Интервью

29 мая 2015 года
Врио заместителя председателя правительства Камчатского края Юрий ЗУБАРЬ

ТОР поможет раскрыть возможности Камчатки

Юрий ЗУБАРЬ, Врио заместителя председателя правительства Камчатского края

Территории опережающего социально-экономического развития, по замыслу властей, должны стать стимулом для привлечения инвестиций на Дальний Восток. В конце апреля правительственная подкомиссия одобрила шесть проектов ТОР, в том числе один – в Камчатском крае. Как сообщил недавно глава региона Владимир Илюхин, готовность участвовать в работе территории опережающего развития «Камчатка» уже подтвердили 13 резидентов с общим объемом инвестиций порядка 30 млрд. рублей. На федеральном уровне отмечена масштабность проекта «Это не точка, а весь полуостров поднимается в своем экономическом потенциале», – охарактеризовал ТОР «Камчатка» зампред Правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Новый проект должен подтолкнуть развитие целого ряда отраслей в Камчатском крае, позитивно отразиться на социально-экономической ситуации в целом. Подробностями о будущей ТОР «Камчатка» и ее роли для региона в интервью Fishnews поделился врио заместителя председателя краевого правительства Юрий Зубарь.

– Юрий Николаевич, утверждению проекта ТОР «Камчатка» на заседании правительственной подкомиссии предшествовала большая работа властей региона и Минвостокразвития. Расскажите, пожалуйста, каким образом и как долго велась подготовка проекта?

– Фактически работа осуществлялась с того момента, как было принято решение о создании на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, когда были подготовлены соответствующие документы. Заниматься вопросом создания ТОРов мы начали практически одними из первых в регионе.

Около года шла очень плотная работа, причем не обходилось и без дискуссий – как на региональном уровне, так и с коллегами из Москвы. Мы тесно сотрудничали со специалистами из Минвостокразвития, с аппаратом полпреда. Была создана рабочая группа, проводились совещания (на одном из этапов собирались в еженедельном режиме). Нужно было собрать очень много разной информации, структурировать ее, представить на федеральном уровне. Спасибо коллегам из Министерства по развитию Дальнего Востока – с ними налажен хороший рабочий контакт. Серьезные усилия приложили все участвовавшие региональные ведомства – в первую очередь, министерства экономики, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, агентство по туризму, Корпорация развития края и другие. Подход был, можно сказать, творческий.

На заседании правительственной подкомиссии в апреле заместитель председателя Правительства РФ – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отметил, что территория опережающего развития «Камчатка» – одна из самых сложных и интересных на Дальнем Востоке.

– Проект ТОР «Камчатка» предусматривает несколько инвестиционных площадок. Что это за площадки и где они расположены?

– Планируется, что будут реализовываться три основных направления – транспортное, туристско-рекреационное и сельскохозяйственное. Первое предусматривает развитие портовой инфраструктуры – строительство и реконструкцию причалов, а также строительство подъездных путей, необходимых для туризма и сельского хозяйства. К транспортному направлению относится строительство аэровокзального комплекса в Елизовском аэропорту, развитие малой авиации на Дальнем Востоке (в районе поселка Николаевка планируется построить взлетно-посадочную полосу, для того чтобы осуществлять перевозку туристов, отдыхающих в Камчатском крае).

Мощный туристический кластер предполагается – это район Паратунки, Озерков, Раздольного. Сельскохозяйственное направление – это в основном Елизовский район.

На первом же этапе, вероятно, потребуется и развитие судоремонта, что непосредственно связано с активизацией морского судоходства. Мы планируем, что будет развиваться морской туризм – будут приходить большие круизные лайнеры, увеличится число туристов.

Одновременно ТОР «Камчатка» будет первым шагом к тому, чтобы наш порт стал опорным пунктом на восточном окончании Северного морского пути. Перспективы региона связываются с ростом перевозок грузов по арктической трассе. На дальнейших этапах потребуется строительство новых терминалов, в том числе рыбопромышленного.

– Действующая инфраструктура, существующие производственные мощности также будут задействованы?

– Если вы говорите об инфраструктуре морского порта, то на сегодняшний день она в состоянии переработать не более 1,5 млн. тонн груза в год – очень мало. При существующей загрузке перерабатывается примерно 1,1 млн. тонн в год – в условиях активизации судоходства по Севморпути этого будет недостаточно. У нас нет глубоководных причалов, которые способны принимать суда с осадкой 10-15 метров. Лайнеры, которые к нам приходят, стоят на рейде, а пассажиры вынуждены добираться до берега на других плавсредствах.

Для того чтобы расширить транспортные возможности края, запланировано строительство трех глубоководных причалов, которые смогли бы принимать суда практически любого класса. Уже сейчас на территории Петропавловска-Камчатского идет строительство морского вокзала.

– Масштабные проекты, требующие значительных вложений.

– В случае с территориями опережающего развития государство берет на себя задачу по созданию необходимой инфраструктуры и это, в свою очередь, стимулирует развитие мощностей за счет частных инвестиций. То есть мы обязаны построить дороги, обеспечить электро- и водоснабжение, вложить средства в причалы. Кстати, инвесторы готовы построить и собственные причальные сооружения. Здесь можно говорить о хорошем соотношении государственного и частного капиталов.

На первом этапе, как я уже сказал, запланирована реализация проектов в области туризма, сельского хозяйства, строительство аэровокзала в Елизовском аэропорту, трех причалов в порту Петропавловск-Камчатский, а также аэропорта для малой авиации в Николаевке. Потребность в создании этих объектов давно назрела на Камчатке, их отсутствие сдерживает экономическое развитие региона. Когда эта работа будет выполнена, мы ожидаем и роста инвестиций.

– Почему именно такие направления решено было развивать в рамках ТОР? Инфраструктура изначально была задумана на первом месте?

– Если начинать развивать тот же туризм, в первую очередь нужно решить транспортные вопросы. Можно построить отели, гостиницы, но пропускная способность аэропорта, морского порта будет ограничена. Все, конечно, начинается с транспортной инфраструктуры.

Наш аэропорт обладает пропускной способностью всего 240 пассажиров в час. Тогда как «Боинг 777», прилетая из Москвы, может привезти на борту 400 человек. Сейчас мы проектируем аэровокзал с пропускной способностью 450 пассажиров в час, большим международным сектором с пропускной способностью 200 человек в час. Желающих посетить Камчатку воздушным путем довольно много. В 2014 году впервые за много лет туристы, прибывшие на иностранном судне, покинули наш полуостров уже по воздуху. Только транспортные услуги на территории края уже принесли доход в бюджет компаний, которые их предоставляют, и региона. Когда будет работать связка «аэропорт – морской порт – туристическая отрасль», поступления будут еще больше. По подсчетам, пассажирский поток реально увеличить до 1 млн. туристов в год. Все на Камчатке для этого есть, кроме инфраструктуры. Аляску, например, в год посещает 4 млн. туристов.

– Особую роль в социально-экономическом положении Камчатского края играет рыбная промышленность. Какие плюсы обеспечит создание ТОР «Камчатка» для работы отрасли?

– Преимущества будут получены путем создания морских причалов. И конечно, за счет развития порта как опорного на Северном морском пути. Грузы из стран АТР в Европу пока идет через Индийский океан и Суэцкий канал – а это на треть длиннее Севморпути. Рыбную продукцию, производимую на Дальнем Востоке, можно будет доставлять в центральную часть страны именно по арктической трассе, а не по железной дороге через Владивосток.

–Сейчас ТОР «Камчатка» поддержали на уровне правительственной подкомиссии, что будет следующим этапом?

– Теперь должно выйти постановление Правительства РФ о создании территории опережающего развития. Мы ожидаем этот документ в самое ближайшее время. Работа по реализации проекта уже ведется.

– В прошлом году руководство Камчатского края неоднократно обсуждало с Росграницей реконструкцию пунктов пропуска в регионе. В частности, планируется создать терминалы в 8 прибрежных поселках – в основном для рыбаков. Чем обусловлен выбор мест для строительства?

– Сейчас на территории Камчатки существуют только два постоянных пункта пропуска – морской и воздушный. Мы добиваемся того, чтобы были созданы сезонные пункты в Оссоре, Усть-Камчатске, Тиличиках, Октябрьском, Пахачах, Озерной, Крутогоровском. Еще один пункт пропуска – сезонный в Никольском – будет предназначен для приема туристических лайнеров, по нему также ведется работа. Командорские острова – наша жемчужина, туристам очень интересна природа этого региона, поэтому здесь нужен пункт пропуска.

Строительство пунктов пропуска уже предусмотрено в программе даже несмотря на «тяжелый» бюджет 2015 года. Уже ведется проектирование. Единственное, поступает предложение о сокращении их количества, но мы намерены отстоять нынешний план. В том числе чтобы рыбакам было удобнее работать.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Май 2015 г.