- Станислав Евгеньевич, уже можно подводить первые итоги работы на новом посту. Сегодня в ведении ФГУП находится огромное количество самых разных объектов, расположенных во многих субъектах Федерации. Удалось ли за это время их проинспектировать, проанализировать состояние, выявить так называемые «болевые точки», расставить приоритеты по приведению имущества в порядок?
- В общей сложности сеть ФГУП «Нацрыбресурс» насчитывает на сегодняшний день 11 действующих филиалов. Гидросооружения находятся в хозяйственном ведении десяти из них (в Мурманске причальные сооружения остались за морским рыбным портом). За исключением, наверное, наиболее благополучных объектов – в Калининграде, Новороссийске и Санкт-Петербурге – за последние полгода вместе с сотрудниками предприятия я побывал на всех объектах. По итогам инспекций мы провели достаточно большой экономический и хозяйственный анализ. К сожалению, в результате две трети руководства филиалов пришлось сменить, главным образом, по причине их неэкономического подхода к ведению дел.
Разобравшись с кадровыми вопросами, мы приступили к решению вопросов имущественных, связанных в основном с восстановлением прав госсобственности на передаваемые в ведение «Нацрыбресурс» гидросооружения. Процесс этот начался еще в 2007 году, и сегодня большую часть работы предприятия составляет оформление и регистрация прав на все это имущество: оформление земельных участков, регистрация в кадастрах непосредственно самих гидросооружений и т.д. Огромная бумажная работа проводится с Росимуществом, земельными комитетами, муниципальными и федеральными властями.
- Таким образом, каков сегодня потенциал ФГУП «Нацрыбресурс» и на реализацию какой деятельности он в первую очередь направлен?
- В соответствии с положением, ФГУП «Нацрыбресурс» осуществляет свою деятельность за счет средств, которые мы получаем за выполнение услуг, связанных с комплексным обслуживанием судов рыбопромыслового флота в рыбных терминалах морских портов, сдачи в аренду закрепленного за предприятием имущества и иных доходов от осуществляемой деятельности. Поэтому, наделив правом хозяйственного ведения на гидросооружения, государство фактически превратило нас в инфраструктурную компанию, которая должна поддерживать в надлежащем состоянии причальные сооружения во всех регионах Российской Федерации.
Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса», наше предприятие занимается проектированием реконструкции ряда портов, в основном, дальневосточных. Это Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский и Корсаков. Мы планируем провести довольно масштабные работы по их реконструкции, направленные на улучшение качества гидросооружений: увеличение глубины у причальных стенок, расширение погрузочно-разгрузочных портовых площадей, в некоторых местах предусмотрено увеличение портовых площадей за причалом (засыпка территорий).
Все это в итоге должно улучшить общие физические характеристики причальных гидросооружений и в целом повысить их рыночную стоимость, что, соответственно, сделает их более привлекательными как для действующих, так и для потенциальных арендаторов.
Понятно, что работа эта длительная. Пока она находится на стадии проектирования, но, надеюсь, что уже к концу 2011 года – началу 2012 по ряду объектов мы выйдем на стадию строительных работ. Первым в этом списке должен стать порт Владивосток.
- О каких объемах работ и финансирования может идти речь, если говорить, к примеру, о самом первом объекте?
- Все будет зависеть от текущих доходов федерального бюджета. В рамках ФЦП были утверждены определенные объемы финансирования, но в прошлом году в результате проведения значительного секвестра суммы эти уменьшились, по ряду направлений до 70%. Так что сейчас мы существуем в рамках бюджетного дефицита, поэтому вынуждены перестраивать планы.
А по срокам все будет зависеть от того, насколько быстро мы завершим проекты и получим заключения госэкспертизы. Надеялись справиться с этим в конце пошлого года, но, к сожалению, затянулась реорганизация Ростехнадзора и создание новой структуры – Росприроднадзора, от которых зависят полученные экспертные заключения по проектам. Понятно, что работы никто замораживать не собирается. Ведь в реконструкции переданных нам сооружений – создании удобной и качественной портовой инфраструктуры для рыбопромыслового флота и компаний, осуществляющих сопутствующий бизнес, в первую очередь, это хранение на холодильниках и береговая переработка рыбопродукции – заключается основная миссия ФГУП «Нацрыбресурс» на сегодняшний день.
- Насколько мы помним, строительство холодильников Росрыболовство закладывало в отдельный проект по созданию инфраструктуры для продвижения рыбы к основной массе потребителей. Как обстоят дела с реализацией этих планов сейчас?
- В федеральной программе есть и внебюджетная часть, которая предусматривает привлечение к реконструкции мощностей отрасли инвестиций со стороны бизнеса. К слову, по объемам они сопоставимы с инвестициями государственными. Строительство холодильных терминалов относится как раз к тому направлению, которое напрямую зависит от активности частного сектора.
Поэтому сейчас мы оцениваем имеющиеся возможности, ведем переговоры с коммерческими структурами, выясняем их заинтересованность в строительстве холодильных терминалов (опять же наиболее актуально этот вопрос стоит для Дальнего Востока), стараемся предложить им оптимальные варианты для выгодного вложения средств.
Так что мы не говорим о том, что буквально завтра построим пару холодильников там-то и там-то, а послезавтра – еще тройку в другом конце страны. Мы ФГУП, которое распоряжается государственным имуществом. И наша первоочередная задача – создать условия для того, чтобы заинтересовать бизнес прийти в отрасль и решать эти проблемы. Мы должны предложить им удобную инфраструктуру и новые площадки.
- То есть актуальность строительства новых холодильников все-таки сохраняется?
- Совершенно верно, и руководитель Росрыболовства Андрей Крайний неоднократно говорил об этом в свих выступлениях, интервью. На сегодняшний день существует достаточно высокий дефицит холодильных мощностей, особенно современных. Ведь что такое современный холодильник – это достаточно компактный комплекс, который встроен в систему общей логистики. Он не предполагает каких-то многомесячных и тем более многолетних закладок – лишь выгрузку, перегрузку для последующей транспортировки продукции. И потом, это холодильники другого поколения: они значительно более экономичны и безопасны.
Вместе с тем, несмотря на то что сегодня открываются новые мощности в Санкт-Петербурге, Москве, Подмосковье, основные рыбные регионы этот процесс не затронул. Так что дефицит на рынке сохраняется, измеряется он порядка 100-140 тыс. тонн, и ликвидировать его предстоит все-таки за счет частных средств.
Стоит также учитывать, что последние три года пришлись на кризис и восстановление экономики. То есть 2007-й был годом максимального «перегрева», когда инвесторы уже не давали денег, а 2008-2009 годы для многих стали периодом тяжелых экономических подсчетов и восстановления. Сейчас время изменилось, снова появились длинные банковские деньги, венчурные инвестиции.
Оценивая ситуацию, ФГУП «Нацрыбресурс» создало в своей структуре специальное Управление инвестиционных проектов. Его задачей станет просчет бизнес-проектов и поиск наиболее выгодных вариантов для формирования предложений рынку и кредитным организациям.
С первичной финансовой и экономической информацией в этом направлении можно будет ознакомиться на предстоящей выставке «Экспофиш», которая пройдет в Павильоне № 38 (Рыболовство) на ВВЦ. Всем желающим мы предложим информацию о том, какие проекты, где и каким образом, с точки зрения наших менеджеров и экономистов, можно реализовывать и какие инвестиционные возможности дает инфраструктура, находящаяся в хозяйственном ведении ФГУПа.
- Не так давно «Нацрыбресурс» занимался созданием «Нацрыбфлота», на базе которого планировалось укомплектовать флотилию для выхода на экспедиционный лов за пределы ИЭЗ России, в частности, в южную часть Тихого океана и в южную часть Атлантики. Как сейчас обстоят дела с этой перспективой и ставится ли перед вами подобная цель?
- Я не хотел бы комментировать действия предыдущего руководства «Нацрыбресурса». Но сегодня у нас нет на это ни сил, ни возможности. К тому же, как вы помните, перспектива создания «Нацрыбфлота» активно обсуждалась общественностью, и масса критики высказывалась по поводу ее основной идеи – перераспределения квот: у кого-то что-то взять и кому-то что-то передать. Такой задачи перед нами точно никто не ставил, и лично у меня нет ни малейшего желания что-либо забирать у рыбопромышленников.
Сегодня у нашего предприятия есть небольшая промышленная квота на добычу трески и пикши, а если государство и передает нам суда, то разве что конфискованные у браконьеров. Поэтому возможность создания какой-либо конкуренции рыбохозяйственным организациями мы даже не рассматриваем. И, к слову, на стеркодеры или ярусоловы не претендуем.
В своей основной работе нам приходится решать огромное количество вопросов, связанных с переданным портовым имуществом, 90% которого досталось нам в ужасающе плачевном состоянии. И основная наша миссия – это доведение до работоспособного состояния гидросооружений, находящихся в собственности ФГУП.
Поэтому экспедиционный лов – вещь хорошая и нужная, безусловно. Но реализовать ее возможно только при наличии большого флота и существенных финансовых вложениях в организацию промысла. Поэтому и развивать его все-таки надо не нам, а компаниям, имеющим большую рыбопромысловую историю, необходимые мощности и рабочие кадры.
Так что «Нацрыбресурс» – это все-таки на сегодняшний день инфраструктурная компания. И давайте пока будем говорить о том, что наша главная задача – создать условия для рыбаков на берегу.
- Какие-то задачи в плане международного сотрудничества возложены на ваше предприятие?
- Да, периодически мы принимаем участие в вопросах международного сотрудничества. Не так давно в составе делегации Росрыболовства я побывал на переговорах в Перу, где решался вопрос подписания соглашения о сотрудничестве с Россией по ряду направлений, в том числе в сфере рыболовства.
Интересным направлением является участие в Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ). В настоящее время членами ИККАТ, включая Россию, являются 26 государств и Европейский Союз.
Определенный, хотя и не очень успешный опыт ведения промысла тунца в Атлантике у нашей страны был. В 80-х годах прошлого века был построен тунцеловный флот, но, к сожалению, крайне неудачно, так что изначально эти суда были морально устаревшими и не могли конкурировать с зарубежными промысловиками. Тем не мене в свое время какой-то промысел мы все-таки осуществляли, но сейчас он почти не ведется судами под российским флагом.
Однако, учитывая стабильный спрос на тунцов на мировом рынке, отечественный промысел в районах действия ИККАТ мог бы быть весьма эффективен. Поэтому подобную перспективу мы поддерживаем и стабильно принимаем участие в заседаниях международной комиссии. Это дает нам возможность быть в курсе современной ситуации на тунцеловном рынке и поддерживать связи с ведущими специалистами в данном виде промысла, привлекать при необходимости их опыт.
Более того, в настоящее время ряд российских банков уже высказал интерес в отношении программы строительства современных тунцеловов, который, как я понимаю, они готовы подкрепить значительными финансовыми ресурсами. Так что и это направление начинает постепенно оживать.
Что касается опыта международной деятельности «Нацрыбресурс» в области российско-японского сотрудничества (предприятие оказывало помощь в оформлении международных контрактов в сфере рыболовства), то с этого года ФГУП этим вопросом больше не занимается.
- А как развивается идея создания рыбоперерабатывающего комплекса на Шпицбергене?
- Помимо того, что эта идея имеет неплохую перспективу как бизнес-проект, она интересна и в плане стратегического присутствия России в данном регионе. При Правительстве действует специально созданная Комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген, в состав которой вошел и руководитель Федерального агентства по рыболовству. В задачи этого органа входит обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при осуществлении деятельности в данном направлении.
Для того чтобы приступить к непосредственному созданию рыбоперерабатывающего комплекса на Шпицбергене, ФГУП должно получить определенные права аренды, а вместе с ними и функции подрядчика. Но эти вопросы – в компетенции государства. С нашей стороны, проект уже почти готов. Так что остается дождаться решения комиссии, в том числе по вопросу финансирования, поскольку данный проект осуществляется в рамках отдельной ФЦП.
- О каких планах деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» на ближайшее будущее стоит рассказать?
- Основные направления нашей работы я уже обозначил, их реализация и есть наши планы. Приоритетной задачей на сегодняшний день является восстановление стоимости и качества объектов, находящихся в нашем хозяйственном ведении, на основе чего мы могли бы подготовить инвестиционные предложения для последующей совместной реализации с частным бизнесом.
Если мы не сделаем этого, то обо всех остальных планах можно будет уже не говорить. Поэтому для нас сегодня основным направлением является воссоздание эффективности госимущества и его защита от коррупционных посягательств. Для этого и была создана вся инфраструктура, филиальная сеть, реформирован штат специалистов ФГУП. Для этого мы сейчас проводим серьезную работу с юридическими службами, обращаемся за помощью в Федеральную службу безопасности.
Так что в этом и заключаются наши основные планы. А остальное можно будет увидеть, например, на ВВЦ в Павильоне № 38 (Рыболовство), тем более что в текущем году «Экспофиш» станет лишь первой в целой череде выставок рыбной тематики.
Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2011 г.