Интервью

25 июля 2013 года
Сергей ЩЕРБАКОВ

Однозначная позиция погрануправления ускорила решение вопросов «прибрежки»

Сергей ЩЕРБАКОВ, Начальник Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, контр-адмирал

В декабре 2012 года в структуре дальневосточной пограничной службы произошли существенные изменения: помимо того, что Северо-Восточное погрануправление береговой охраны ФСБ России было переименовано в Пограничное управление по Камчатскому краю, обновленная структура получила и нового руководителя. На прежнем месте службы, в одном из управлений департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, контр-адмирал Сергей Щербаков занимал должность заместителя руководителя. Полгода на посту главы пограничного ведомства в одном из ключевых рыбохозяйственных регионов уже позволяют судить об особенностях работы на Дальневосточном бассейне.

О специфике несения службы на новом месте руководитель Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю Сергей Щербаков рассказал в интервью Fishnews.

Сергей Витальевич, какие задачи в качестве первоочередных Вы обозначали для краевого пограничного управления полгода назад, и что из этого удалось реализовать к настоящему моменту?

– Специфика службы в ПУ ФСБ России по Камчатскому краю обусловлена, прежде всего, физико-географическими особенностями региона. Площадь исключительной экономической зоны Российской Федерации, входящей в зону ответственности пограничного управления, – более 1 млн. кв. миль, континентального шельфа – более 2,8 млн. кв. миль. В водах Охотского и Берингова морей и Тихого океана, прилегающих к побережью России, и богатых различными видами водных биологических ресурсов, круглогодично осуществляется рыболовство. Ярко выраженный сезонный характер носят охотоморская минтаевая и лососевая путины. Серьезный отпечаток на решение стоящих перед нами задач накладывает продолжительный осенне-зимний период.

Первоочередными задачами, решаемыми пограничным управлением, является защита и охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

С января по апрель текущего года пограничным управлением реализован комплекс мероприятий по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в период специализированного промысла минтая. В настоящее время основным объектом контроля является промысел лососевых.

К настоящему моменту у Вас уже есть опыт работы в период масштабного промысла: с начала года в новой руководящей должности Вы застали охотоморскую минтаевую путину, сейчас в разгаре путина лососевая. Как можете охарактеризовать взаимодействие с рыбопромышленниками в этот период?

– В январе-апреле 2013 года специализированный траловый промысел минтая в северной части Охотского моря вели 195 судов добывающего флота, принадлежащих 102 предприятиям из 6 субъектов Дальневосточного региона. На перерабатывающих и приемно-транспортных судах ежедневно применялось до 55 инспекторов пограничных управлений Дальневосточного региона. Состав и дислокация группы инспекторов соответствовали потребностям эффективного осуществления мероприятий госконтроля, а также позволили рыбопромышленникам осуществлять предпринимательскую деятельность без потерь промыслового времени.

Протоколом заседания Дальневосточного научно-промыслового совета от 23 апреля 2013 года положительно оценены действия пограничного управления в период путины, а также отмечено взаимодействие руководства пограничного управления и общественных объединений рыбохозяйственного комплекса при проведении разъяснительной и профилактической работы, нацеленной на предупреждение нарушений в сфере добычи водных биологических ресурсов. Дважды в ходе путины для обсуждения возникавших проблем, разъяснения наиболее характерных нарушений, допущенных капитанами судов при ведении специализированного промысла минтая, предупреждению дальнейших нарушений, в пограничное управление приглашались руководители рыбодобывающих компаний Дальневосточного региона. С этой же целью в адреса руководителей рыбодобывающих компаний дальневосточного региона направлено 117 писем превентивного характера. На мой взгляд, указанные мероприятия дали определенные положительные результаты.

Итоги минтаевой путины 2012-2013 годов были подведены в пограничном управлении 30 мая также с участием руководителей рыбопромышленных компаний.

Так случилось, что в этом году к одной из важнейших для дальневосточного берега путин – лососевой – рыбаки приступили с неурегулированными вопросами прибрежного рыболовства. Решение по перегрузу и переработке уловов на судах «прибрежки» пришлось принимать в срочном порядке и ситуацию удалось урегулировать без рыбацких митингов. Какова позиция камчатского пограничного управления по данной проблеме и какие были приняты меры для урегулирования ситуации до вступления в силу поправок по прибрежному рыболовству?

– Вопросы нормативно-правового регулирования рыболовства лежат вне сферы деятельности пограничного управления. Наши должностные лица в ходе служебной деятельности осуществляют контроль за соблюдением пользователями водных биологических ресурсов действующего законодательства.

Неопределенность в толковании ряда положений закона о рыболовстве, регулирующих осуществление прибрежного рыболовства, возникла еще в декабре 2008 года. О необходимости нормативно-правового урегулирования этих проблемных вопросов Пограничная служба проинформировала Федеральное агентство по рыболовству еще в мае 2009 года. Однако в течение ряда лет не было предпринято никаких мер.

Однозначная позиция пограничного управления и Пограничной службы о необходимости урегулирования пробелов в законодательстве, высказанная в мае-июне 2013 года, послужила скорейшему внесению изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регламентирующих вопросы перегрузки уловов водных биоресурсов и производства на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства.

2 июля Президент подписал закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Для рыбаков этот документ оказался не менее важен, чем для рыбоводов, поскольку содержит положения, касающиеся вопросов осуществления прибрежного рыболовства. Законодатели возложили ответственность на прибрежные субъекты РФ за составление перечня районов, где будут разрешены перегрузка и производство рыбопродукции на судах прибрежного лова, а также видов водных биоресурсов, в отношении которых разрешаются такие операции. Позволяет ли, на Ваш взгляд, такая схема работы объективно подойти к решению проблем «прибрежки» и не усложнит ли это работу пограничным органам и рыбакам?

– Развитие рыбохозяйственного комплекса, в том числе его прибрежной и береговой составляющих, находится в ведении Федерального агентства по рыболовству, а так же субъектов Российской Федерации. Для пограничников главное, чтобы рыбаки соблюдали законодательство, а для этого правила и нормы, регламентирующие рыболовство, должны исключать их двоякое толкование.

Перечни, о которых вы говорите, представлены в Правительство субъектами РФ, и уже издано Распоряжение Правительства РФ, которое определило перечень видов водных биологических ресурсов и районов, в которых разрешается, при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществлять перегрузку уловов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции. Издание данного Распоряжения окончательно поставило точку в данном вопросе.

Сергей Витальевич, довольно интересные дискуссии разворачиваются вокруг цифр, которыми порой сегодня характеризуются объемы теневого экспорта биоресурсов. В частности глава Минвостокразвития Виктор Ишаев озвучивал цифру 1,5 млрд. долларов в год. Между тем получается, что с учетом экспортных цен (в среднем 1,7 тыс. долларов за тонну) речь должна идти о более 880 тыс. тонн рыбопродукции, или порядка 180 груженных до верху транспортных рефрижераторов в год. Иными словами, буквально каждые двое суток границу должно пересекать груженное контрабандой судно. На Ваш взгляд, в принципе, какие меры государство могло бы предпринять пускай не для полного искоренения браконьерства, но хотя бы для максимальной минимизации ННН-промысла? 

– Да, нам эти цифры известны, они основаны на результатах анализа, проведенного Дальневосточной таможней по итогам прошлого года. Согласно этому анализу, при сравнении данных по экспорту через таможни Дальневосточного региона в порты Японии продукции водных биологических ресурсов с данными Японии по импорту указанных товаров из России выявлено расхождение. Выявленные расхождения таможенной статистики России и Японии по импорту и экспорту, кроме свидетельства о незаконной деятельности, имеют ряд объективных причин. В частности, в японской статистике товары, экспортированные из России в Республику Корея, КНР, другие страны и в дальнейшем приобретенные там для ввоза в Японию, учитываются японской стороной как товары российского происхождения. Таким образом, некоторые партии рыбопродукции входят в статистические данные дважды.

Предполагается, что в целях предотвращения ННН-промысла наиболее перспективным будет:

– продолжить работу на межгосударственном уровне и активное участие в международном сотрудничестве по борьбе с ННН-промыслом;

– принятие скорейших мер к завершению внутригосударственных процедур и началу фактического исполнения подписанных с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона соглашений о противодействии ННН-промыслу.

Газета «Fishnews Дайджест»

Июль 2013 г.