Ретейлерам предложили поумерить аппетиты
Антимонопольные органы пришли к выводу, что действия торговой сети «МЕТРО Кэш энд Керри» создают дискриминационные условия для поставщиков рыбы и рыбной продукции.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы 28 ноября 2011 г. признала факт создания торговой сетью «МЕТРО Кэш энд Керри» (ООО) дискриминационных условий для поставщиков рыбы и рыбной продукции, сообщили в пресс-службе ФАС. Такие действия торговой сети являются нарушением п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 381 от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Напомним, до принятия закона о торговле основные претензии к ретейлу со стороны поставщиков заключались, во-первых, в систематических задержках оплаты поставленной продукции, а во-вторых, во взимании за размещение товаров на полках, за «вхождение в сеть» так называемых «бонусов», то есть дополнительного вознаграждения для торговой сети. В окончательной редакции Федерального закона были четко прописаны сроки расчета за продовольственные товары, а максимальная «премия» торгового предприятия ограничивалась 10%.
После вступления закона в силу сети формально привели в соответствие с новыми требованиями договоры поставки, убрав из них «бонусы», «премии» и другие виды вознаграждений. Но как пояснили РИА Fishnews.ru в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, теперь с поставщиками, желающими сотрудничать с ретейлом, заключали контракт только при условии подписания им дополнительного договора об оказании маркетинговых и рекламных услуг со стороны торговых сетей. Фактически эти услуги навязывались производителям, вне зависимости о того насколько последние были в них заинтересованы. Что это за услуги, в каком объеме и качестве они предоставляются и каким способом – зачастую оставалось неясным, зато средства на их оплату со счета поставщика списывались регулярно.
«В Ассоциацию стали поступать жалобы от наших участников – производителей и переработчиков рыбной продукции, которые непосредственно поставляли свою продукцию в торговые сети. Больше всего проблем было с «МЕТРО Кэш энд Керри». Переговоры с руководством сети ничего не дали, поэтому мы были вынуждены обратиться в государственные органы. Мы представили все документы в Федеральную антимонопольную службу, которая на этом основании возбудила дело о нарушении конкуренции в отношении «МЕТРО Кэш энд Керри»», – рассказал исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Роман Костак.
Изучив все материалы, комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление стоимости услуг, предоставляемых «МЕТРО Кэш энд Керри» поставщикам, направленных на продвижение и увеличение объемов продаж продовольственных товаров, в зависимости от товарооборота по договору поставки создает дискриминационные условия. Комиссия предписала торговой сети прекратить нарушения.
«Дело в отношении «МЕТРО Кэш энд Керри» – первое дело Центрального аппарата ФАС России о нарушении антимонопольных норм закона о торговле. Оно прецедентно, так как аналогичные признаки нарушения, выразившиеся в создании дискриминационных условий при установлении платы за оказание маркетинговых и подобных услуг в зависимости от объема поставленного товара, мы усматриваем в действиях и ряда других торговых сетей», – отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
По мнению представителей Ассоциации, вынесенное комиссией ФАС решение – это четкий сигнал всему рынку: как торговым сетям – о том, что нужно работать по закону и выстраивать цивилизованные отношения с поставщиками, так и другим отраслевым объединениям – если вас притесняют, нужно не бояться, а консолидироваться и аргументировано отстаивать свои позиции с привлечением, если это необходимо, государственных органов.
РИА Fishnews.ru