– Роман Михайлович, на ваш взгляд, каким образом вступление России в ВТО отразится на российской рыбопереработке?
– На сегодняшний день мы не наблюдаем каких-то глобальных негативных тенденций в отношении рыбохозяйственного комплекса. Мы предполагаем, что присоединение России к ВТО будет иметь так называемый отложенный эффект, то есть через какое-то время последствия наверняка проявятся, но предугадать, будут они негативными или позитивными и насколько, пока затруднительно. По сравнению с другими отраслями пищевой промышленности – например, в отличие от рынка мяса, особенно сектора свинины, – ситуация в рыбохозяйственной сфере в настоящее время не вызывает чрезмерных опасений. Надо понимать, что рыбная отрасль в нашей стране развита неравномерно, запас прочности у отдельных предприятий или направлений разный, поэтому какие-то из них почувствуют перемены в большей степени, а какие-то – в меньшей.
– Обладают ли российские предприятия конкурентными преимуществами, которые помогут справиться с новыми вызовами?
– 21 ноября Президент России Владимир Путин провел заседание Совбеза, на котором как раз обсуждалась выработка мер по защите национальных экономических интересов на начальном этапе функционирования экономики России в рамках Всемирной торговой организации. Его участники констатировали, что без ущерба никто в ВТО не вступал, а торговые споры – это нормальная практика, в которой Россия также будет принимать активное участие.
На самом деле никаких препятствий для протекционизма и защиты отечественных сегментов рынка нет. Президент, в частности, предложил подготовить план мероприятий по отстаиванию интересов российских переработчиков, и рыбная отрасль не является исключением. Любое государство не дает в обиду своих производителей – открытыми или скрытыми методами, в рамках ВТО, за рамками или на грани, но все страны занимаются лоббированием национальных интересов во всех отраслях. Чрезмерная толерантность здесь неуместна, нужно жестко отстаивать нашу позицию, особенно в вопросах качества и безопасности.
– Что можно сказать о готовности Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка к работе в условиях ВТО?
– В новых условиях активную роль должны играть именно некоммерческие организации, отраслевые союзы и объединения, которые представляют интересы своих членов. Как я уже сказал, возможность спорить и доказывать свою позицию остается и в рамках ВТО, если возникнет необходимость, мы будем этим заниматься и в сфере рыбопереработки.
Методам работы можно поучиться у наших соседей, например у норвежских производителей семги и форели, финансирующих деятельность Норвежского комитета по рыбе. Эта организация занимается всем маркетингом, отбирает предприятия для экспортных поставок, осуществляет анализ рынка, координирует ценовую политику предприятий и любые другие действия, направленные на продвижение норвежской рыбы и морепродуктов на зарубежные рынки. И на примере российского рынка можно видеть, что у них это получается весьма эффективно.
Среди первоочередных задач нашей Ассоциации – защита рынка от низкокачественной и небезопасной импортной рыбной продукции. Мы стремимся к тому, чтобы в свободном доступе была рыба по адекватной цене и достойного качества, без риска для здоровья покупателя.
– Российский рыбный рынок последние годы развивался быстрыми темпами. Может ли присоединение России к ВТО как-то повлиять на его структуру, а также изменить соотношение импортной и отечественной рыбопродукции на прилавках?
– В моем понимании, рынок по большей части уже устоялся. В любом случае поставщики реагируют на запросы и требования потребителей, которые достаточно консервативны в своих предпочтениях. На данный момент ощущается потребность в готовой к употреблению продукции, порционной – филе, медальоны, морепродукты (в упаковке). Из года в год прогрессирует рынок охлажденной рыбы.
Радикальных изменений спроса и потребления не прогнозируется. Возможны ценовые колебания, но это опять-таки зависит от мировой конъюнктуры цен, объемов добычи, курсовой разницы валют и прочих факторов. Что касается доли импорта, думаю, что баланс сохранится на нынешнем уровне, ввозить и вывозить мы будем примерно столько же, сколько сейчас. Хочется надеяться, что определенный вклад в общее дело внесет отечественная аквакультура и через несколько лет она будет представлена в большей пропорции на рынке.
– Придется ли под влиянием правил Всемирной торговой организации корректировать систему налогового регулирования рыбохозяйственного комплекса?
– На время переходного периода предусмотрено поэтапное снижение таможенных пошлин – и экспортных, и импортных – в течение трех-пяти лет. Понятно, что для импортеров, экспортеров, потребителей, участников и операторов рынка это должно быть положительным фактором, поскольку уменьшается фискальная нагрузка, но с точки зрения бюджета здесь есть определенные опасения. Доходная часть госбюджета сильно зависит от таможенных пошлин и налогов, поэтому если сборы падают, сокращаются и поступления в казну. В будущем это может стать проблемой и потребует государственного регулирования.
– Основополагающим документом для деятельности перерабатывающих производств должен стать Технический регламент Таможенного союза. Вы следите за процессом разработки и согласования техрегламента и имеете возможность влиять на процесс?
– Мы, конечно, отслеживаем подготовку техрегламента и по возможности участвуем в этой работе. Ассоциация регулярно направляет свои предложения, аргументы и возражения для учета в последней версии технического регламента. Но, к сожалению, этот процесс чересчур затянулся. Разработка такого важного для рыбной отрасли документа в рамках Таможенного союза была поручена Республике Казахстан. Мне кажется, в силу географических, исторических и экономических особенностей этим должна была заниматься Российская Федерация, поскольку именно здесь все сконцентрировано в большем объеме: импорт, транзит, экспорт, переработка, добыча, аквакультура и логистика. Имеется достаточное количество отраслевых институтов и экспертов, которые обладают необходимой компетенцией для работы с этой группой товаров. В российских условиях техрегламент более востребован и его нехватка ощущается сильнее.
– У бизнес-сообщества по-прежнему нет единого мнения по нормативам глазури. Какой позиции придерживается Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка?
– Как ни печально, проблема с глазурью остается актуальной. Последние нормативные решения внесли сумятицу в этот вопрос, и этим пользуются недобросовестные производители. Они, как правило, действуют по очень простой схеме: импортируют товар с содержанием 2%-4% глазури, а затем уже на российской территории его «разбавляют» водой, доглазируя до требуемой кондиции. «Ледяное» лобби, отстаивая свою позицию, заявляет о том, что установленные Роспотребнадзором нормы содержания глазури являются недостаточными и якобы приводят к порче товара в процессе его транспортировки, переупаковки, хранения и т.д.
Мы хотели бы, чтобы четкие нормы по содержанию глазури вошли в технический регламент, и поэтому направили соответствующие предложения в комиссию Таможенного союза.
Нельзя также забывать и о проблеме достоверного информирования потребителей о реальном содержании льда в покупаемой продукции.
– Как, на ваш взгляд, зарекомендовал себя «временный порядок» таможенного оформления продукции, предоставляющий «зеленый коридор» для участников ВЭД?
– В июле текущего года первое решение о выборочном контроле было принято Федеральной таможенной службой в отношении трех компаний-импортеров рыбной продукции. К осени их стало уже четыре – ООО «Ультра Фиш», ООО «ПрофиБизнес», ООО «ФлайФиш» и ЗАО «Русская рыбная компания». В настоящее время, по нашей информации, к этой группе присоединились «Балтийский берег», «Людмила» и «Агама». Как видите, процесс постепенно набирает обороты.
В чем заключается суть «зеленого коридора»? В отношении импортеров рыбной продукции применяется упрощенный порядок проведения таможенного контроля, который заключается в неприменении отдельных мер по минимизации рисков (таможенный досмотр товаров, принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации). В результате экономится время и ускоряется товарооборот, что особенно важно, если речь идет, как в нашем случае, об охлажденной рыбе и морепродуктах.
С момента выхода приказа ФТС до начала работы «зеленого коридора» прошло девять месяцев. Столько времени потребовалось на отработку требований к участникам ВЭД, внесение изменений в инструкции и, самое главное, адаптацию программных средств, которые используются при таможенном контроле и оформлении. Не будем забывать, что упрощенный порядок в отношении рыбы и морепродуктов вводился в качестве эксперимента, система отрабатывалась и шлифовалась буквально на ходу, на этапе внедрения не обошлось без трудностей, которые, впрочем, были успешно преодолены.
Да, первое время мы порой слышали критику, в том числе об ангажированности этого проекта, об очередной попытке монополизации рынка, о чрезмерно жестких требованиях к импортерам. Но практика доказала несостоятельность этих обвинений. На данный момент в «белом списке» присутствуют как компании, входящие в Ассоциацию производственных и торговых предприятий рыбного рынка, так и члены «Рыбного союза», а также предприятия, которые не примкнули ни к одному из отраслевых объединений.
Импортеры, которым ФТС доверила принять участие в этом проекте, должны пройти серьезную проверку и представить внушительный пакет документов. Критерии действительно строгие, и соответствовать им могут далеко не все участники ВЭД. При проверке учитываются и финансовое обеспечение заявителя – чем он гарантирует свою ответственность перед государством, и оборот компании, специализация, отсутствие задолженностей перед бюджетом, положительная историю внешнеторговой деятельности, прозрачность бухгалтерской отчетности и т.д.
Дело в том, что на рынке есть компании, которые имеют непрямые контракты, производят расчеты через оффшоры, занижают таможенную стоимость. В результате, они попадают под жесткий контроль таможенных органов, подвергаются таможенному досмотру, корректировке таможенной стоимости и т.д. Разумеется, они недовольны, но винить в этом им следует не действия государственных органов, а в первую очередь собственную организацию бизнеса. Если они не хотят платить налоги, экономят на таможенной стоимости, снижают издержки в ущерб качеству и безопасности товаров, то им не место в «зеленом коридоре».
– Может ли «временный порядок» стать постоянным и насколько он будет содействовать развитию цивилизованного рынка рыбопродукции и повышению ее качества?
– Мы уверены, что в интересах отрасли он должен стать постоянным, потому что селекция импортеров по признаку добросовестности – это большой шаг вперед. Такое решение позволит Федеральной таможенной службе сфокусировать все внимание и контроль на участниках рынка и группах товаров, входящих в зону риска.
Поэтому мы выступаем за его дальнейшее внедрение, распространение эксперимента на другие регионы, за присоединение к нему новых участников, которые готовы работать в соответствии с установленными требованиями. Добросовестные компании понимают и степень ответственности за работу в условиях «зеленого коридора»: ты подписываешь обязательство придерживаться определенных норм, этики ведения бизнеса, а в ответ государство идет на облегчение таможенных формальностей.
В случае нарушения требований временного порядка, к компании незамедлительно будут применены жесткие санкции в виде исключения из эксперимента и проведения административных разбирательств. Так что участникам ВЭД есть что терять. Временный порядок, безусловно, способствует наведению порядка на рынке, и мы выступаем за его действие на постоянной основе.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2012 г.