– Несмотря на различные реформы и новации в отрасли рыбохозяйственный бизнес Камчатского края лишь укрепляет свои позиции. Камчатские предприятия лидируют по инвестициям в отрасль. Что является вашим стимулом, на каком фундаменте вы строите свою деятельность?
– Если говорить о хорошем фундаменте стабильности для бизнеса, то здесь главным стимулом развития рыбохозяйственной отрасли стало распределение рыбных квот на долгосрочный десятилетний период. Сегодня уже нет сомнений, что это был шаг в правильном направлении. Предприятия могли вкладывать собственные средства в модернизацию, зная, что впереди у них целое десятилетие. Теперь уже стало очевидным, что даже десять лет – это короткий срок. Для полноценного развития и успешной работы требуется гораздо больший временной отрезок, поэтому новое распределение рыбных квот сроком на 25 лет было бы логичным и разумным решением. Вот это и есть хороший фундамент стабильности. Что же касается больших инвестиций в отрасль, то вы правы: только в строительство и модернизацию береговых заводов вложено около 13 млрд. рублей. Однако на нашем предприятии нет береговой переработки, у нас есть промысловые суда, на которых установлены рыбоперерабатывающие фабрики. И здесь мы максимально обходимся своими силами. За последние пять лет ОАО «Океанрыбфлот» вложило полтора миллиарда рублей только в модернизацию производственных мощностей, не говоря уже о немалых финансовых вливаниях в капитальный ремонт судов. Опять же это стало возможным благодаря закрепленным за нами «длинным» квотам. Сегодня у нас есть уверенность в будущем, есть планы развития, мы успешно решаем наши финансовые задачи и идем по пути модернизации и наращивания производства.
Недавно мы открыли корпусно-трубопроводный цех, который позволил нам увеличить номенклатуру судоремонтных работ. Все знают, как дорого обходится ремонт судов и на Камчатке, и за ее пределами и как много времени на него уходит. А здесь мы теперь сможем сами производить многие виды ремонта – практически все, что выше ватерлинии сможем починить своими силами. Мы оснастили нашу базу технического обслуживания современным оборудованием, на котором работает 180 специалистов. За последние пять лет нам удалось значительно улучшить ассортимент выпускаемой продукции глубокой переработки, и, что особенно важно, – вся наша продукция первичной заморозки, что свидетельствует о ее высоком качестве. Мы каждый год увеличиваем производство филе минтая и объемы его реализации на внутреннем рынке. Например, в прошлом году мы произвели пятьсот тонн филе минтая, и реализация была не слишком успешной, а уже в этом году мы продали более тысячи ста тонн филе и до конца года планируем реализовать еще триста тонн. Что касается филе кальмара, то в этом производстве у нас также значительные успехи – в этом году произведено и реализовано на 20% больше, чем в прошлом, и эта продукция пользуется успехом на внутреннем рынке. За последние годы мы установили принципиально новое оборудование по производству филе сельди. Новый вид продукции очень быстро завоевал популярность, и сегодня мы наращиваем его производство, поскольку спрос постоянно растет. В прошлом году мы произвели четыре тысячи тонн филе сельди, в этом будет уже шесть тысяч тонн, а в 2015 году планируем выпустить и продать восемь тысяч тонн. За нашим предприятием закреплены квоты на минтай, сельдь и кальмар, и надо сказать, что сто процентов продукции из сельди и кальмара реализуется на внутреннем рынке.
Так что приоритеты у нас просты – дальнейшая модернизация флота, увеличение объемов вылова и производственных показателей. Конечно, проблемы есть, но мы их стараемся решать по мере поступления.
– Ждете ли вы от государства каких-то конкретных решений? Какая помощь вам необходима?
– В первую очередь мы ждем решение по злободневному для всех рыбаков 560-му правительственному постановлению. Вы знаете, что с 1 января запрещен транзитный проход через Первый Курильский пролив между островом Шумшу и Камчаткой. Судам, которые следуют с западного на восточное побережье Камчатки и в обратном направлении, теперь приходится идти через Четвертый Курильский пролив, находящийся южнее, между островами Онекотан и Парамушир. Различные издержки одного крупнотоннажного судна, которому приходится проходить дополнительные 200 миль, составляют в сутки около трех миллионов рублей. Учитывая, что у компаний несколько судов, они вынуждены тратить огромные деньги. Это крайне негативно сказывается на бюджете любого предприятия.
Также мы ждем положительного решения по поводу распределения рыбных квот на 25 лет. Как я уже говорил, такая мера позволит руководителям рыбодобывающих компаний ставить перед собой долгосрочные цели и задачи и спокойно работать на перспективу, без опаски вкладывать деньги в развитие предприятия.
Еще одна серьезная проблема всего Дальнего Востока – это неправдоподобно большое количество контролирующих органов, а значит, и масса всевозможных документов. Капитан в море вместо своих непосредственных обязанностей большую часть времени проводит за столом, оформляя многочисленные бумаги. Как сказал полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, «сегодня до 50 различных органов ведут контроль предприятий, занимающихся рыбопереработкой на суше… развитию рыбной отрасли в России мешают административные барьеры». Так что ждем какой-то реформы и в этом направлении.
Не меньше трудностей доставляет и оформление грузов в порту. Звучит абсурдно, но в пик путины, когда в порту скапливается большое количество грузов, эта, казалось бы, обычная процедура занимает от 30 до 40 дней (!). Тяжеловесная система просто изматывает. Мы теряем не только время, но и деньги: приходится долго ждать средства от реализации продукции. Ведь рыбу-то мы продали, но она еще в порту, и неизвестно, когда окажется за его пределами. Так что оформление грузов – это какое-то сплошное недоразумение: длительная процедура оформления, нехватка контейнеров, вагонов, железнодорожных путей… Вот эту проблему также нужно решать в ближайшее время. Развитие всей инфраструктуры порта – это сегодня одна из главных задач, от решения которой во многом зависит судьба всей рыбохозяйственной отрасли.
– Насколько мне известно, камчатские региональные власти довольно активно решают все озвученные вами вопросы...
– У нас нормальные, деловые, партнерские отношения. Нас действительно понимают, поддерживают. С министром рыбного хозяйства края Владимиром Галицыным мы постоянно ведем рабочий диалог, это положительно сказывается на нашей совместной работе.
Сегодня мы реально видим, что власть поддерживает нас. И я говорю не только о государственных региональных мерах поддержки для рыбопромышленного комплекса. Рыбацкие предприятия края сталкиваются с огромным количеством проблем, которые на местном уровне не решить. И министр, и губернатор всегда включаются в наши проблемы, бьются за камчатских промышленников на всех уровнях власти, упорно отстаивают наши интересы. Конечно, и мы в свою очередь стараемся качественно выполнять поставленные перед нами задачи, создаем новые рабочие места, платим налоги в бюджет, развиваем переработку, обеспечиваем продовольственную безопасность Камчатки, страны.
– В свете продовольственного эмбарго и в рамках выполнения задач по обеспечению продовольственной безопасности на рыбацкие регионы действительно обратили внимание. Рыбу с Камчатки ждут на материке. Каковы ее шансы туда попасть? Насколько интересен и перспективен российский рынок? Намерены ли развивать на нем свое присутствие?
– Специфика камчатского рыбохозяйственного комплекса такова, что всю производимую продукцию, которая идет на внутренний рынок, мы вывозим исключительно морским транспортом через порт Владивостока. Реализуем ее прямо в порту, а затем трейдеры вывозят нашу рыбу в другие регионы страны. Но здесь есть серьезная проблема – если только один «Океанрыбфлот» привезет весь произведенный минтай во Владивосток, то уже через какое-то время порт не сможет принять очередной пароход с продукцией, у него нет возможности перевалки такого количества грузов. Потому я и говорю о необходимости модернизации всей портовой инфраструктуры. Сегодня это крайне неповоротливый механизм, требующий полной реконструкции на всех этапах – от выгрузки с парохода до вывоза с территории порта. Что же касается Северного морского пути – это, конечно, перспективное направление для дальневосточных рыбаков. Для примера – только наша рыбодобывающая компания могла бы через порт Петропавловска-Камчатского отгружать около пятидесяти тысяч тонн готовой продукции и везти по Северному морскому пути в западные регионы нашей страны. Это бы сэкономило много времени, значительно удешевило бы стоимость доставки и, соответственно, себестоимость продукции. Так что Северный морской путь – это действительно хороший шанс для развития. Пока сложность в том, что он работает только в период навигации, а мы возим рыбу круглый год, и в этом отношении Владивосток для нас в приоритете. К тому же пока у нас нет таких покупателей на западе страны, которые могли бы приобретать рыбу в объемах целого парохода. Но перспективы у российского рынка большие, и мы готовы работать. Надеемся, что со временем Северный морской путь станет и для нас удачным решением.
– Как вам удается находить баланс между интересами бизнеса и социальными интересами?
– Российский бизнес развивается и становится все более цивилизованным. Сегодня мы не только зарабатываем деньги, но и активно участвуем в различных социальных программах, занимаемся благотворительностью. Это и разовая материальная поддержка каких-либо спортивных и культурных мероприятий, и постоянное денежное финансирование наиболее значимых общественных организаций и масштабных мероприятий. Мы участвуем в крупнейших краевых проектах, помогаем нашим спортсменам, детям, людям с ограниченными возможностями. Стараемся поддержать и наших ветеранов, пенсионеров. Все они бесплатно получают рыбную продукцию, мы их поощряем на праздники. Наши работники гарантированно получают весь социальный пакет, оплачивается проезд в отпуск до места назначения и обратно. Мы просто стараемся, чтобы людям было комфортно работать и они чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Мы идем по пути хороших традиций и больших перспектив. Нам официально присвоен статус «Лидер российской экономики». Наши специалисты третий год подряд занимают почти все номинации в краевом конкурсе «Лучший по профессии в рыбной отрасли». Со своей стороны мы делаем все возможное для развития и нашего предприятия, и рыбохозяйственной отрасли в целом, и, если поднятые нами проблемы будут решены, мы сможем обеспечить российский рынок вкусной и качественной рыбной продукцией.
Ксения ПИСАРЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2014 г.