Интервью

04 февраля 2013 года
Константин КОРОБКОВ

Бизнес хочет прозрачных правил

Константин КОРОБКОВ, Генеральный директор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат»

Взаимоотношения рыбопромышленных предприятий с органами Россельхознадзора – по-прежнему одна из самых острых тем для отрасли. В попытках урегулировать проблемные вопросы представители ведомства и рыбацкого сообщества провели не одно совещание. Стало ли меньше сложностей при оформлении рыбной продукции на внутренний рынок? Могут ли рыбохозяйственные организации пользоваться возможностями электронных технологий? Подробнее об этом РИА Fishnews.ru рассказывает генеральный директор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» Константин Коробков.

– Константин Викторович, на различных площадках вы неоднократно озвучивали проблемы, возникающие при ветеринарном оформлении рыбной продукции для поставок на внутренний рынок. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону? Как сейчас выглядит процесс оформления документов в структурах Россельхознадзора для вывоза товара с Южных Курил, острова Кунашир?

– Получение разрешения на выпуск продукции из Южно-Курильска для отправки на российский рынок проходит по прежней схеме. От каждой партии, которая планируется к вывозу, отбираются пробы. Так как на Кунашире имеется только лаборатория Роспотребнадзора, а исследования образцов продукции, проведенные в ней, не признаются Россельхознадзором, то мы вынуждены передавать образцы для исследования на Сахалин. Одновременно с этим в Южно-Сахалинск присылаются копии удостоверений качества и фактуры на эту партию. После завершения исследований результаты отправляются обратно в Южно-Курильск.

– И сколько же времени занимает такая процедура?

– С учетом крайне нестабильной транспортной схемы между островами в среднем на дорогу уходит три дня. Еще несколько дней – на сами исследования. Таким образом, получается неделя или даже больше. Можно провести экспертизу по срочной схеме, однако в этом случае стоимость услуги возрастает в два раза. Кроме того, так можно провести исследования только по органолептическим показателям, изучения продукции на содержания радионуклидов это не касается.

То есть, несмотря на то что промысел ведется в районах, признанных благополучными с точки зрения эпизоотической ситуации, Россельхознадзор требует тотальных исследований, причем именно в подведомственной ему ветеринарной лаборатории. Это требование является существенным барьером для поставок. Такого нет нигде в мире. Достаточно проводить испытания раз в месяц.

– Примечательно, что на совещании, которое провел почти год назад в Южно-Сахалинске заместитель руководителя Россельхознадзора Евгений Непоклонов, представители рыбной промышленности и самого ведомства отмечали: нет необходимости проводить исследования каждой партии. Однако получается, что до сих пор ситуация не изменилась.

Но вот, допустим, образцы продукции ушли на Сахалин, а какие еще документы нужны, для того чтобы товар разрешили вывезти с Кунашира?

– По информации специалистов нашей компании, занимающихся оформлением продукции для поставок на отечественный рынок через Владивосток, для получения разрешения в южносахалинский офис Россельхознадзора подается пакет, состоящий из следующих документов. Это фактура (или отгрузочный коносамент); удостоверения качества; разрешения на добычу водных биоресурсов; телеграммы о внесении изменений в промысловые билеты, аннулированные разрешения на добычу в случае, если квоты были перенесены на действующие разрешения; отчеты по вылову (должны покрывать все даты по удостоверению качества); если отчетный период еще не закончился – справка о вылове ВБР; реестр квитанций (актов приема-передачи) по приемке сырья от судов и бригад на береговые перерабатывающие мощности, технологическая справка о выпуске готовой продукции по субпродуктам, сертификат соответствия на продукцию, ветеринарное удостоверение на береговой/судовой цех, санитарно-эпидемиологическое заключение на предприятие и уже упомянутые протоколы испытаний.

Главный момент, который проверяет управление Россельхознадзора, – это соответствие количества выработанной продукции (по удостоверениям качества) количеству добытого сырца (по отчетам по вылову).

Если говорить о сроках, то оформление – при наличии полного пакета документов – занимает в среднем три дня.

Подчеркну, что официально утвержденного перечня документов, которые требует управление Россельхознадзора у заявителя в такой ситуации, не существует. Нет списка, который можно открыть, допустим, на сайте ведомства, и посмотреть – что же необходимо. В результате сотрудник компании, который занимается оформлением рыбопродукции для отправки на внутренний рынок, действует в условиях неопределенности и не знает, какую еще бумагу и когда с него могут затребовать.И если эту бумагу затребуют во второй половине дня, то практически 100%, что оформление затянется минимум на сутки, так как надо помнить, что есть еще и пограничники, которые заканчивают свой рабочий день ровно в 18.00.

Оформление же продукции на экспорт, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 марта 2008 года № 184, четко ограничено тремя часами, а для отправки на внутренний рынок приходится тратить в среднем три дня. К чему это приводит? К тому, что проще поставлять рыбу за рубеж, чем оставлять ее в своей стране. И это парадоксальная ситуация.

Почти год назад, в марте, к нам приезжал заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Евгений Непоклонов. Все вместе – представители Россельхознадзора, администрации Сахалинской области, рыбацкого сообщества – мы провели совещание и пытались выработать удобный алгоритм оформления рыбной продукции. Однако изменений не последовало. Летом в Южно-Сахалинск вновь прибыл заместитель руководителя Россельхознадзора – Николай Власов. На базе областной администрации снова проводилось совещание по проблемным вопросам, однако результат по-прежнему нулевой. Единственное, чего нам удалось добиться, – возможность получения ответа от РСХН через 24 часа после подачи документов. Раньше мы оформлялись неделями. Между тем отсутствие официально утвержденного перечня документов порождает злоупотребление чиновников и коррупцию.

Эту проблему я озвучивал и на совещании по развитию рыбохозяйственного комплекса, которое проводил 7 сентября председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Обратился к премьер-министру с просьбой – дать поручение разобраться со злоупотреблениями специалистов Россельхознадзора при оформлении рыбопродукции на внутренний рынок. Со своей стороны готов участвовать в любых консультациях, чтобы выработать алгоритм беспроблемного оформления продукции из водных биоресурсов.

– Вы также неоднократно поднимали вопрос о делегировании полномочий по приему заявок на вывоз рыбопродукции от предприятий острова Кунашир, а также по проверке прилагаемых документов и принятию решений о выпуске продукции специалисту Россельхознадзора по Южно-Курильскому району. Реализовано ли это предложение?

– Нет, в настоящее время все происходит по той схеме, при которой инспектор ставит на ветеринарном свидетельстве штамп о разрешении вывоза только после того, как получит добро от коллег с Сахалина, а те, в свою очередь, – от коллег из Владивостока.

Не понимаем, почему проверка документов не может быть проведена на Кунашире силами старшего государственного инспектора отдела пограничного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте. Это более чем логично! Ведь именно этот специалист Россельхознадзора контактирует с продукцией и сырьем, из которого она была произведена, знает работу нашего предприятия. Передача старшему госинспектору в Южно-Курильске полномочий в части приема заявок на вывоз продукции, проверки прилагаемых документов и, самое главное, принятия решения о выпуске продукции намного упростит и ускорит процесс оформления, что будет на пользу не только производителю, но и потребителю.

При этом, как я уже отмечал ранее, необходимо ограничить срок рассмотрения заявок и принятия по ним мотивированного решения одним рабочим днем, в противном случае есть риск, что документы по-прежнему будут отправлять для перепроверки в Южно-Сахалинск и далее во Владивосток.

– Однако уже после выпуска продукции с Кунашира ее вновь ожидают контрольные процедуры – на этот раз во Владивостоке.

Да. В связи с этим в столице Приморья на постоянной основе работают наши представители. Представить себе, что вопросы с транспортировкой товара можно решать по телефону или с помощью Интернета, как во всем цивилизованном мире, просто невозможно.

Процедура оформления документов в управлении Россельхознадзора для ввоза рыбопродукции в Приморский край и дальнейшей реализации на отечественном рынке проходит следующим образом. Здесь вновь необходимы коносамент, удостоверения качества, ветеринарные свидетельства, промысловые билеты и телеграммы к ним, отчеты по вылову, сертификаты соответствия. Если продукция была произведена на судне, то заказывается также расшифровка ССД, заверенная печатью Владивостокского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (обычно делается за три дня). По приходу судна с товаром предприятие забирает с судна оригиналы этих документов и два манифеста. Заранее готовятся копии коносамента и удостоверений качества, по одному экземпляру сдается в отдел Россельхознадзора в рыбном порту, на экземплярах предприятия ставится штамп «Копии получил» и роспись инспектора. Туда же сдается экземпляр манифеста.

После выгрузки осуществляется досмотр продукции. Как правило, это делает один инспектор на весь Владивосток, и если заявка на досмотр подавалась после обеда, то скорее всего, он будет проведен только на следующий день.

При досмотре специалист Россельхознадзора сверяет удостоверение качества по датам, смотрит маркировку, измеряет температуру, фотографирует, обычно один ящик или мешок вскрывает. После досмотра только в отделе в рыбном порту инспектор пишет акт досмотра, а также переписывает все данные представителя предприятия с доверенности. На практике, как сообщает руководитель нашего владивостокского офиса, оформленные акты можно получить только в конце рабочего дня либо на следующий день, ведь этот же инспектор досматривает продукцию и других компаний.

После получения акта досмотра представитель предприятия идет в соседний кабинет – в отдел погранветконтроля на границе РФ и транспорте. Здесь специалисты берут копии удостоверений качества, коносамента, ветеринарных свидетельств и оригинал акта досмотра. На оставшихся оригиналах этих документов, кроме акта досмотра, ставят штамп «Выпуск разрешен» и забирают второй экземпляр манифеста.

Оригиналы коносамента, удостоверений качества, ветеринарного свидетельства, копии протоколов испытаний, сертификатов соответствия отвозятся ветеринарному инспектору порта, в котором выгружалась продукция.

В выходные дни, при укороченном рабочем дне или если специалиста нет на месте, продукция не досматривается. В результате – простой рефсекций, автотранспорта, в противном случае мы вынуждены класть продукцию на склад. Предприятию приходится нести дополнительные расходы на хранение товара и грузовые работы. Если контракт на рыбопродукцию был заключен по предоплате, то предприятие вынуждено возмещать штрафные санкции, демередж судна.

Если сотрудник Россельхознадзора усомнился в правильном оформлении документов, продукцию приходится также класть на склад для досмотра, рассортировки по сортам и датам, а это вновь расходы.

В дальнейшем, по мере следования продукции по стране, проверки продолжаются, и здесь можно отметить, что между территориальными управлениями одного и того же ведомства наблюдается разобщенность – каждый раз приходится пересылать практически одни и те же документы.

– Говоря о сложностях с ветеринарным оформлением продукции, нельзя не коснуться перспектив внедрения в этой сфере электронных технологий. В Россельхознадзоре отмечают, что использование автоматизированных систем позволит избежать ошибок при выдаче сертификатов, ускорить процесс. Есть ли уже возможность использовать электронное оформление? Или все время необходимо отсылать документы в бумажном виде?

– Да, пока требуют в бумажном виде. Единственное, для оформления сертификата 5i, который нужен для экспорта продукции, мы подаем заявку и необходимые документы с использованием автоматизированной системы «Аргус». Однако пока с ее помощью мы не можем узнать, получены ли документы и какое решение принято по выдаче сертификата. То есть в любом случае мы вынуждены связываться со специалистами Россельхознадзора, для того чтобы выяснить эти вопросы. Но и это бывает непросто сделать, поскольку нет определенного специалиста РСХН, который был бы этим контактным лицом в управлении. Звонишь – никто ничего не знает.

Немаловажно и то, что при подаче документов в электронном виде не фиксируется время получения, то есть если чиновники затянут с рассмотрением, это сложно будет доказать.

В целом, если говорить о преимуществах современных технологий, то переход на электронную сертификацию способен облегчить работу рыбопромышленных предприятий и путь российской продукции на отечественный прилавок. Важно только, чтобы эту инициативу качественно реализовали на практике.

Маргарита КРЮЧКОВА, РИА Fishnews.ru

Февраль, 2013 г.