Интервью

19 октября 2016 года
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Амурского бассейна Александр ПОЗДНЯКОВ

Развитие береговых производств у нас в приоритете

Александр ПОЗДНЯКОВ, Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Амурского бассейна

Хабаровский край все больше привлекает внимание показателями работы рыбохозяйственного комплекса. За пять лет доля региона в дальневосточном вылове увеличилась с 8% до 11%. В прошлом году рыбаки края добыли более 315 тыс. тонн различных биоресурсов. Выросли показатели производства рыбопродукции, реализуются проекты в сфере береговой переработки уловов. Есть планы по развитию рыбопромыслового судостроения и судоремонта, по воплощению логистических проектов. Как в крае консолидированы усилия рыбаков, в интервью Fishnews рассказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Амурского бассейна Александр Поздняков.

- Отраслевые объединения играют в жизни рыбохозяйственного комплекса особую роль. Это выработка общей позиции предприятий, донесение ее до государственных органов, решение проблемных вопросов, внедрение принципов саморегулирования. Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, как появилась Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Амурского бассейна? Какие задачи перед ней стоят?

- Наша организация создавалась для того, чтобы консолидировать усилия предприятий в развитии отрасли, обеспечить на более плановой основе взаимодействие с государственными органами. Участвуем во всех обсуждениях вопросов рыбного хозяйства Хабаровского края. Входим в региональную комиссию по формированию рыбопромысловых участков, в рыбохозяйственный совет. Сегодня в составе нашего объединения 10 членов. В этом году планируется вступление еще около 10 компаний.

Также перед нами стоит задача сохранения ресурса. Бассейн Амура при должном внимании к вопросам охраны способен обеспечить рыбой многие поколения. Наши предприятия понимают важность этой работы, заинтересованы в ее результатах. Поэтому мы содействуем рыбоохране, обеспечиваем стационарные и передвижные посты, решаем вопросы с топливом, транспортом.

- Ассоциация также внимательно следит за возможными законодательными изменениями. Сейчас вся отрасль говорит о квотах на инвестиционные цели. Как вы оцениваете возможности этого механизма, интересен ли он рыбопромышленникам Хабаровского края?

- Концепцию «инвестиционных квот» в целом мы поддерживаем. Безусловно, нужно положительно оценить тот факт, что Федеральное агентство по рыболовству дает предприятиям шанс для роста и развития. Хабаровский край обладает самой протяженной береговой полосой – есть возможности для береговой переработки водных биоресурсов. Наши компании планируют строительство береговых производств с использованием механизма «квот под инвестиции». Сейчас мы ждем окончательного решения по тому, на каких принципах будут предоставляться эти лимиты.

- Помимо «инвестиционных квот» предполагаются и другие важные изменения – в налоговой сфере. Так, регулятор предложил законопроект по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) в рыбной отрасли. Для вас эта тема актуальна?

- Конечно, это важные изменения. Когда в рыбной отрасли была предусмотрена возможность перехода на единый сельскохозяйственный налог, работать стало удобнее. И в случае изменений законодательства хотелось бы, чтобы остались особые условия для береговых предприятий. Ведь именно они несут социальную нагрузку, помогают содержать жилищный фонд, инфраструктуру, обеспечивают рабочие места для населения. У рыбопромыслового флота свои проблемные вопросы, своя специфика, но поддерживать береговые заводы нужно однозначно. Они позволяют развивать прибрежные территории.

- В июле был открыт современный рыбоперерабатывающий завод в селе Чныррах в Николаевском районе. Fishnews писал о запуске предприятия. Этот как раз, на наш взгляд, пример поддержки берега.

- Мы избрали для себя развитие береговых производств в качестве приоритета. Население Чныррах составляет около 400 человек, а для работы на заводе требуется примерно 800. Поэтому есть необходимость привозить людей из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, организовывать работу студенческих отрядов. Для закрытия потребности в сотрудниках не хватает местного трудоспособного населения. Но в любом случае, даже если кадры завозятся из других регионов, осуществляется строительство общежитий, поддержка жилищного фонда – поселки удается сохранять.

- В сфере внимания ассоциации также логистические проекты. И Хабаровский край обладает здесь потенциалом, который можно было бы развивать с хорошим результатом для рыбной отрасли.

- Наш регион – ближайший выход к Охотскому морю. Существует сеть автомобильных дорог, которые связывают Николаевск-на-Амуре с Охотским морем. Также мы имеем очень хорошую водную артерию, с развитым рефрижераторным флотом. Таким образом, существует возможность доставлять уловы до Комсомольска-на-Амуре с дальнейшей отправкой по железной дороге, либо до Хабаровска – это тоже железнодорожные пути и автомобильная дорога. Если смотреть доставку из Охотского моря до Владивостока – это 2 тыс. км, до Комсомольска – 600 км. Есть возможность сократить путь рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны. Напрашивается создание условий для перегрузки в районе Комсомольска-на-Амуре.

Такой опыт был в советское время. Несколько транспортных рефрижераторов класса «река – море» обслуживали по доставке рыбы весь Амурский бассейн и север Сахалина. Продукция шла по Амуру до Комсомольска, Хабаровска и уже оттуда – далее.

- Сейчас предусмотрены новые инструменты по развитию Дальнего Востока – ТОРы, свободный порт. Следите ли вы за тем, какие возможности открывают эти режимы?

- Да, мы стремимся создать территорию опережающего развития в Николаевском районе. Плотно работаем в этом направлении и с властями региона, и с Министерством по развитию Дальнего Востока. Сейчас документы находятся на рассмотрении в Правительстве РФ. Резидентами планирует стать порядка семи или восьми предприятий Николаевского района. И львиную долю составляют компании рыбной промышленности. Золотодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли сегодня ключевые в этом районе. Переработка водных биоресурсов, судоремонт должны стать основой территории опережающего развития.

Причем в отличие от ТОР «Комсомольск» и «Хабаровск», решено пойти по пути создания территории опережающего социально-экономического развития, охватывающей весь район.

-В завершение хотелось бы коснуться темы лососевой путины. В этом году, по последним данным, в Хабаровском крае взяли более 85 тыс. тонн красной рыбы – максимальные уловы за последние 25 лет. Для эффективного промысла важна скорость принятия управленческих решений в госструктурах. Комиссия по регулированию добычи действовала оперативно?

- У нас все в порядке. В прошлом году и в этом более массово предприятия на летних лососях работали практически по «олимпийской системе». Все решения принимались очень быстро, задержек не возникало, и, наверное, на сегодняшний момент эта система оптимальна для добычи лососевых видов рыб в Хабаровском крае. Очень оперативно принимали решение Федеральное агентство по рыболовству, отраслевая наука. Путина прошла в хорошем режиме.

Маргарита КРЮЧКОВА, газета « Fishnews Дайджест»

Октябрь 2016 г.