– Вам удалось сформировать фундамент стабильности для бизнеса. За последние несколько лет, по разным оценкам, инвестиции в рыбохозяйственный комплекс составили от 9 до 13 млрд. рублей. В каком направлении намерены двигаться дальше? Какие перспективы Вы видите?
– Действительно, за последние годы Камчатка стала лидером в стране по объему инвестиций в рыбопромышленный комплекс. И для нас очень важно, что эти инвестиции пришли именно в развитие береговой переработки: на побережьях Камчатки построено 16 современных заводов. Если раньше наши предприятия обрабатывали на берегу только 30% уловов в скоротечную лососевую путину, то сегодня – порядка 70%. Это очень хороший показатель. К тому же это дополнительные рабочие места, налоги, в том числе и в местные бюджеты.
Развитие бизнеса на территории, в первую очередь, зависит от того, созданы ли необходимые условия, чувствует ли бизнес защиту, поддержку. На федеральном и региональном уровнях сегодня существует целый комплекс мер поддержки. Но проблем возникает очень много. В первую очередь, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Ведь сегодня именно коллизии в законодательстве становятся серьезной проблемой для рыбаков.
Если говорить о перспективах, то в ближайшие годы мы намерены создать на Камчатке мощный рыбопромышленный кластер, который полностью обеспечит добычу, хранение, переработку и реализацию продукции. Параллельно с этим необходимо решать вопрос по расширению ресурсной базы рыболовства, обновлению флота, развитию инфраструктуры береговой переработки.
Но рыбная промышленность – не единственное направление развития края. Безусловно, Камчатка – рыбный цех страны, но для формирования устойчивой экономики нам необходимо развивать и другие отрасли. Перспективной для нас является горная промышленность. Сейчас в крае открываются новые рудники, на севере практически завершилось строительство крупнейшего горно-обогатительного комбината, новый проект вскоре будет запущен на Западной Камчатке. Инвесторы все более заинтересованы в освоении наших недр, хотя, конечно, инфраструктурных проблем в крае, которые «утяжеляют» стоимость проектов, хватает. И третье значимое направление – это развитие туризма. Несмотря на высокую стоимость перелетов в край, туристический поток к нам растет. Камчатка – уникальное место, и сейчас мы активно наращиваем туристическую инфраструктуру для гостей с различным уровнем дохода. Для нас важно создать комфортные условия для туристов, дать возможность людям увидеть красоты полуострова.
– Что может стать новой точкой роста для Камчатки, если говорить о рыбохозяйственном секторе? Какие еще проблемные вопросы необходимо решить?
– Сейчас мы делаем ставку на развитие аквакультуры. И хотя коммерческое лососеводство пока новое направление в рыбном хозяйстве края, у Камчатки здесь безусловные преимущества. Во-первых, развитие аквакультуры позволит нам сохранить запасы популяции диких лососей. Сейчас в крае работает 5 государственных заводов по выпуску малька, которые призваны обеспечивать воспроизводство ценных видов водных биоресурсов, восполнять запасы. Во-вторых, строительство новых рыбоводных заводов позволит нарастить объемы добычи рыбы. При этом на Камчатке с помощью рыбоводных заводов мы можем выращивать лосось в естественных условиях, в отличие от искусственно выращенной рыбы, к примеру, на фермах Норвегии.
Мы провели необходимые исследования с профильным научным институтом. Ученые подтвердили, что строительство рыбоводных хозяйств на небольших реках даст высокий эффект. По итогам исследований, строительство 14 подобных заводов мы включили в отраслевую государственную программу Камчатки. Через 6 лет это позволит нам нарастить добычу лососей на 7-10 тыс. тонн в год. Хочу обратить внимание: в отличие от тех же норвежских ферм, молодь лосося будут выпускать в реки, она будет нагуливаться в естественной среде, а через несколько лет возвращаться.
Интерес у инвесторов к этим проектам довольно высокий, но пока практическая реализация осложняется отсутствием необходимых документов. В 2013 году был разработан Закон «Об аквакультуре», однако порядка закрепления изъятия промыслового возврата до сих пор нет, а именно это и является основным для инвестора.
Кроме того, к сожалению, уже сейчас мы вынуждены говорить о безвозвратной потере ряда важнейших нерестилищ в бассейнах отдельных крупных рек. Браконьерство привело к истощению рек Большая, Авача, Паратунка. Без искусственного воспроизводства восстановить запасы лосося в них уже не удастся. По нашим оценкам, строительство еще 5 государственных лососевых заводов обойдется примерно в 1,1 млрд. рублей. Привлечь частные инвестиции на восстановление довольно сложно, поэтому мы надеемся на помощь федерального центра. Осенью мы поднимали этот вопрос на совещании с главой Федерального агентства по рыболовству. Идея развития аквакультуры получила поддержку и на минувшем заседании Совета Федерации. Сенаторы обещали подключиться к решению проблем в рыбной отрасли края, и мы надеемся на их скорейшее решение.
– Каковы особенности камчатского рыболовства, в первую очередь, прибрежного? Что препятствует развитию?
– Для таких территорий, как Камчатка, прибрежное рыболовство не только играет огромную роль в рыбной промышленности как в отрасли, но и имеет важное социальное значение. Многие предприятия, работающие в отрасли, градообразующие, они обеспечивают рабочими местами села, поселки и города, дают налоги в местные бюджеты. Ежегодно наши прибрежные предприятия перечисляют в бюджетную систему страны порядка 800 млн. рублей. Без учета сопутствующих отраслей, на прибрежных предприятиях работают порядка 16 тыс. человек.
Однако сегодня прибрежное рыболовство оказалось в сложной ситуации. Все дальневосточные прибрежные субъекты сталкиваются с огромным количеством проблем.
Первая – это потеря водных биоресурсов, которые традиционно выделялись для развития прибрежных территорий. Поправки в Закон «О рыболовстве…», принятые в 2007 году, открыли доступ к прибрежным квотам всем желающим. Если раньше осуществлять промысел в прибрежных водах субъекта могли только компании, зарегистрированные на его территории, то сегодня законодательство позволяет им свободно перерегистрироваться в любом регионе страны. Это противоречит смыслу понятия «прибрежное рыболовство». В результате уже не один десяток камчатских предприятий «сменил прописку», прибрежные объемы уходят в центральную Россию. Тенденция набирает пугающие обороты. Сегодня мы вынуждены бить во все колокола, добиваясь закрепления прибрежных квот за прибрежными субъектами.
Второй серьезной проблемой, которая касается всех без исключения прибрежных дальневосточных субъектов, являются административные барьеры. Суда, находящиеся на промысле и сдающие свою продукцию на берег, сталкиваются с огромным прессом административных барьеров. Несовершенство законодательства в части регулирования вопросов пересечения государственной границы России, не учитывающего всех особенностей деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, сегодня фактически привело к тому, что контролирующие органы «зарегулировали» отраслевой бизнес. Камчатские предприятия несут многомилионные потери. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на всех уровнях власти. Сейчас есть определенные подвижки. Очень надеюсь, что вскоре ситуация изменится.
– Камчатка, не имеющая железнодорожного и автосообщения с материком, традиционно связывает свое развитие с портами, судоходством. Северный морской путь: какие перспективы у этих направлений сегодня? Основные препятствия на пути?
– Сегодняшняя ситуация в России еще раз дала нам понять, насколько важно развивать инфраструктуру главной арктической магистрали. Сейчас в стране назрела острая потребность в развитии внутреннего транспортного коридора, который позволил бы наладить поставки продукции по низкой цене между Дальним Востоком и европейской частью России. Богатый водными биоресурсами Дальневосточный регион способен обеспечить качественной рыбой всю страну, практически полностью заместить иностранный искусственно выращенный лосось. Наши рыбопромышленники готовы переориентироваться на внутренний рынок, наладить более масштабные поставки дальневосточной рыбы. Однако если говорить о центральной России, то основной поток продукции идет через Приморье. Каждый год в период лососевой путины там возникают огромные заторы. Сам порт и железная дорога не справляются с сезонными объемами, а цены на разгрузку, хранение, транспортировку заметно возрастают. Севморпуть может составить существенную конкуренцию дорогостоящему железнодорожному транспорту и практически полностью решить вопрос регулярного и дешевого грузооборота.
Для Камчатки этот вопрос имеет большое значение. Ранее у нас был опыт поставок своей рыбопродукции напрямую в Петербург. Мы отправляли почти 30 тыс. тонн груза. Ввиду роста цен на транспортировку железнодорожным транспортом, для потребителей рыба, доставленная с Камчатки по СМП, оказалась в среднем на 20 рублей дешевле. В этом году вопрос доставки нашей рыбы встал как никогда остро. Особенно в условиях возросшего в разы спроса на нашу рыбу внутри страны.
Спрос на морские перевозки по СМП внутри страны колоссальный. В первую очередь, на социальные грузы. Поэтому сегодня мы должны говорить о развитии инфраструктуры Севморпути, создании российских логистических центров, которые позволили бы, с одной стороны, решить вопросы грузооборота между востоком и западом России, а с другой – обеспечить экспортный потенциал российских территорий.
Одним из таких опорных пунктов может стать Петропавловск-Камчатский порт. Проект создания транспортно-логистического центра с крупным разгрузочным терминалом, современной судоремонтной и бункеровочной базой вошел в предварительный список пилотных проектов по созданию территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Мы считаем, что создание мощного порта на этом отрезке арктической магистрали позволит более эффективно реализовать потенциал Севморпути.
Первоочередная задача для нас – привести в порядок причальные сооружения. Большая часть из них находится в федеральной собственности и требует реконструкции. Мы не раз просили помощи из федерального бюджета, но пока вопрос так и не решен. Еще одна проблема – обустройство и реконструкция пунктов пропуска через госграницу. Накануне глава Федерального агентства по обустройству госграницы провел совещание на Камчатке. В течение ближайших нескольких лет в крае планируется реконструировать пункты пропуска в аэропорту и порту Петропавловска-Камчатского, а также построить постоянно действующий терминал в селе Никольское Алеутского района и сезонные терминалы в 8 прибрежных поселках края. Это снимет существующие проблемы.
Сегодня российский Дальний Восток становится все более привлекательным регионом с точки зрения развития. Северный морской путь не просто позволит решить проблему северного завоза, а станет окном для России в страны АТР, площадкой для интеграции в мировую экономику.
– Ваша опора – это государственные программы или, скорее, бизнес, промышленность, которые здесь развиваются? Какие ожидания возлагаете на государство, какой поддержки и в каких сферах ждете?
– Камчатка – северная территория. Бюджет края – дотационный и, несмотря на активное развитие промышленности, еще долгое время будет оставаться таковым. Здесь довольно сложные природные и климатические условия, плотность населения на большой территории очень низкая. Основная часть населения – это работники бюджетной сферы и военнослужащие. И вопросы государственной поддержки для нас играют огромную роль. В последние годы, благодаря федеральным программам, в крае произошли кардинальные изменения. Еще 10 лет назад Камчатка жила от танкера до танкера, вопросы жизнеобеспечения были для нас основными. Сегодня нам удалось переломить ситуацию, мы думаем о развитии, строим жилье, социальные объекты, прокладываем новые дороги, развиваем морское и авиационное сообщение. Особенно перемены заметны в наших отдаленных селах. Огромное внимание, впервые за многие годы, мы стали уделять вопросам развития инфраструктуры.
Не так давно я встречался с Президентом, мы обсуждали перспективы строительства Жупановской ГЭС, которая в будущем позволит снять проблемы обеспечения края энергией по низкой цене. Проект дорогостоящий, но мы получили поддержку главы государства. Обсуждали также вопрос строительства сейсмоустойчивого жилья. Нам удалось построить несколько новых микрорайонов в рамках федеральной программы, по итогам прошлого года Камчатка вошла в число лидеров по темпам роста строительства на Дальнем Востоке. Глава государства пообещал нам поддержку и дальнейшее финансирование. Мы видим, что политика государства направлена на повышение качества жизни на Дальнем Востоке.
Сейчас Камчатка имеет рекордный для края бюджет – 61 млрд. рублей. Несмотря на экономические трудности в стране, несмотря на то, что даже субъекты-доноры находятся в сложном положении, бюджеты принимаются очень тяжело, сыплются социальные программы, нам удалось сохранить все меры социальной поддержки и в бюджете следующего года. Для нас это очень важно. Но не менее важно и то, как в крае себя чувствует бизнес, ощущает ли он поддержку государства, идет ли он на контакт, ориентируется ли на стратегические для субъекта задачи.
– Налажен ли конструктивный диалог с бизнесом? Какой поддержки ждете от рыбопромышленников, о чем еще предстоит договориться?
– На мой взгляд, нам действительно удалось наладить диалог, сделать наши отношения с бизнесом партнерскими. Мы работаем в постоянном контакте, обсуждаем проблемы, вместе ищем оптимальные решения. Власть должна быть заинтересована в развитии бизнеса, ведь именно от этого зависит развитие экономики, занятость, социальная стабильность в регионе.
Рыбная промышленность – это одно из ключевых направлений развития экономики, и вполне естественно, что вопросам поддержки и взаимодействия рыбопромышленников мы уделяем серьезное внимание. У нас есть две серьезные площадки, в рамках которых мы обсуждаем стратегические для отрасли вопросы. Это единая общественная организация рыбаков «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» и Камчатский рыбохозяйственный совет. Главное, чего мы ждем от рыбопромышленников, это стабильная работа в интересах края, рост производства, рост инвестиций, новые рабочие места. А для этого мы должны обеспечить им все необходимые условия, сделать их работу в крае комфортной.
Вы знаете, вопреки расхожему мнению, камчатский рыбопромышленный бизнес работает прежде всего для людей. У меня было немало возможностей убедиться в этом. Я говорю не просто о социальной ответственности, ориентированности на потребности экономики и населения. Я говорю о глобальных государственных задачах. Как пример – ситуация этого года, когда после введения санкций многие наши промышленники, вопреки планам на поставку рыбы за рубеж, развернули свою продукцию на внутренний рынок. Такому бизнесу хочется помогать. И, конечно, мы будем делать все для поддержки наших промышленников, для того, чтобы они хотели работать на Камчатке.
– Камчатка – территория с огромным экономическим потенциалом, но и немалым количеством барьеров. «Стратегически» узкие места Камчатки известны – это, прежде всего, инфраструктура и нестабильные правила игры. Возможно ли привлечь инвесторов в таких условиях, что может им гарантировать регион?
– Вы знаете, в подобных условиях сегодня работает практически весь Дальний Восток. Только мы еще дальше и наземного транспортного сообщения с нами нет. Тем не менее, по вполне понятным причинам, Камчатка становится все более интересной инвесторам. Осенью край принял у себя Дальневосточный инвестиционный форум. На нем мы подписали несколько крупных соглашений, в том числе по инвестиционным проектам в области золотодобычи в крае. Много предложений к нам поступило по развитию петропавловского порта. Большой интерес к этому проекту проявили наши партнеры из стран АТР. Думаю, что создание на Камчатке крупного морского логистического центра может стать, своего рода, опытной площадкой по работе с инвесторами для всего Дальнего Востока. Условия, которые предусматривает территория опережающего развития, как раз призваны решить основные барьеры для инвесторов, снять инфраструктурные ограничения, предложив наиболее удобные и лояльные налоговые, административные и правовые условия для инвесторов.
Но территория опережающего развития – это пока перспектива. Нам нужно уже сейчас стараться обеспечить инвестору все условия, предусмотренные проектом Закона о территориях опережающего развития. Сегодня в крае действует большое количество мер государственной поддержки, особых преференций, в том числе и налоговых. Показатель того, что эти льготы работают, – уже реализованные проекты. Если говорить о рыбной промышленности, то это крупнейший на Дальнем Востоке проект ОАО «Озерновский РКЗ № 55» по строительству и модернизации рыбоконсервного цеха в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района (общая стоимость проекта 1,6 млрд. рублей) и инновационный для региона проект ООО «Корякморепродукт» по модернизации высокотехнологичного рыбоперерабатывающего комплекса на реке Хайлюля Карагинского района (стоимость проекта – более 500 млн. рублей). Оба проекта были реализованы инвесторами в рамках краевой программы по развитию рыбохозяйственного комплекса и получили государственную поддержку за счет средств регионального бюджета в виде возмещения части затрат по процентам по кредитам и части расходов по договорам лизинга.
Со своей стороны, мы и дальше будем поддерживать инвесторов, которые готовы вкладывать средства в развитие Камчатки. В условиях непростого для России развития международных отношений главная задача, поставленная перед региональными органами власти, – сохранить стабильные «правила игры» для наших предприятий, создать «интересные» условия ведения бизнеса, предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки реализации инвестиционных проектов.
Ксения ПИСАРЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2014 г.