил, что условия, принятые нашей страной при вступлении в ВТО, стимулируют именно экспорт сырья.

«В целом можно констатировать, что на настоящее время рыбодобывающий сектор отрасли является конкурентоспособным. Однако при этом не реализовывается часть приоритета, а именно уход от сырьевой направленности экспорта», – подчеркнул глава ведомства. По словам Андрея Крайнего, даже в благополучном добывающем секторе отрасли прибыль сравнительно невелика. «Так, в зависимости от вида промысла, типов судов, специфики хозяйственной деятельности чистая прибыль составляет 1,4-6,5% от выручки. И это является одним из факторов риска, поскольку любое неверное административное решение может мгновенно отбросить отрасль на 7-8 лет назад, когда около 50% предприятий были убыточными», – заметил руководитель Росрыболовства.

Он считает целесообразным установить нулевые ставки сбора за пользование водными биоресурсами для предприятий, экспортирующих продукцию глубокой степени переработки, произведенную на российских судах (филе, консервы, муку и пр.). Также, по мнению Андрея Крайнего, для предприятий, поставляющих за рубеж мороженую рыбу (цельную, без головы и потрошеную), ставка сбора должна быть полной.

Руководитель отрасли отметил, что задачу увеличения поставок рыбы на российский берег и развития собственной переработки необходимо осуществлять, прежде всего, за счет экономических рычагов в рамках правил ВТО при одновременном снижении административного пресса на предприятия.

Fishnews