Газета «Рыбак Камчатки»

Война на реке Озерная продолжается

В прошлом номере «РК» был опубликован материал «Война на реке Озерная?». Он получил большой отклик. Большинство читателей просили поддержать колхоз «Красный труженик» (как его продолжают называть с советских времен). Но некоторые, звоня в редакцию, говорили, что журналиста ввели в заблуждение, а на самом деле все в Озерновском регионе совсем не так.

Чтобы выяснить, как там обстоят дела в действительности, я поехала в Озерную.

Любой ценой?

Учитывая, что в этом году на Опале нет переправы, путь от Усть-Большерецка в п. Озерновский занимает немало времени, а также требует выносливости и терпения. До Опалы добраться, в принципе, не очень сложно. Поток транспорта туда довольно плотный. Кроме грузовых машин, которые возят сырец на новый завод холдинга «Народы Севера» в Октябрьский, утюжат просторы тундры разного рода джипы, причем иногда непонятно с какой целью. Рыбаки в перерывах между заметами не отказываются перевезти людей на другой берег. А вот там можно уже долго ожидать, пока со стороны Озерной подойдет машина. Тем не менее, те, кому нужно, до пункта назначения добираются.

К вечеру пятницы (23 июля) до места добралась и я. И сразу отправилась на речку, где происходят те самые события, о которых я судила по документам и фотоматериалам, а теперь хотела убедиться в их достоверности воочию.

Сразу скажу: действительность превзошла все ожидания.

По странной случайности мой приезд в Озерную совпал с сильным толчком нерки в речку. На берегах сразу началось оживление. Сначала замет сделала бригада Озерновского РКЗ № 55 на первой тони. Следом – на второй тони – рыбаки ООО «Витязь-Авто». Третья тонь в этом году у РА «Колхоз Красный труженик». Бригада уже готовилась выходить на замет, когда в протоке появился «Урал». Мне показалось странным, что машина проехала в одну сторону, потом назад, затем снова туда-обратно… Однако уже через несколько минут все стало понятно.

Недалеко от устья реки Озерная есть небольшой островок, он разделяет основное русло, по которому основная масса рыбы идет на нерест, и мелкую протоку, в которую нерка заходит даже по приливу только когда рыбы очень много, что бывает чаще всего накануне шторма. В тот вечер погода заметно испортилась. Вероятно, уже делая замет, рыбаки на первых двух тонях увидели, что рыбы зашло очень много. Невода там, хотя и работают «в замок» (вопрос: почему органы рыбоохраны дают официальное разрешение на столь варварскую эксплуатацию реки?), были, естественно, полны. А значит, неплохой улов мог быть и у «Красного труженика» на третьей тони, и у ООО «Рыбхолкам» на четвертой…

Но, видимо, как раз этого и не собирался допустить «Витязь-Авто». И именно с целью перекрыть ход рыбы дефилировал «Урал» по протоке. Водителя, как и работников предприятия, находившихся на островке, ничуть не смущало, что с колхозной тони все происходящее фотографируют. Причем не только рыбаки бригады, но и явно постороннее лицо. Тем не менее, когда я дошла до места, с которого «Урал» ездил через протоку, машина прекратила свою «деятельность». Не удалось незаметно подойти туда и позже: водитель видел незваного визитера и, естественно, избегал встречи. Понятно, что даже сумей задать ему интересующие меня вопросы, ответа не дождалась бы.

Хотя он, по-моему, элементарно простой: любой ценой «удушить» колхоз.

Когда выхода нет

Между тем, все рядовые участники путинных событий в Озерновском регионе – местные жители (либо родившиеся, либо живущие там много лет). Сегодня многие из них, чтобы не потерять работу, вынуждены выполнять такие распоряжения «хозяев», что потом стыдно смотреть в глаза соседям.

Когда колхоз стали откровенно и жестко «давить», а это длится уже лет 6-8, люди долго оставались в рядах «Красного труженика». Но так не могло продолжаться долго. Ведь всем нужно жить. Содержать семью и дом, растить и учить детей… А у колхоза каждый год отнимали речные и морские участки. Так, сегодня у одного из старейших рыболовецких предприятий Камчатки, которое десятки лет было единственным пользователем здешних биоресурсов, осталась одна тонь на реке Озерная и два морских участка – на Явина и на Опале.

Да, люди вынуждены идти на предприятия, которые появились и укоренились в Озерной, используя любые методы, игнорируя законы чести, справедливости, порядочности. Для большинства это трудное моральное испытание, но иного выхода у них просто нет. И руководство рыболовной артели это понимает. Но что может сделать? В этом году впервые колхоз привез сезонных рабочих. А ведь всегда на путину в «Красный труженик» стояла очередь, но преимущества имели жители Запорожья и члены семей колхозников.

Но работая на добывающих и перерабатывающих предприятиях в Озерновском и Запорожье, местные жители, причем не только колхозники, оценивают ситуацию вполне однозначно: то, что происходит в Озерновском регионе, – беспредел.

Например, специалисты других заводов говорят: когда на второй тони работал колхоз, не возникало никаких инцидентов. Сделав замет, колхозные рыбаки давали рыбе подняться выше по течению, чтобы на всех тонях был нормальный улов. И рыбы, говорят люди, хватало всем!

Более того, ее и сегодня хватило бы, если бы ООО «Витязь-Авто» работало, соблюдая писаные и неписаные правила. Однако судя по поведению рыбаков его речной бригады, законность и прочая «ерунда» их мало волнует. Например, заметили, что я активно снимаю все, что происходит на реке, – и лодка, делавшая замет, демонстративно заходит за вешку, показывающую окончание рыболовного участка, метров так на 20-30. И это при том, что вешка эта стоит отнюдь не там, где должна, а на 170 м дальше.

По рыболовному билету протяженность участка ООО «Витязь-Авто» составляет 200 метров. Но в течение двух лет предприятие углубляло русло и отсыпало косу, которая как бы стала продолжением острова. К слову, заниматься углублением дна основного русла «Витязь-Авто» на законных основаниях не может, поскольку лицензию на эти работы сроком на 5 лет получил колхоз, еще будучи пользователем второй тони, а до истечения этого срока другой лицензии на тот же объект никто не имеет права выдать. Но мало того, что эти работы велись без разрешительных документов природоохранных органов. В результате землеройной деятельности «Витязь-Авто» намыл косу, которую и присовокупил к протяженности полученной тони, а она на сегодня составляет по факту 370 метров (против 200 метров по рыболовному билету).

О том, как на это смотрят инспекторы от федерального органа по рыболовству, я не узнала. Дело в том, что два инспектора не ходили по берегам Озерной, вымеряя, проверяя и т.д., а находились на том самом островке, где тонь «Витязя-Авто». С берега можно было увидеть, как иногда они выходят из балка, прогуливаются по берегу, но попыток «выйти в народ» что-то не наблюдалось. Правда, бригадир «Красного труженика» рассказывал, что на днях часа в два ночи один из инспекторов посетил колхозную тонь, однако общения, по сути, и не было.

Так что выяснить, почему ООО «Витязь-Авто» самодеятельно изменяет русло реки, отсыпает искусственную косу, увеличивает протяженность своей тони, препятствует рыбалке бригад, работающих выше, и еще много-много других вопросов, мне не удалось. Добираться вплавь на остров не было желания, а на лодке значило бы подвергать опасности рыбаков, зашедших на чужую территорию.

Порядочность сегодня не в цене…

Лет пять назад мне пришлось в Озерновском пробыть почти неделю. Прилетела на 2 дня, а задул «восточник» – вот и ходила по Озерновскому и Запорожью, знакомилась с жителями. Замечательные, открытые люди.

В этот раз я видела других людей. Нет, они вроде бы и остались прежними, но говорить с ними, как прежде, не получалось. Они боялись. А если что-то и говорили, то очень просили: только не упоминать их имен.

Да что там местный рабочий люд (которого некоторые предприятия в Озерновском принимают на работу с двумя заявлениями, второе – на увольнение без даты), если руководители нескольких перерабатывающих предприятий соглашались беседовать при условии, что никаких ссылок на них быть не должно…

Атмосфера недоверия, а порой и откровенного страха, неискренности, настороженности – вот что сегодня вы увидите, приехав в Озерную. Если приходилось бывать там раньше, разницу почувствуете.

И в Петропавловске, и в Усть-Большерецке, и в Озерной мне пришлось за последние несколько дней услышать: колхозники сами виноваты.

И я не буду с этим спорить.

Да, колхозники, вы сами виноваты!

Вы виноваты в том, что не научились предавать, делать подлости, строить козни и плести интриги, смотреть на людей как на быдло, презирать честность, порядочность, добрые соседские взаимоотношения, сентиментальные чувства и сострадание к ближнему…

Нет, от того, что вы остались прежними, к вам множество людей не будут относиться хуже, чем прежде, скорее, наоборот.

Но в той войне, которую затеял против «Красного труженика» «Витязь-Авто», благородство не будет ни оружием, ни броней. Благородство и честность – те качества, которые в современном бизнесе не жалуются, не популярны и не в почете. Потому что у таких бизнесменов есть высокие покровители, исповедующие одну с ними веру.

«Деньги не пахнут», – утверждают они. Неужели? А если вспомнить, как появилось это изречение? Его произнес в ответ своим возмущенным детям один из римских императоров, который ввел в древнем городе налог на общественные туалеты.

Впрочем, у наших местных олигархов, возможно, просто с обонянием не всё в порядке. А если что, то ведь на дорогие дезодоранты и всякий парфюм деньги у них найдутся. Так что спокойному сну их совести и человеческой добропорядочности ничто не помешает.

Елена ФЕДОРЧЕНКО.