Ярусный промысел стал кормушкой для косаток
Ассоциация «Ярусный промысел» совместно с учеными подготовит программу исследования популяции косаток в Охотском море и оценки ущерба, который морские хищники наносят рыболовству.
Впервые со случаями воровства рыбы с ярусов рыбаки столкнулись на промысле тунца в районе островов Ява и Новая Гвинея в начале 1950-х гг. В последующие годы подобные проблемы стали возникать у рыбаков Австралии, Южной и Северной Америки, Новой Зеландии, Скандинавии. Несмотря на то что рыбаки и специалисты разных стран уже много лет пытаются решить вопрос с нахлебничеством косаток, эффективного способа спасти уловы до сих пор не найдено.
В Охотском море косатки стали досаждать рыбакам относительно недавно – примерно с конца 1990-х гг. Их влияние на ярусный промысел палтуса крайне малоизучено. По оценкам самих промысловиков, из-за хищничества косаток они теряют до 60% улова. «За последние 15 лет проблема достигла таких масштабов, что рентабельность лова палтуса ярусом фактически сошла на нет и находится на грани окупаемости расходов на промысел. О какой-то прибыли говорить сложно, потому что объедается по данным капитанов от 30 до 60% улова. Это несмотря на все ухищрения, на которые идут капитаны, используя различные меры по отпугиванию хищников», – рассказал Fishnews президент Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев.
По его словам, основные проблемы возникают на промысле синекорого палтуса. Вкусовые предпочтения косаток – это жирная рыба. Они с удовольствием объедают в Антарктике клыкача, не брезгуют жирным тунцом и едят синекорого палтуса. Другую рыбу, как правило, не трогают.
«В принципе косатки дают ярусоловам спокойно работать только во время хода лососевых. В июле, августе, сентябре они переключаются на лососевых – гоняют чавычу, ловят нерку. Каждой косатке в день нужно минимум 150 кг рыбы, поэтому было бы очень полезно понимать размеры популяции для реальной оценки ее влияния на состояние рыбных запасов», – считает руководитель ассоциации.
Численность поголовья косаток в Охотском море и их популяционная структура до сих пор не становились предметом специальных исследований, поскольку этот вид до начала 2000-х годов не имел здесь промыслового значения. В результате российские и зарубежные оценки колеблются в диапазоне от нескольких сотен до десятков тысяч голов. Перемещения косаток также изучены очень слабо. Неизвестно, когда и откуда они появляются в Охотском море, остаются ли там на зимовку или уходят, когда большая часть акватории покрывается льдом.
«На минувшей неделе в рамках международной конференции «Морские млекопитающие Голарктики» в Санкт-Петербурге я встретился со специалистами, которые занимаются изучением косаток. 24 сентября мы провели круглый стол по этой проблеме и в общих чертах определились с планом исследовательских работ, которые мы можем выполнить в 2015 г. Ассоциация уже направила письмо на имя главы Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова с просьбой включить наши предложения в госзаказ Росрыболовства по научным исследованиям», – рассказал Михаил Зайцев.
Напомним, в рамках международного конгресса рыбаков во Владивостоке глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил о том, что ждет от отраслевых объединений предложений по перспективным объектам и районам исследований для включения их в программу ресурсных исследований.
При организации согласованных научных наблюдений с судов ярусного промысла специалисты рассчитывают получить данные о количестве косаток в районе промысла и сезонной динамике их численности, которые могут существенно расширить представления науки о популяционной структуре и миграции морских млекопитающих. В свою очередь наблюдения за особенностями поведения косаток при снятии палтуса с крючка, в том числе путем подводных съемок, дадут возможность оценить величину ущерба для рыбного промысла и разработать предложения по его снижению.
Ассоциация «Ярусный промысел» намерена продолжать работу в этом направлении совместно с Федеральным агентством по рыболовству, ВНИРО, ТИНРО-Центроми научно-исследовательскими институтами РАН.
Fishnews