Рыбохозяйственный комплекс на протяжении последних лет уверенно демонстрирует положительную динамику роста. Не стал исключением и 2010 год, по итогам которого российскими рыбаками получен лучший результат по вылову за последние 10 лет. Итоговые показатели говорят сами за себя. Суммарная добыча по итогам года составила более 4 млн. тонн, что на 5,8% превысило показатели 2009 года и на 39% величину вылова в самом тяжелом 2004 году. Объем производства товарной пищевой рыбной продукции в 2010 году составил 4,6 млн. тонн.
Благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке за 2010 год по экспертным оценкам составила 77,5% и вплотную приблизилось к целевому ориентиру, установленному Доктриной продовольственной безопасности (80%).
Хочу отметить важный момент: в рейтинге по росту цен среди 11 основных продовольственных товаров рыба и морепродукты заняли предпоследнее место по итогам 2010 года.
Наблюдается и дальнейший рост среднедушевого потребления рыбы нашими гражданами. Этот показатель уже превысил 19 кг в год. При этом в ряде субъектов Российской Федерации, и в первую очередь в прибрежных, этот показатель значительно выше (Сахалинская область – 34 кг, Камчатский край – 30 кг).
Необходимо отметить, что вся эта положительная динамика происходила на фоне сравнительно постоянной ресурсной базы.
Как показывает анализ научных данных, причины роста добычи в 2010 г., в сравнении с предыдущими 9 годами, напрямую не связаны с состоянием запасов. Точнее, рост одних запасов компенсировался снижением других. Так, по чисто биологическим причинам в 2010 г. росли запасы охотоморского минтая, наблюдался существенный прирост биомассы трески и мойвы в Баренцевом море. В тоже время, беринговоморский минтай не образовывал в прошлом году плотных скоплений, что привело к снижению его вылова по сравнению с 2007 и 2008 гг.; произошел провал по сайре и 2010 год – это не лососевый год.
В целом же ресурсная база отечественного рыболовства с 2000 года менялась незначительно. Суммарный возможный вылов по всем районам за этот период оценивался в пределах 4,5-5 млн. тонн. Таким образом, рост вылова в 2010 г. по большей части был обеспечен совершенствованием нормативной базы и принятыми управленческими решениями в области рыболовства.
О ключевых моментах, определивших развитие отрасли мы уже говорили в прошлом году. Это, в первую очередь:
1. Закрепление долей квот добычи водных биоресурсов на долгосрочной основе;
2. Обязательная доставка всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию;
3. Сокращение перечня видов, изъятие которых регулируется путем установления ОДУ, и переход к оперативному регулированию, в первую очередь тихоокеанских лососей.
Закрепление долей на 10 лет, кроме долгосрочной перспективы для планирования бизнеса и определенной стабильности, явилось своего рода стимулом для более полного освоения выделенного ресурса. Это было подкреплено нормой о досрочном прекращении права добычи при двухлетнем неосвоении 50% выделенных объемов.
Решение об обязательной доставке всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию, позволило сделать работу отрасли прозрачнее, получить внятную статистку. Этому же способствовало выполнение поручения по созданию отраслевой системы мониторинга, результатами которой успешно пользуется не только Росрыболовство, но и ФСБ, что помогло существенно сократить нелегальную добычу биоресурсов.
Большим успехом можно считать и налаживание работы непосредственно внутри ведомства. Так, в 2010 году впервые за постсоветский период был обеспечен своевременный выход приказов, регламентирующих вылов. В результате проведенной работы впервые за последние годы рыбаки получили возможность осуществлять промысел практически во всех районах уже с 1 января. Следует отметить, что теперь это уже норма.
Говоря о будущем, Правительство поставило перед нами довольно сложные задачи по обеспечению роста вылова и внутреннего потребления. Вылов в 2011 году должен составить 4 млн. тонн, в 2012 году – 4,3 млн. тонн, в 2013 году – 4,7 млн. тонн.
Встает вопрос: за счет чего могут быть выполнены эти показатели? Новых ликвидных ресурсов для обеспечения такого роста в наших водах не появится, работа флота во многих районах Мирового океана становится все более затруднительной. Революционных изменений в действующем законодательстве в ближайшее время также не предвидится. Во всяком случае, Росрыболовство выступает за то, чтобы в ближайшие годы Закон о рыболовстве претерпевал бы минимальную трансформацию.
Любые изменения закона должны быть связаны только с тонкой настройкой – с новыми возможностями для бизнеса и снятием излишних административных барьеров.
Нами подготовлен ряд поправок, которые, не меняя в принципе закон, исправляют выявленные за последние годы недоработки.
Необходимо продолжить работу в части:
- возможности применения института залога в отношении прав на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- механизма использования рыбопромысловых участков в нескольких целях.
Может быть, подумать о вторичном обороте долей? Для сведения скажу, что в 2010 году принято 15 постановлений и более 30 распоряжений Правительства Российской Федерации, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых акта самого ведомства.
И уже сегодня мы должны поставить вопрос: За счет чего может произойти дополнительный прирост добычи водных биоресурсов? Какие еще скрытые резервы нам необходимо задействовать в рыбохозяйственном комплексе в целях повышения его эффективности и выполнения возложенных на него задач по обеспечению населения качественной рыбной продукцией?
Мы видим решение этой задачи в следующем:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования.
2. Модернизация флота.
3. Развитие международного сотрудничества и продолжения работы по возвращению России в мировой океан.
4. Развитие аквакультуры.
5. Государственную поддержку предприятий рыбохозяйственного комплекса и создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
6. Усиление борьбы с незаконным промыслом.
7. Профилактику правонарушений и противодействие коррупции.
На каждом из этих направлений остановлюсь подробнее.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Одним из приоритетов является принятие Федерального Закона «Об аквакультуре». Проект Закона «Об аквакультуре» разработан Росрыболовством, внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, и 25-го марта будет рассмотрен в первом чтении.
В 2010 году в рамках развития административной реформы была проведена работа по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства.
Итоги этой работы закреплены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 56-р, в котором даны конкретные поручения по необходимым законодательным изменениям.
В первую очередь это изменения в области обеспечения качества и безопасности рыбной продукции.
Росрыболовством подготовлен и в основном согласован с ведомствами законопроект, предусматривающий перераспределение полномочий в этой сфере. Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.
Базовым является законодательная замена множества ветеринарных документов копией разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, в котором по итогам ежегодно проводимого государственного мониторинга будет указано, что район добычи ветеринарно безопасен.
Кроме того, будет завершена работа по внесению изменений в отдельные законодательные акты, в части совершенствования правовых основ осуществления государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также усиления уголовной и административной ответственности в этой сфере.
ФЛОТ.
Совместно с ассоциациями рыбаков Росрыболовство постоянно прорабатывает меры по стимулированию процессов обновления российского флота.
Напомню, что капитализация рыбной отрасли остается самой низкой из всех отраслей российской экономики. Стоимость всех основных фондов отрасли составляет порядка 79 млрд. рублей. При этом 75% стоимости приходится на промысловый флот и оборудование. Основу флота составляют суда (2419 ед.), построенные в 70-е и частично в 80-е года прошлого века, и их износ составляет около 80%.
Причем наша позиция тут строится не на административных воздействиях, а на проработке мер экономического характера. И тут одним из основных стимулов может стать внедрение механизма залога долей при строительстве флота. В соответствии с поручением Председателя Правительства В. В. Путина, нами совместно с рыбацким сообществом разработана Стратегия развития рыбопромыслового флота, которая в ближайшее время будет представлена на Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса.
Однако возвращение в Мировой океан даже при наличии современного флота невозможно без расширения научных исследований и сопровождения промысловой деятельности исследовательскими судами, а также без соответствующих международных договоренностей.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основными направлениями активизации международного сотрудничества Российской Федерации в сфере рыболовства в 2010 г. явились заключение межправительственных и межведомственных договоренностей с ЕС и целом рядом таких стран, как: Федеративной Республикой Бразилия, Боливарианской Республикой Венесуэла, Куба, Абхазия, Намибия, Никарагуа, Республикой Перу, Сенегал, Королевством Марокко, Китайской Народной Республикой, Японией об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах.
Кроме того, расширено участие России в международных организациях по рыболовству – подписана Конвенция о сохранении промысловых ресурсов в открытом море южной части Тихого океана и управления ими.
За последние время удалось создать полноценную нормативную правовую базу, необходимую для стимулирования передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, районы действия международных конвенций по рыболовству и открытые районы Мирового океана.
Вместе с тем следует отметить, что состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб, а также за рынки сбыта рыбопродукции. Так, объем вылова минтая Соединенными Штатами Америки установлен на 56% выше прошлогоднего, что незамедлительно сказалось на ценовой политике в отношении минтая, добываемого отечественными рыбопромысловиками, которые и без того испытывают значительные трудности при сертифицировании его поставок на европейские рынки.
Кроме того, вызывает озабоченность повышенное внимание Евросоюза к началу российского промысла в зонах Сенегала и Намибии (с начала 2011 г. российскими рыбаками освоено уже более 30 тыс. т). По мнению ЕС, Российская Федерация должна подтверждать Еврокомиссии законность этого промысла, который осуществляется на фоне отсутствия рыбохозяйственных договоренностей ЕС с данными странами.
В рамках международного сотрудничества в области рыболовства и рыбного хозяйства в 2011 году предстоит решить комплекс следующих задач:
- продолжить сотрудничество с Японией, Республикой Корея, КНДР и КНР с учетом глобальных геополитических интересов России.
- продолжить работу по подготовке и заключению межправительственных соглашений по предупреждению ННН-промысла с государствами АТР, в первую очередь – с Японией, а также США.
Ведется работа по подписанию межправительственных соглашений по сотрудничеству в области рыбного хозяйства со странами: Республика Ангола, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Туркменистан, Республика Гвинея-Бисау, Украина.
Планируется возобновить сотрудничество в области рыбного хозяйства и рыболовства с Республикой Сьерра-Леоне, Республикой Гвинея (Конакри), Республикой Гана. Кроме того, мы будем инициировать возобновление сотрудничества в области рыбного хозяйства с Южно-Африканской Республикой, Республикой Мозамбик.
Однако не только в районах за пределами российских вод мы можем ожидать прироста добычи биоресурсов. На настоящий момент мы не в полной мере осваиваем и свои ресурсы. Ряд предприятий не вписываются в современные условия и не справляются с освоением выделяемых им ресурсов. С учетом действующей в Законе о рыболовстве норме о досрочном прекращении права на вылов при двухлетнем не освоении 50% выделенных объемов, мы в 2011 году уже начали работу по расторжению договоров с неэффективными пользователями.
Планируемое перераспределение долей квот успешным пользователям позволит увеличить общий вылов водных биоресурсов. Так предполагается расторгнуть договоры с 362 пользователями (257 по дальнему Востоку).
БОРЬБА С БРАКОНЬЕРСТВОМ.
Не менее важна для роста показателей активизация борьбы с браконьерством.
Должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства в результате контрольно-надзорных мероприятий во внутренних водоемах Российской Федерации в 2010 году выявлено 150 тысяч! нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
На нарушителей наложены административные штрафы на сумму 196 миллионов рублей. Также нарушителям предъявлены иски за ущерб, причиненный водным биоресурсам, на сумму около 80 млн. руб.
У нарушителей законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий изъято более 300 тонн незаконно добытых водных биоресурсов, и более 14 тысяч единиц транспортных средств.
Материалы на 4,5 тыс. нарушителей, в действиях которых усматривались признаки уголовных деяний, были переданы в следственные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
КОРРУПЦИЯ
Эффективному противодействию браконьерству серьезно препятствуют коррупционные проявления в среде должностных лиц, на которых возложена данная обязанность.
В 2010 году деятельность Росрыболовства по профилактике коррупционных и иных правонарушений была значительно активизирована и проводилась в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Но, несмотря на предпринимаемые руководством Росрыболовства и территориальных управлений меры, коррупция по прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование территориальных управлений и подведомственных организаций, препятствует проведению преобразований в рыбной отрасли. Ожидаемый перелом не наступил.
В 2010 году снова имели место негативные проявления, связанные с вымогательством служащими Росрыболовства незаконного денежного вознаграждения от браконьеров и законопослушных граждан, пособничеством одиночным браконьерам и преступным группировкам в совершении противоправных деяний в сфере рыболовства.
В 2010 году в отношении работников Росрыболовства было возбуждено 52 уголовных дела, против 42 в 2009 году. Некоторые задержания по уголовным делам широко освещались средств массовой информации, имели большой общественный резонанс и нанесли ощутимый ущерб имиджу и репутации Росрыболовства.
Так 24.06.2010 г. задержан начальник отдела по г. Москве и Московской области Московско-Окского территориального управления Р. С. Постников и его заместитель Б. А. Симонов, которые вымогали взятку с коммерческой организации в сумме 10 млн. руб. за оформление договоров на аренду прудов для организации любительского и спортивного рыболовства. Еще не улеглись страсти по этому факту, но объективности ради следует сказать, что не сотрудники территориального управления вымогали взятку, ее им навязывали недобросовестные пользователи, которые забыли вовремя переоформить документы на рыбопромысловый участок. Как итог – не сговорились в цене вопроса.
К слову, мы знали о готовящемся преступлении, однако, не вмешиваясь с ситуацию, дали возможность правоохранительным органам выполнить свою работу.
Другие примеры: 31.03.2010 г. возбуждено 4 уголовных дела в отношении государственного инспектора отдела по Удмуртской республике Средневолжского территориального управления А.В.Булатова, который составлял протоколы об административных правонарушениях, умышленно внося в них ложные сведения о вымышленных правонарушениях и лицах, их совершивших.
13.08.2010г. возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела по Усть-Камчатскому району Северо-Восточного территориального управления С.А. Войнилович.
Профилактика правонарушений по борьбе с коррупцией заключается не только в количестве задержанных лиц и объемах изъятых средств, но и в создании мер по предотвращению самой возможности давать или брать взятку. Принцип распределения квот на 10 лет исключил возможность ходить каждый год на поклон к чиновнику, что бы «договариваться», а реализация квот на аукционах закрепляет этот принцип.
В Росрыболовстве для обеспечения исполнения гражданскими служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, издан приказ, которым утвержден порядок уведомления, перечень сведений, содержащихся в уведомлении. (Приказ от 15 сентября 2009 г. № 815)
С удовлетворением отмечаю, что данная работа принесла свои положительные результаты. Уже происходит перелом в правосознании сотрудников и к нам стала поступать информация от них о фактах попыток дачи взяток и склонения к возможным правонарушениям. Можно привести в пример инспектора Омского отдела Верхнеобского территориального управления Самоховца Артема Викторовича, от которого в 2010 году дважды поступали своему руководству уведомления об обращении к нему лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений. По одному из них уже возбуждено уголовное дело. В текущем году в мой адрес поступило уведомление от одного из руководителей территориального управления Росрыболовства о попытке склонения его рыбопромышленниками к получению взятки в размере 3,5 млн. долларов США и намерениях к даче взятки еще одному руководителю нашего территориального органа. Материалы переданы в Генеральную прокуратуру России и Следственный комитет.
В 2011 году будет продолжена деятельность по противодействию коррупции в Росрыболовстве. Основным ее принципом станет неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Именно об этом говорил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев 13 января текущего года на заседании Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации.
ННН-промысел.
Не могу без внимания оставить такую проблему как незаконный промысел.
Дальневосточный регион, являясь отраслевым лидером, обеспечил добычу более 66% водных биоресурсов, вылавливаемых в Российской Федерации. Вместе с тем, именно на Дальнем Востоке наиболее остро выделяется проблема незаконного промысла водных биоресурсов и их теневого экспорта в государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Так, анализ поставок рыбопродукции российского происхождения в Японию в 2010 году показал, что допустимые уловы по крабу камчатскому (всего) превышены в 6,8 раза. По крабу волосатому имеет место 15 кратное превышение разрешенных объемов добычи. Только один морской еж, из каждых пяти, доставляемых в порты Японии, добыт на законных основаниях. Из поставленных в 2010 году только в порт Дон Хэ (Республика Корея) 5297 тонн краба и крабовой продукции лишь 315 тонн (5,95%) выловлено и экспортировано на законных основаниях.
По сравнительному анализу данных таможенных органов Японии и России, ущерб от нелегальных поставок российской рыбы в Японию в 2010 году составил $800 млн. Из России в 2010 году было ввезено рыбы и морепродуктов больше в 2,5 раза, чем по данным Федеральной таможенной службы России. Аналогичная ситуация складывается и при экспорте морепродуктов в республику Корея.
По нашей оценке, ключевая роль в организации незаконного промысла и поставок рыбной продукции российского происхождения в иностранные порты отводится преступной средой использованию судов под «удобными флагами».
Указанные суда, имеющие неудовлетворительное техническое состояние, комплектуются экипажами из граждан Российской Федерации. Как правило, они используются в режиме транспортных судов, принимая на борт незаконно добытую продукцию (в основном высокостоимостных видов лососей, крабов, морских ежей, креветок, моллюсков) и доставляют ее в порты Японии, Кореи, Китая, США. Экипажи данных судов не имеют минимальных социальных гарантий, на них не обеспечивается и не соблюдается система безопасности мореплавания, они не оснащены техническими средствами контроля местоположения судна, что является обязательным условием рыболовства в морских водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Эксплуатация судов под «удобными флагами» с российскими экипажами осуществляется исключительно в целях браконьерства. Главное преимущество регистрации под «удобным флагом» заключается в возможности обеспечить полную анонимность и возможность скрыть имена реальных владельцев, историю судна и его рейсов.
Выбирая суда под «удобным флагом» российские граждане не могут не осознавать, что им предстоит в составе организованной группы совершать хищение водных биоресурсов, являющихся государственной собственностью. Т.е. заведомо ориентируются на сознательное участие в совершении преступления. Именно указанные доводы и обстоятельства, объективно требуют ужесточения наказания и квалификации преступлений и правонарушений, как более тяжких с более жесткой санкцией за их совершение.
Чтобы переломить данную негативную тенденцию Росрыболовство в последние годы реализовало ряд законодательных инициатив, способствующих декриминализации рыбной отрасли.
Одна из практических мер борьбы с незаконным промыслом направлена на вытеснение из исключительной экономической зоны Российской Федерации браконьерских судов, использующих в противоправных целях флаги государств, с которыми Российской Федерацией не заключены международные соглашения в области рыболовства (суда под «удобными флагами»). К таким государствам относятся Республика Индонезия, Республика Гондурас, Монголия, Грузия, Республика Панама, Белиз, Королевство Камбоджа и др.
По имеющимся в Росрыболовстве данным, только в портах Дон Хэ, Мукхо и Пусан (Республика Корея) сосредоточено около двух десятков судов под флагом Кабоджи, ожидающих освобождения ото льдов Татарского пролива, чтобы возобновить браконьерский промысел в водах под юрисдикцией Российской Федерации.
По нашему мнению назрела острая потребность в разработке долговременного межведомственного приказа, идеология и содержание которого были бы направлены на эффективную борьбу с противоправной деятельностью преступной среды в сфере рыболовства, ориентированной на использование рыболовных судов под «удобными флагами». Проект указанного приказа целесообразно разработать совместно с Росрыболовством, МВД России, ФТС России, Росфинмониторингом и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В 2010 году в рамках выполнения взятых Российской Федерацией международных обязательств по всеобъемлющему противодействию браконьерству в морских пространствах, нами разработаны и внесены в Правительство Национальный план противодействия ННН-промыслу и Перечень первоочередных мер по его реализации. В тесном контакте с Аппаратом Правительства и заинтересованными ведомствами осуществляется точечная доработка данных документов. Надеемся, что в ближайшее время Национальный план будет утвержден и перейдет в плоскость практического выполнения.
Нельзя не обойти проблему обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота. Еще свежи в памяти картинки освобождения моряков из ледового плена. Вся страна следила за этими событиями. Причинами чрезвычайной ситуации, сложившейся в Сахалинском заливе с судами рыбопромыслового флота явились нетипичная для этого периода времени гидрометеорологическая обстановка, которую можно считать аномальной, а также грубое нарушение требований безопасности мореплавания капитанами рыбопромысловых судов, оказавшихся в ледовом плену.
Данный факт, а так же анализ чрезвычайной ситуации, произошедший с судами, послужил еще одним поводом для пересмотра существующей системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и функционирования системы управления безопасностью в рыбопромысловых компаниях.
Анализ аварийных случаев показал, что основными причинами инцидентов является:
- сокращение или полное отсутствие у судовладельцев служб, обеспечивающих безопасность эксплуатацию судов;
- снижение уровня дисциплины и порядка на флоте;
- невыполнение судовладельцами, капитанами судов норм и правил национального законодательства, положений международных конвенций в области безопасности;
- отсутствие вертикали управления по выполнению функций обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла, а так же контроля и надзора в этой области.
Нами подготовлены соответствующие предложения в Правительство РФ.
АКВАКУЛЬТУРА
Другая точка роста на наш взгляд – аквакультура.
По данным ФАО, общемировой вылов и добыча водных биологических ресурсов составляет 160 млн. тонн. На долю Китая приходится 58 млн. тонн, из них аквакультура – 43 млн. тонн, Индонезии – 9 млн. тонн, аквакультура – 4.5 млн. тонн, Японии – 6 млн. тонн, аквакультура – 1 млн. тонн, Норвегии – 4 млн. тонн, аквакультура – 1 млн. тонн.
Биологический потенциал внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий Российской Федерации, пригодных для развития аквакультуры, может обеспечить ее производство в нашей стране в объеме до 3 млн. тонн, что почти равно современному объему российского вылова рыбы в океанах и морях.
Как показывает зарубежный опыт, для развития аквакультуры необходимо наличие продуманной законодательной базы и адекватных инвестиций. В России до недавнего времени не было ни того, ни другого. В результате огромная страна с огромным природно-климатическим, высоким интеллектуальным потенциалом и большим трудоспособным населением производит лишь 0,2% мировой продукции аквакультуры.
К примеру, только в Норвегии власти, в дополнение к финансированию научных исследований, оказывали поддержку развивающемуся рыбоводству через различные финансовые механизмы, такие как рисковые кредиты, гарантии по банковским ставкам, субсидии и гранты для инвестиций.
На сегодняшний день в Норвегии государственная поддержка промышленного выращивания лосося с 2,5 млрд. норвежских крон в 80-х годах прошлого века сведена практически к нулю и промышленность сама финансирует необходимые мероприятия для своего дальнейшего развития.
Понятно, что Россия в силу климатических условий не может соревноваться с мировыми лидерами в производстве семги или креветок, но в нашей стране имеются уникальные условия для выращивания, например, сиговых видов рыб и форели, беспозвоночных.
Росрыболовство подготовило проект Комплексной программы развития аквакультуры до 2020 года. На базе данной программы будут разработаны методические рекомендации по механизмам реализации региональных программ развития рыбоводства (аквакультуры). Планируется сформировать систему управления и мониторинга эффективности деятельности хозяйств аквакультуры в регионах.
Одновременно необходимо создание современной материально-технической базы по развитию аквакультуры. В первую очередь речь идет о создании инновационных центров на базе подведомственных Росрыболовству организаций.
Следующим важным шагом должно стать создание разветвленной сети региональных рыбопитомников, ориентированных на производство молоди осетровых, лососевых, сиговых, растительноядных и карповых видов рыб.
По аналогии с развитыми странами необходимо также предусмотреть государственную финансовую поддержку производства рыбопосадочного материала с последующим предоставлением его по льготным ценам субъектам аквакультуры.
Актуален и требует урегулирования механизм возмещения (компенсации) ущерба, наносимого водным биоресурсам при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, посредством мероприятий по восстановления их нарушенного состояния (искусственное воспроизводство и рыбохозяйственная мелиорация).
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Борьба за рынки сбыта при экспорте и защита отечественных производителей рыбной продукции, требует от нас использовать такой инструмент как таможенно-тарифное регулирование.
Таможенно-тарифное регулирование в отношении водных биоресурсов в 2011 году будет осуществляться исходя из необходимости:
- повышения ставок вывозных таможенных пошлин на сырье и снижения – на продукцию с высокой добавленной стоимостью;
- понижения ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и повышения ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжается разработка перечней современного технологического оборудования для переработки рыбы и морепродуктов, судового оборудования и рыбоводного оборудования, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, в целях дальнейшего освобождения такого оборудования от таможенных платежей при ввозе в Российскую Федерацию.
Росрыболовство в 2010 году направило в Минэкономразвития России предложения о повышении с 10% до 20% ставки ввозной таможенной пошлины на филе мороженое минтая и о повышении ставок вывозных таможенных пошлин до 10% в отношении минтая, серебристой сайды, сельди и скумбрии мороженых.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
По-прежнему, остро стоит проблема высокой маржи посредников оптового и розничного сектора, которая по некоторым видам рыбной продукции превышает 50% конечной стоимости.
Только за то, что бы выложить товар на прилавок требуют около 10% заплатить за так называемые «бонусы». И это все за счет кармана покупателя.
Первым вице-премьером Виктором Алексеевичем Зубковым дано поручение Федеральной антимонопольной службе совместно с Федеральным агентством по рыболовству проанализировать ценообразование на рыбную продукцию от вылова и до розничной сети.
Конечно, мы понимаем, что требуются серьезные затраты на переработку рыбной продукции, ее транспортировку, хранение и доведение ее до конечного покупателя. Однако анализ ситуации показывает, что на каждой операции происходит накрутка посреднических фирм. Цены увеличиваются в разы! Федеральная антимонопольная служба хоть и пытается навести порядок в этой области, все же решить вопрос с удержанием цен не удается.
Для снижения издержек на посреднических услугах мы начинаем рассматривать вопрос о создании условий для образования вертикально интегрированных структур, а может и создании инфраструктурной рыболовной корпорации. Создание такой корпорации, объединяющей рыбодобытчиков, переработчиков, транспортников при участии банков позволило бы снизить издержки на посреднических услугах.
В целом же, хочу отметить, что бизнес уже отреагировал на изменения правового поля и работы ведомства. Долгосрочное закрепление долей и рыбопромысловых участков дало толчок строительству новых перерабатывающих заводов на Камчатке и Сахалине, компании стали вкладываться в модернизацию судов, устанавливая на них оборудование для глубокой переработки уловов. Т.е. процесс пошел и тут надо не только помочь рыбакам соответствующими изменениями в нормативной базе, но важно также не задушить начавшийся рост.
РИА Fishnews.ru
Март 2011 г.