Гидролог ТИРХа прославил РоссиюВ 1930-х годах проживал во Владивостоке молодой человек Миша Сомов. Трудился он токарем на Дальзаводе, но тянуло его в море. Мечта сбылась, когда он стал работать в Тихоокеанском институте рыбного хозяйства (нынешний ТИНРО-Центр), участвовать в экспедициях на научно- исследовательских судах в дальневосточные морях. Волею судьбы ему было суждено стать известным на весь мир исследователем Арктики и Антарктики, тем самым вывести Россию на передний фланг в области исследований полярных морей и территорий. |
Миша Сомов родился 7 апреля 1908 г. в Мурманске. Занятие его гидрологической наукой было предрешено еще в детстве, и с этой специальностью он оказался связанным всю последующую жизнь. Его отец, Михаил Павлович Сомов, был ученым-ихтиологом, профессором Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства, избороздившим на научных и промысловых судах заполярные воды. В какое-то время он ведал рыбоводческим хозяйством в царском поместье Ропша близ Питера. Взрослеющий сын все чаще помогал отцу, вникая в премудрости его работы. Особенно нравилось ему возиться с гидрологической лебедкой, то опуская, то поднимая термометры для измерения температуры воды на разных горизонтах.
По переезду семьи Сомовых в Москву, Михаил, окончив школу-десятилетку, стал подыскивать себе работу. Но сделать это было не так-то легко. Приходилось трудиться то счетоводом в артели, то мастером в столовой. В конце концов, он махнул рукой на эти интеллигентные занятия и стал к токарному станку.
В 1930 г. Сомова старшего перевели по службе на Тихий океан, семья какое-то время проживала во Владивостоке. Сомов младший устроился токарем на Дальзавод, уже имея некоторые навыки в этом деле. Здесь он занимался производством механических гидрологических лебедок для исследовательских судов. Миша показывал себя в работе с лучшей стороны, и ему была присвоена квалификация токаря 6-го разряда, что свидетельствовало о профессионализме высокого класса.
Как-то во время установки такого механизма на научно-поисковое судно Миша разговорился с одним из гидрологов, выразив большое желание работать в море. К его удивлению тот без колебаний поддержал эту мысль. За оформлением в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства квалифицированного токаря, к тому же знающего толк в гидрологических лебедках и выразившего твердое желание работать на судах, дело не стало.
Мечты его сбылись. Он был зачислен в штат ТИРХа на должность техника-гидролога, тем самым был дан старт любимой профессии, известной ему еще с детских лет из рассказов отца, закаленного северными ветрами и солеными брызгами арктических морей.
Шел 1932 год, отмеченный началом проведения широких экспедиционных исследований в рамках Второго Полярного года, или как его еще называли, Второго Метеорологического года. К этому времени в Арктическом институте в Ленинграде снарядили экспедицию на “Сибирякове” для открытия пути через Арктику на Дальний Восток. А во Владивосток прибыли крупные ученые страны: ихтиологи и зоологи Константин Дерюгин и Петр Шмидт, которые затем подготовили на базе ТИРХа рыбохозяйственную и океанографическую съемки дальневосточных морей.
В каждом из этих морей должны были работать одновременно по два исследовательских судна: научно-поисковое и океанографическое. Всей экспедиции, состоявшей из 6 кораблей, 3 из которых впервые были оборудованы электрическими гидрологическими и планктонными лебедками для работ до глубин 3-4 тыс. метров, надлежало работать по единому плану. Общее руководство возлагалось на профессора Константина Дерюгина.
Экспедиция привлекала к себе много научной молодежи, недавно покинувшей вузы, и студентов. К слову, в их числе был и студент-ихтиолог из Ленинграда (ЛГУ) Анатолий Андрияшев, впоследствии ставший известным ученым, исследовавшим ихтиофауну окраинных северных морей. Туда же попал Миша Сомов, его сестра Надежда Сомова и будущая жена Серафима Генерозова (среди научной группы она была просто Симочкой). Миша пошел гидрологом на тральщик “Аскольд”, с ним и его подруга. На этом же судне находился профессор Петр Шмидт, на которого возлагалась роль заместителя начальника экспедиции. Этот корабль проводил исследования в Татарском проливе, в северной части Японского моря. Через какое-то время вся научная группа “Аскольда” перебазировалась на тральщик “Ара”, вышла в Охотское море, где проводила исследования в так называемом Шантарском районе и у северо-восточного Сахалина.
У Миши Сомова с самого начала экспедиции сложились теплые рабочие отношения с Петром Шмидтом. Первый знал свое дело досконально, выполнял порученную работу добросовестно, со знанием дела. Второй за это полюбил молодого работоспособного человека, прилюдно, с особой теплотой называл его не иначе, как Мял Мялычем. По-отечески, с известным смыслом.
В самом деле, по отзывам людей, знавших Мишу Сомова в период экспедиции, о нем члены научной группы, да и всего экипажа, отзывались со всей теплотой. Он привлекал к себе общительностью, доброжелательностью, веселым характером и хорошим юмором. Он не раз выручал своих сверстников, оказавшихся в затруднительном положении. Здесь стоит вспомнить случай, о котором как-то поведал бывший сотрудник ТИРХа Гаврила Бирюлин.
В 1932 г. тральщик “Аскольд” подошел к сахалинскому побережью для пополнения судового запаса. Сомов сошел на берег, прохаживался по полупустынной площади. Там он совершенно случайно встретил молодого человека, без какой-либо нужды болтавшегося здесь же. Миша подошел к нему, познакомились, разговорились. Новоиспеченный знакомый назвал себя Гаврилой Бирюлиным. Выяснилось, он трудился грузчиком в порту Николаевска, что на нижнем Амуре. Эта работа, мол, не по нему, и что подыскивает другую. “Желательно бы устроиться на судно, уйти в море, к чертовой матери, все надоело” – с явной апатией промолвил Гаврила. Сомов, не долго думая, обнадеживающе сказал, что есть возможность пойти на “Аскольд”, и что он работает там гидрологом. Мол, мой помощник сильно укачивался, пришлось беднягу списать с судна. Предложение было воспринято с радостью. Пришли на судно, Миша представил нового знакомого заместителю начальника экспедиции, к тому же за него поручился. Благо, что необходимые документы были при себе, и Бирюлин был зачислен в штат судна. Гаврила отплавал экспедицию на “Аскольде”, а Миша – на “Аре”. Пути их разошлись.
Кстати, Бирюлин одно время работал на разных судах, в том числе в качестве штурмана дальнего плавания, затем закончил тот же институт, что и Сомов, в 1948 г. поступил на работу в ТИНРО, занимался изучением дальневосточных морей, особенно Японского, защитил кандидатскую диссертацию, был заведующим лабораторией гидрологии. Более того, он прослыл талантливым дальневосточным писателем, опубликовал несколько научно-художественных книг. Среди них особо популярной долгое время была “Жизнь среди волн”.
Словом, в этом немалая заслуга Миши Сомова, когда-то буквально за руку приведшего Гаврилу на борт “Аскольда”, определив тем самым ему жизненный путь. О своем друге Гаврила вспоминал с большой благодарностью неоднократно.
Но вернемся к нашему основному герою.
По завершении экспедиции тральщик “Ара” с научной группой вернулся во Владивосток, доставив впервые богатейшие научные материалы по морской фауне и гидрологии, которые в последующем служили основой для многих научных публикаций.
Еще в ходе экспедиции у Михаила Сомова сформировалось твердое намерение во что бы ни стало совершенствовать свои знания по гидрологии. К этому его подталкивал и прямой начальник по экспедиции, Петр Шмидт, который в молодом гидрологе-наблюдателе усмотрел настоящий талант. Зная, что Миша собрался поступать в Московский гидрометеорологический институт, он написал рекомендательное письмо на имя ректора, изложил в нем деловую характеристику будущего студента. Из нее следовало, что Сомов является уже почти состоявшимся гидрологом, и что после учебы принесет несомненную пользу науке.
И вот, уже 20-летний отец семейства (вскоре по завершении экспедиции у них с Симочкой появился сын Глеб) прибыл в Москву в заветное учебное учреждение. Его приняли сразу на второй курс. Шел 1934-35 учебный год. При появлении его на гидрологическом факультете среди сокурсников, которые были младше его на 4-6 лет, те вначале посматривали на него с некоторым недоумением. Когда же они узнали из разговоров с новоиспеченным студентом, что тот работал в экспедиции в Японском и Охотском морях на научно-поисковых судах гидрологом, к нему прониклись уважением и стали относиться как к авторитетному товарищу, обладающему недюжинными знаниями по гидрологии.
Учеба ему давалась легко. Ведь он обладал для этого незаурядными способностями, подкрепленными багажом знаний, почерпнутых из лекций известных океанологов профессора Николая Зубова, Василия Шулейкина и ассистента Александра Добровольского, в будущем высококлассного специалиста в этой области. Пятилетний курс обучения Сомов завершил за 3 года, в 1937 г. Да так успешно, что его дипломная работа была опубликована как научный труд.
Молодой инженер-океанолог переехал в Ленинград, занялся исследованием ледового режима арктических морей, и в первую очередь Карского. Летом 1938 г. он впервые побывал в Арктике, увидел бескрайние, покрытые льдом просторы Северного Ледовитого океана. Серьезно работал над ледовыми прогнозами. В 1939 г. участвовал в первом двойном (в одну навигацию) сквозном плавании по северному пути на ледоколе “И. Сталин”.
Первую часть своего исследовательского пути Михаил Сомов посвятил изучению Арктических морей. Он был одним из первых ледовых аэроразведчиков, активно участвовал в научно-оперативном обслуживании морских операций на трассе северного морского пути, разрабатывал методику ледовых прогнозов. Участвовал в морских и воздушных высокополярных экспедициях. Сомов был одним из тех людей, чьим трудом и талантом освоена национальная морская ледовая трасса северных берегов России.
В 1940 г. Сомов вместе с Николаем Зубовым опубликовали статью, в которой впервые дрейф в Арктическом бассейне рассчитывается по сформулированному ими изобарическому методу, в основе которого лежит различие атмосферного давления в разных точках Северного Ледовитого океана.
Зимой 1941 – 42 г., когда по Белому морю впервые пошли караваны с боеприпасами и продовольствием, Михаил Сомов нес службу и на командных мостиках, и в штабе Беломорских флотилий. В 1942 г. он участвует в научно-оперативном обеспечении ледовых плаваний в этом море. Подобная форма помощи ученых военным морякам применялась впервые.
В 1942 г. резиденция начальника морских операций западного района Арктики была перенесена с флагманского ледокола на остров Диксон, что вблизи Енисейского залива в холодном Карском море. Здесь размещалось управление авиаразведкой и жилые комнаты немногочисленного административного аппарата. В штабе работа шла круглосуточно. На материке пылала война. Она захлестнула и Арктические моря.
Немецкие подводные лодки и надводные корабли расстреливали беззащитные полярные станции, топили наши суда. Штабу морских операций, в составе которого находился Сомов, приходилось заботиться об охране береговых баз. Летом 1942 г. он вместе с военными моряками оборонял порт Диксон от фашистского линкора “Адмирал Шеер”.
В этой обстановке Сомов провел четыре военные навигации. Должность, которую он занимал, в приказах именовалась просто “гидролог”. По сути же дела, он вел работу научного консультанта, без которого были бы немыслимы все морские операции.
В 1946 г. при активном участии Сомова была организована Восточная высокоширотная экспедиция на ледоколе “Северный полюс”, в которой он был заместителем начальника. Начало ее было удачным в научном отношении. Все шло успешно и во время дальнейшей работы от Берингова пролива до северной части Чукотского моря. Однако из-за осложнений на трассе Северного морского пути экспедиция прервалась. “Северный полюс” и ледокол “Адмирал Макаров” были сильно зажаты льдами в Колючинской губе.
Тем не менее, Сомов не пал духом, строил новые планы исследований в Арктике.
Он был в числе тех, кто производил океанографическую съемку Арктического бассейна в 1948 – 1949 гг., увенчавшуюся крупным успехом. Им был открыт подводный хребет Ломоносова, разделяющий Арктический бассейн, тем самым сделано одно из величайших географических открытий ХХ столетия. Получены сведения о главных чертах гидрологического и ледового режимов самых труднодоступных районов Северного Ледовитого океана. За выдающиеся достижения в изучении Арктики большая группа полярников была в 1949 г. награждена орденами и медалями, а Михаил Сомов – высшим орденом того времени – орденом Ленина.
Весной следующего, 1950 г года, спустя 13 лет после высадки папанинцев на дрейфующую льдину, было принято решение об организации второй такой базы. Кандидатуры начальников обсуждались в Главсевморпути, Политуправлении, парткомах. В то время Сомов был беспартийным, и назначение его руководителем станции “Северный полюс-2” означало огромное доверие, в том числе вышестоящих организаций. В марте 1950 г. группу полярников в составе 16 человек во главе с Михаилом Сомовым высадили на льдину в Восточно-Сибирском море (дрейфующую в западном направлении), основав СП-2. Она состояла из нескольких групп. В океанологическую Сомов был включен рядовым наблюдателем-океанологом. Будучи начальником станции, он нес вахту наравне с другими гидрологами. В задачи группы входило выполнение гидрологических, гидрохимических, гидробиологических и гидрогеологических наблюдений. Кроме того, на Сомове лежала ответственность за выполнение программы научных исследований всех групп по объему и качеству. К тому же он вел стационарные наблюдения за арктическими льдами и проводил опытные работы по сохранению ледовых площадок для самолетов в период таяния, составившие основу для его докторской диссертации. С наступлением полярной ночи условия работы значительно осложнились.
Дрейф СП-2 был продлен до весны 1951 г., состав ее сократился до 11 человек.
Самые сильные испытания полярникам пришлось пережить на 11 месяце работы. Тогда в результате значительных подвижек льда и торошения, лагерь полярников был разрушен, и пришлось перебазироваться на другое место.
В апреле 1951 г. СП-2 завершила работу. В течение 376 дней она прошла извилистый путь общей протяженностью 2600 км. Получен богатейший научный материал. Работа полярников стала образцом для последующих станций. Успехи СП-2 подняли авторитет Сомова, сделав его национальным героем, открыли широкую дорогу для дальнейшей экспедиционной и научной деятельности. За большой вклад в изучение Арктики, проявленное при этом мужество и героизм, полярники были награждены орденами и медалями, а руководитель работ Михаил Сомов удостоен звания Героя Советского Союза.
В последующие годы также организовывались работы подобных дрейфующих станций, количество которых возросло до нескольких десятков. Они начинали свою работу обычно к северу от Чукотского моря и дрейфовали с востока на запад через Арктический бассейн в течение 3-4 лет. Когда станция выносилась в район Шпицбергена-Гренландия, она ликвидировалась. Вместо нее создавалась новая, с очередным номером.
Результаты анализа и обобщения научных материалов, полученных во время дрейфа, легли в основу докторской диссертации, которую Михаил Сомов успешно защитил в 1959 г.
По завершении трудного дрейфа на СП-2 Михаил Сомов к изучению Арктики больше не возвращался, но строил планы исследований на этот раз на противоположной стороне планеты – в Антарктике. Данное обстоятельство решающим образом было связано с Международным геофизическим годом, к подготовке и проведению которого подключилась Россия. Первую нашу антарктическую экспедицию было доверено возглавить именно ему. Новый этап полярных, на этот раз антарктических, исследований российскими учеными был начат в 1955 г., и он тесно связан с именем Михаила Сомова.
Началось с того, что в январе 1956 г. к ледяному континенту подошли два океанских судна “Обь” и " Лена", доставившие все необходимое для организации и функционирования станции. 13 февраля 1956 г. был поднят наш флаг над обсерваторией “Мирный”, руководителем которой был Михаил Сомов. Отсюда совершались полеты на самолетах и вертолетах для изучения окрестностей станции, организован санно-тракторный поход в глубь материка. Первой российской экспедицией были открыты также станции Пионерская – внутриконтинентальная, и Оазис – в прибрежном оазисе Бангера. В последующем в разных местах Антарктиды были организованы станции Молодежная, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузена, Русская и другие.
По возвращению из Антарктиды Михаил Сомов был назначен заместителем директора Арктического научно-исследовательского института, который вскоре стал не только арктическим, но и антарктическим. Имя его к этому времени стало широко известно не только у нас в стране, но и во всем мире. Когда по решению Международного совета научных союзов было принято решение создать Специальный (ныне Научный) Комитет по антарктическим исследованиям, Михаил Сомов был назначен в этот комитет постоянным представителем России.
В декабре 1959 г. в Вашингтоне представителями 12 стран-участниц исследований в Южной полярной области во время Международного геофизического года был подписан Договор об Антарктиде, который объявил ее зоной мира и провозгласил свободу научных исследований. В решение этой очень сложной международной проблемы внес свой вклад и Михаил Сомов.
Он говорил: “Чтобы не повторился печальный опыт тюленебойного и китобойного промысла в Антарктике, нужно уже сейчас проявлять заботу о сохранении ее природных ресурсов. Международное сотрудничество ученых должно послужить основой для совместного использования богатств Антарктиды, хотя на этом пути и возможны различные трудности”.
В 1959 г. Шведское общество антропологии и географии наградило его Золотой медалью “Вега”. Этой наградой, учрежденной в 1880 г. в честь шведской экспедиции Нильса Норденшельда, которая в 1878/79 гг. впервые прошла Северным морским путем (с зимовкой) из Атлантического океана в Тихий на судне “Вега”, отмечаются выдающиеся путешественники и ученые. Она была присуждена Фритьофу Нансену и Туру Хейердалу, а из русских исследователей до Михаила Сомова – только Борису Вилькицкому, начальнику экспедиции на ледоколах “Таймыр” и “Вайгач”, впервые совершившей сквозной проход по Северному морскому пути с востока на запад и открывшей в 1913 г. юго-восточный берег Северной Земли.
В 1961 г. Королевское географическое общество Великобритании также отметило заслуги российских ученых в исследовании Антарктики, наградило Михаила Сомова Золотой Медалью патронессы общества – королевы Англии.
Осенью 1962 г. он опять отправился на Крайний Юг, на этот раз – начальником 8-й, двухсезонной Российской антарктической экспедиции и, совершив плавание на “Оби”, возвратился на родину весной 1963 г., чтобы осенью этого же года снова направиться в Антарктиду во главе следующей, 9-й, на этот раз сезонной экспедиции.
В эту экспедицию Сомов отправляется на Ил-18, совершившем перелет из Москвы в Мирный через антарктическую базу Мак-Мердо. Домой он возвращается в мае следующего года на дизель-электроходе “Обь”. Это была последняя его экспедиция в Антарктиду.
Первая российская станция в Антарктиде – Мирный, организованная Михаилом Сомовым, до 1973 г. являлась главной береговой базой наших исследований на ледяном континенте. С годами поселок был заметен снегом, дома вросли в лед и стали непригодными для жилья и работы. Сомов еще дважды был в Мирном, в 1963 и 1964 гг., когда возглавлял упомянутые 8-ю и 9-ю сезонные экспедиции. Думал над тем, как поднять дома из-под снега на поверхность. Но сделать это оказалось невозможным. Главной базой нашей антарктической экспедиции стала станция Ленинградская, открытая в феврале 1971 г., когда Михаил Сомов был уже серьезно болен. Вместо деревянных домов на скалистых сопках, названных еще Сомовым Комсомольской и Радио, были построены новые дома из алюминиевых панелей. В последующем были построены и другие станции, но уже без него. Но Мирный существует и по сей день. Это своеобразный памятник началу изучения российскими людьми Антарктиды.
Море, омывающее берега станции Ленинградская, было в 1975 г. названо именем Сомова, а крупный дизель-электроход с названием на борту “Михаил Сомов” долгие годы бороздил океанские просторы, бывал в Арктике, подходил к Антарктиде, обеспечивая необходимым снаряжением и продуктами питания полярников.
Всю свою сознательную жизнь наш герой был на переднем крае. Все, кто встречался с этим замечательным человеком, кто делил с ним горе и радости, вспоминали самыми добрыми словами. Будут долго помнить его и потомки. Жизнь Михаила Сомова была всецело связана с путешествиями, организацией крупных научных экспедиций, внесших значительный вклад в познание тайн природы полярных стран. Любой человек позавидовал бы такой судьбе.
Статьи Сомова свидетельствуют о его незаурядном таланте и аналитическом складе ума. Был трудолюбив, корректен, легко сходился с товарищами, тактичен в отношении с подчиненными и слыл интересным собеседником, знавшим толк в острой шутке. За это знавшие его люди искренне любили.
Сомов еще при жизни стал знаменитым и принес славу России. Он долгие годы, особенно в 1950 – 1960-х, находился в гуще событий, которыми жила наша страна. Ведь освоение Арктики и Антарктики русскими людьми сопоставимо с освоением космического пространства.
Вникая в материалы, посвященные жизни и трудовой деятельности Михаила Сомова, невольно ловишь себя на мысли: не попади он в начале 1930-х годов на экспедиционные суда ТИРХа, где ему был уготовлен старт к познаниям гидрологических премудростей, кто знает, как бы закрутила его судьба. Однако прав был мудрец, который сказал: “Если чему-либо суждено случиться, то оно обязательно случится”.
И еще. Жители Владивостока, тем более новые поколения тинровцев, должны помнить, что Михаил Сомов начинал свой жизненный путь именно здесь, прославив Россию на века.
Жизнь его оборвалась 30 декабря 1973 г., на 66 году.
В поселке Комарово, что на Карельском перешейке под Санкт-Петербургом, на кладбище, где похоронены многие ученые и писатели, выделяется необычный надгробный камень – памятник. На нем бронзовый барельеф, а рядом – звезда Героя и надпись: “Михаил Сомов, 1908 – 1973”. Памятник воздвигнут из камня Антарктиды. Верхняя часть представляет собой гнейс, привезенный со станции Ленинградской, что на берегу моря Сомова. Нижняя – гарнокит, один из самых древних гранитов Земли, взятый на южной полярной станции Мирный.
Так друзья-полярники увековечили память о своем сподвижнике.