Новости
Председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Олег БРАТУХИН

Будущее отрасли определяется сегодня

Важнейший вопрос развития рыбного хозяйства страны в противоречии: строительство современных судов не станет обременением для «длинных» квот, отмечает председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» Олег Братухин.

Страсти по распределению рыболовных квот продолжаются, констатирует председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» Олег Братухин. «По сути именно сегодня решается будущее отрасли, российской продовольственной безопасности и российской глобальной конкурентоспособности: будем ли мы хромающими аутсайдерами, мышкующими в своей экономзоне, или глобальными лидерами, в том числе в Мировом океане. Это зависит именно от ближайших решений», - подчеркнул в статье на сайте Fishnews эксперт. По его словам, благие намерения в условиях несистемных телодвижений со стороны государства при давлении со стороны бизнеса могут привести к плачевному результату.

«Судя по результатам совещания о социально-экономическом развитии Архангельской области, которое не так давно провел Президент России Владимир Путин, «исторический» принцип распределения квот на вылов водных биоресурсов все-таки претерпит изменения уже в ближайшем будущем», - считает Олег Братухин. По мнению руководителя «Русской пелагической исследовательской компании», принцип закрепления «квот под киль» все-таки будет реализован, но в то же время он будет соседствовать с «историческим принципом». Правительство согласно увеличить срок закрепления квот до 20-25 лет одновременно с обременения рыбаков. Обременением, скорее всего, будет строительство новых судов на отечественных верфях.

Эксперт отметил, что выбирать рыбакам, видимо, не придется - решение практически принято. «В самом этом подходе нет ничего странного, поскольку в развитых экономиках бизнес добивается своей цели – извлечения максимальной прибыли – исключительно в рамках государственных интересов. Там никому и в голову не придет утверждать, что задачей чиновников является отстаивание интересов бизнеса, как давно считается у нас и как дословно заявил недавно руководитель крупнейшего отраслевого объединения рыбаков», - обратил внимание автор статьи. Однако, заметил он, результат как обычно определяется деталями.

«То, что государство наконец-то задумалось о том, как можно наиболее разумным образом использовать национальные биоресурсы (квоты), можно только приветствовать, поскольку закрепление квот за компаниями сначала на 5, а затем и на 10 лет не могло привести по определению и не привело на практике к обновлению флота, что было одним из основных обоснований необходимости закрепления квот», - отметил Олег Братухин.

Он предлагает посмотреть, как реализуется вполне разумная инициатива государства. Сегодня в Правительстве обсуждается обременение рыбаков в виде строительства новых судов на отечественных верфях. Эксперт считает эту инициативу странной потому, что использование новой техники всегда направлено на увеличение экономических показателей и увеличение прибыли, что и является главной целью бизнеса. То есть обновление любой техники по определению происходит исключительно в интересах бизнеса.

«В развитых экономиках так и происходит повсеместно – в каждом сегменте рыбной отрасли создаются все более и более современные и эффективные суда, - рассказал глава «Русской пелагической исследовательской компании». В пример он привел строительство ярусоловов нового поколения в США, которые по производительности выпуска продукции почти в 3 раза превышают показатели судов предшествующего поколения, и создание современных, экологически чистых траулеров для добычи и переработки трески в Норвегии.

«Поэтому, по общепринятым представлениям, нашим рыбакам предлагают «масло масляное» - увеличить срок закрепления квот плюс современные суда, позволяющие с каждой тонны квот получать минимум в 2 раза большую прибыль. Как же это может стать обременением?», - задается вопросом Олег Братухин.

В этом противоречии, считает он, важнейший вопрос развития отрасли. «По сути, государство сегодня пытается применить важнейший принцип развития национальных экономик - использование природных ресурсов (национальных квот на водные биоресурсы), для развития смежной отрасли экономики - в данном случае судостроения, - констатировал эксперт. - В целом этот подход используют либо пытаются использовать многие национальные экономики».

Однако именно его детали определяют результат, который может быть как положительным, так и отрицательным, подчеркнул руководитель «Русской пелагической исследовательской компании».

Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.

  • Председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Олег БРАТУХИН
  • Рис. 1. Внешний вид построенного судна
  • Таблица 1. Результаты работы лучших траулеров-процессоров на промысле минтая в США в сезон 2013г.
  • Рис. 2. Мировой опыт: государственные, отраслевые цели в развитых экономиках
  • Диаграмма 1. Промысел минтая в США
  • НазадМетки: норвегияправительствосудостроениесша
    Поиск по дате / Календарь новостей
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • 29
    • 30