Минвостокразвития: К «инвестиционным квотам» через аукцион
В основе системы распределения квот на инвестиционные цели должны лежать конкурентные процедуры, считают в Министерстве по развитию Дальнего Востока. В ведомстве настаивают на том, что нужно объявлять аукцион для желающих построить судно и получить под него промысловые лимиты.
Минвостокразвития входит в число ведомств, ответственных за подготовку порядка распределения квот вылова на инвестиционные цели. В письме, направленном в ноябре в Минсельхоз, Министерство по развитию Дальнего Востока предложило распределять доли квот «применительно к строительству судов рыбопромыслового флота на российских верфях» на открытых аукционах. На торги, как заявили в Минвостокразвития, должно выставляться право заключения инвестиционного соглашения на постройку судна.
Побеждать на аукционе, говорилось в письме, должен тот, кто предложил наибольшую плату за право заключения соглашения на постройку судна, а деньги должны идти в федеральный бюджет. Однако Минсельхоз заявил, что идея с торгами противоречит самой концепции господдержки.
В Министерстве по развитию Дальнего Востока, тем не менее, по-прежнему убеждены, что при распределении «инвестиционных квот» нужно использовать аукционы. В отрасли сегодня не хватает конкурентных механизмов, предоставление квот под постройку флота – шанс запустить в рыбном хозяйстве экономические процессы, основанные на честной конкуренции, отметил в беседе с корреспондентом Fishnews директор департамента обеспечения инвестиционных проектов Александр Крутиков.
В министерстве полагают, что квоты под постройку судов будут весьма востребованными – поэтому государство должно обеспечить открытый конкурентный механизм их распределения.
Схема распределения «инвестиционных квот» успешно заработает, если бизнес увидит, что его ждут гарантированные окупаемые вложения, считают в Минвостокразвития.
По словам Александра Крутикова, предлагается использовать модель из пяти шагов. Первое – Минсельхозу, Росрыболовству определить приоритеты рыбопромыслового судостроения, ведь «квоты под инвестиции» составят ограниченную часть общего допустимого улова и весь флот за счет них не обновить. Например, основа экономики Дальневосточного бассейна – минтай, поэтому новые суда необходимо строить в первую очередь для долгосрочного обеспечения его промысла, полагают в министерстве.
Второе – под эти приоритеты купить проекты судов, конкурентных по цене и техническим характеристикам. Этим, считают в Минвостокразвития, должно заняться Министерство промышленности и торговли совместно с отраслевым бизнесом. Кроме того, должны быть определены одна – две верфи для постройки судна: большее количество экономически нецелесообразно, так как нужно обеспечить серийное производство, рассказал Александр Крутиков.
Третий шаг – рассчитать минимальную загрузку судна квотой: так, чтобы объем был интересен потенциальному пользователю и окупал его инвестиции, а государство за 20% «инвестиционных квот» обеспечило строительство как можно большего количества судов.
Четвертое – провести открытый аукцион на строительство каждого судна. Пятое – заключить инвестиционное соглашение, согласно которому бизнес берет на себя обязательство профинансировать строительство судна на российской верфи. А государство обязуется, во-первых, предоставить квоты на 15 лет после ввода судна в эксплуатацию, во-вторых, застраховать сроки и стоимость его строительства, в-третьих, зачесть в стоимость строительства судна утилизационный сбор, если победитель аукциона имеет старое судно и готов его утилизировать.
«Инвестору еще до того, как он построил судно, нужна гарантия, что он в дальнейшем получит ресурс», – обосновал позицию ведомства Александр Крутиков. Он отметил, что итоговая система распределения «квот под инвестиции», конечно, может отличаться от предлагаемой Минвостокразвития, главное – чтобы механизмы в ее основе были прозрачными и конкурентными.
Fishnews