Газета "Рыбак Сахалина"
10 марта 2011 года

Последнее китайское предупреждение президента

Так сколько же зарабатывал камчатский полковник милиции Широков?

В государственных и муниципальных органах власти и управления началась новая эпопея подготовки деклараций о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих, в т.ч. их жен и детей. В прошлом году это было сделано впервые с требованием доступа к данным декларациям всем желающим. И поэтому они были вывешены на сайтах соответствующих ведомств. Кое-где до сих пор можно ознакомиться с этими декларациями, к примеру, на сайте правительства Камчатского края, где-то эти декларации быстро убрали.

Президент Д. Медведев 13 января с.г. провел заседание Совета по противодействию коррупции, где поручил налоговым органам и Генпрокуратуре проверить достоверность данных, представленных госслужащими в декларациях о доходах, до 1 апреля 2011 года. Проверка, по мнению президента, должна проходить под общественным контролем. «Я думаю, что проверять достоверность и полноту сведений могут, собственно, не только сами государственные органы, которые занимаются этими декларациями: Госналогслужба, другие структуры, здесь должен присутствовать более высокий элемент публичного контроля», – сказал Медведев (наверное, имеется ввиду «гражданское общество»).

Глава государства считает необходимым оперативно реагировать на сведения о коррупционных преступлениях. Он подчеркнул, что эта информация должна изучаться не только журналистами и Интернет- пользователями, но и властями. Медведев отметил, что когда «люди месяцами пишут об одних и тех же правонарушениях, это, как минимум, повод для проверки».

Таким образом, глава государства дал чиновникам 1001 китайское предупреждение! Они, конечно, не кинулись покупать памперсы для взрослых и вазелин, и им совсем не страшно.

Декларируя доходы, хорошо было бы сопоставить их с расходами, особенно по-крупному. Но никто и нигде еще не провел публичную проверку таких данных. Нет такого уполномоченного органа. А в рамках правоохранительной системы действует презумпция невиновности и УПК РФ. И чтобы провести сплошную проверку собственности у должностных лиц или их ближайшего окружения, требуется завести уголовное дело. Но без убедительных фактов, свидетельствующих о совершении коррупционных действий, такое дело завести не представляется возможным. А если еще это лицо обладает депутатской неприкосновенностью, то дело вообще труба. Только иногда в некоторых источниках четвертой власти, в средствах массовой информации, всплывают подчас данные о наличии, например, зарубежных замков, яхт и т.п. у тех или иных должностных лиц. Но такая информация больше похожа на сплетни и слухи. Получается тупиковая безысходность.

ВЕСНОЙ 2008 года в спешном порядке из милиции уволился заместитель начальника СОБР УБОП УВД Камчатского края полковник Евгений Широков. Ему предложили возглавить Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (СВТУ). Его кандидатуру перед руководителем Росрыболовства А. Крайним пролоббировал А. Чистяков, начальник управления «Россельхознадзора» Е. Доморацкий (бывший начальник УБОП). Камчатке предстояло распределить на 20 лет рыболовные участки, и не последнюю роль в этом дележе играло СВТУ. Поэтому нужен был свой послушный, исполнительный человек, каковым и был Широков. В настоящий момент он с прошлого года возглавляет Сахалино-Курильское территориальное управление ФАР (СКТУ), и в этом году на Сахалине должен организовать закрепление рыболовных участков на 20 лет.

В настоящий момент бывшие камчатские собровцы возглавляют теруправления на Камчатке (Игорь Капелюх), на Сахалине (Евгений Широков), в Хабаровске (Виктор Стамбакио). Кроме руководителей бывшие собровцы занимают и другие посты в СВТУ. Напомню, что бывший начальник Камчатского УБОП Сергей Доморацкий возглавлял до декабря 2010 года камчатский Россельхознадзор. Неплохая карьера. Такое впечатление, что они всю жизнь занимались рыбой, ихтиологией, ветеринарией.

УРОЖЕНЕЦ Мильково Евгений Широков закончил училище внутренних войск. Из ВВ Широков перешел на службу в милицию. Обладая хорошими физическими данными, высоким ростом и физической силой, в итоге он оказался в СОБРе (спецотряд быстрого реагирования).

Что такое СОБР? Это вам не ОМОН (Отряд Механической Обработки Населения) – дубинка власти, которых применяют для разгона демонстраций, митингов и пьяных гопников. ОМСН (экс-СОБР) действует, когда ОМОН уже не справляется. Говорят, что хорошо помогает от террористов. Экипированы покруче армейского спецназа. Много времени уделяют физподготовке. Камчатские спецназовцы любят игру в жесткое регби. А также ходят почти все со стрижеными затылками и набитыми кулаками, смахивая на киногероев американских боевиков из числа «морских котиков» и «зеленых беретов». С таким же затылком ходил и Широков, голубой мечтой которого были полковничьи погоны. И он их получил. Бывший начальник УВД А. Федоров отправил незаконно на него представление, т.к. должность у Евгения Павловича была подполковничья. В представлении перечислялись его геройские подвиги в командировках в Чечню и прочие заслуги.

У ЕВГЕНИЯ Широкова была любовь со школьной скамьи. И на этой мильковской девушке он женился.

В 90-е годы, работая оперуполномоченным СОБР, Широков подрабатывал охранником у председателя коллегии адвокатов «Камчатка-Восток» Владимира Крузе. Маститому адвокату, видимо, льстили находившиеся с ним рослые бритые затылки с корочками ментов и во всеоружии. Волею судьбы Евгений Широков познакомился с женой адвоката Евгенией Крузе, которая до сих пор числится в реестре камчатских адвокатов, и впоследствии она стала женой Широкова. Евгения – умная женщина, красивая, с шармом, и Широков был влюблен в нее.

3 декабря 2000 года Камчатка выбирааи губернатора. Владимир Крузе приехал на 26 км, чтобы проголосовать с молодой женой. И возле порога Дома офицеров был убит двумя выстрелами из пистолета ТТ почти в упор – на глазах жены и малолетнего сына.

После смерти Владимира Крузе его бывшая жена Евгения долго делила имущество с его первой женой, но в итоге ей досталось почти все. Владимир Крузе во время адвокатства время зря не терял и пытался воткнуться в рыбный бизнес. Его коммерция также перешла по наследству Евгении, ставшей Широковой. И вот тут возможности мужа-собровца очень пригодились для развития бизнеса жены. Во-первых, это надежная крыша. Во-вторых, возможности к расширению коммерции.

ЕВГЕНИЙ Широков, как угорелый, в путину носился по рекам Камчатки, в основном по западному побережью. Каждое лето группа оперативников СОБР УБОП (порядка 10 человек) направлялась в командировку на лососевую путину для борьбы с незаконным выловом и браконьерством. Примерно столько же «собровцев» уходили в отпуск, но потом оказывались все равно на реках с оружием и в форме. Причем, их командировки совпадали, как правило, с теми реками, на которых рыбачили фирмы, в которых значилась учредителем жена Широкова.

Еще в конце 90-х в спецслужбы и милицию поступала оперативная информация, что браконьерские бригады на реках пытаются контролировать сотрудники органов внутренних дел, в том числе из УБОПа. Якобы сначала с хозяина рыбалки брали откупную в сумме 10 тыс. долларов и лови – не хочу. Потом аппетиты стали расти, и с бригад требовали до 50 % добытого, взамен предлагая крышу. Потом стали требовать вводить в учредители фирм своих людей, чтобы фактически контролировать полностью всю рыбопродукцию и выручку. Тех, кто не соглашался, – «уничтожали». Порой их браконьерские станы и имущество в виде лодок, моторов и пр. взрывали, сжигали и даже снимали это на видеокамеру, чтобы потом показать по ТВ и отчитаться о своей доблестной работе. Если же фирма была полубраконьерская, т.е. имела лимиты, но занималась переловом, то на нее натравливали СЭС, проверки других контролирующих органов. Всяческими путями изымали икру или в аэропорту при отправке, или при перевозке, а потом похищали с места хранения, или продавали подставным фирмам «по 3 копейки». В общем, создавали массу препон, и работать не давали.

В результате подобной деятельности СОБРа и самих органов рыбоохраны основательно подорваны запасы лососевых, нерестящихся во многих реках западного побережья: Явина, Кошегочек, Голыгина, Опала, Колпакова, Кихчик, Большая, Пымта и др. Всё это говорит об «эффективности» охранных мероприятий рыбводом и милицией. Рыбное стадо активно уничтожается под неусыпным оком людей в погонах, а зачастую при их прямом участии. Здесь уместно проанализировать и роль науки, во главе с маститыми учёными, с молчаливого согласия которых происходит то, о чем уже много лет пишется и говорится на Камчатке.

В итоге Е. Широков стал большим специалистом в области рыбы. Его жена являлась соучредителем в четырех коммерческих структурах, связанных с добычей рыбы: «Большерецкое», «Скит», «Спектр», «Андар».

В 2007 году была информация, что с реки Опала вывезено 40 т неучтенной икры. И якобы она вывозилась вертолетами, заказанными камчатским УВД. В полетном задании писалось, что вертушка летит на поиск браконьеров, а на самом деле вывозила икру.

Браконьеры и легальные рыбаки знали, что на реках «собровцы» из УБОПа имели неограниченную власть. Это на своей шкуре ощутили даже некоторые сотрудники«Россельхознадзора осмелившиеся составить протоколы и конфисковать орудия лова у браконьеров, промышлявших под крышей милиции. Им потом очень больно дали по рукам, чтобы не лезли не в свой огород.

В 2008 году в пожарном порядке руководителем СВТУ ФАР назначили полковника Евгения Широкова. Слухи о его богатстве уже ходили по УВД. Это было видно не только по крутой машине. Имея жену в учредителях прибыльных фирм, не ездить же мужу на «уазике»?

Фирмы, в которых числилась учредителем Евгения Широкова (Крузе), были наделены рыболовными участками на 20 лет. Точное число автору не известно, это можно легко узнать в рыбном департаменте. Что-то порядка 15-20 участков. Которые Евгений Широков, вернее, Евгения с компаньонами решили продать фирмам, контролируемым рыбным магнатом Василием Полукаровым, совладельцем «Океанрыбфлота». Последняя контора пытается под себя подмять всю нерку в Озерной. И продали за 16 млн. долларов. Как Широков разделил выручку, не известно, но говорят, что соучредители остались недовольны.

К этому моменту Евгений Широков нашел новую молодую 23-летнюю жену. И с Евгенией расстался. Но брак, говорят, не расторгли, поскольку есть имущественные проблемы. Также по имеющейся информации Широков отдал жене «откупные» в сумме 156 млн. рублей и шикарный дом на ул. Макарова,18, в Сероглазке. Вот он на фотографии.

СВОЮ статью я начал с деклараций о доходах. Оную полковника милиции Евгения Широкова я нашел с трудом на сайте Федерального агентства по рыболовству. Декларация об имуществе его семьи за 2009 год.

Оказывается,лично Евгений Павлович Широков гол как сокол. Кроме зарплаты за 2009 год в 1,3 млн. рублей на нем ничего больше из имущества не числится.

Евгения Широкова заработала адвокатской практикой 2,2 млн. рублей. На ней также числятся «Лендкрузер» и «Лексус». На последнем с номером «003» рассекал Широков и ездит во время своих приездов на Камчатку. Также на бывшей супруге числятся 4 больших земельных участка, большой дом, 6 квартир, 3 гаражных бокса и нежилое помещение. Трудно сказать, что нажито покойным Владимиром Крузе, что ею лично, а что полковником милиции.

По неподтвержденной информации, полковник Широков за свои средства построил большой дом на 26 км для матери новой молодой жены и дом под Москвой. Куда он намеревался переехать на ПМЖ после продажи бизнеса, но был «сослан» на Сахалин провести «операцию» по закреплению рыбопромысловых участков на 20 лет, как и на Камчатке. А Сахалин это далеко не Камчатка. У нас 130 тыс. тонн добытого лосося преподносится как небывалый успех, а на Сахалине легко берут гораздо больше.

Так вот, я думаю, что в 2008 году и ранее Широков с женой зарабатывали не больше. Скорее всего, суммы были меньше. Но как они умудрились обзавестись такой недвижимостью? И здесь дело не в зависти и желании подсмотреть, что в чужом кармане, хотя человеческое любопытство играет свою роль.

Не было ли здесь коррупционных проявлений? Не использовал ли полковник Широков свое положение, будучи на службе в органах внутренних дел, для семейного бизнеса? Может, он или жена получили премию мира или им подарил деньги старый закадычный друг. А, может, доли в учредительстве фирм Евгения Широкова продала легально, все налоги уплатила – и можно все легко проверить, на какие шиши построен семейный дом и приобретены квартиры, где куплены стройматериалы, на какие зарплаты куплены джипы и пр.

Напомним, что бывший начальник камчатского УБОП и руководитель управления Россельхознадзора полковник милиции Сергей Доморацкий также построил себе очень дорогой домишко на Северо-Востоке стоимостью в несколько миллионов долларов. И, по имеющимся сведениям, приобрел элитное жилье в Нижнем Новогороде. При этом он не работал в частном бизнесе и на свою зарплату в жизни бы не заработал на такие дома. Большой 2-этажный дом там же приобрел бывший начальник Камчатского РУ ФСБ генерал Евгений Лаухин.

В НАСТОЯЩЕЕ время на федеральном уровне, в регионах, при партиях и общественных организациях создано такое количество всевозможных комитетов, советов и центров по борьбе с коррупцией, что коррупционеру, казалось бы, некуда деваться. Этой проблематикой занимается и Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, и Национальный Антикоррупционный Совет, и Общественный антикоррупционный комитет. На сайте Росрыболовства и других сайтах федеральных органов есть виртуальные ящики для сообщений о коррупции. Разработан целый портфель документов: от «Национальной стратегии противодействия коррупции» до Кодекса чиновника. Но достигается ли цель, поставленная Президентом РФ: «Нужно создать систему, при которой воровать у государства будет опасно и невыгодно». Надо признаться, что нет, не достигается. Серьезным рычагом в противодействии коррупции стало бы принятие закона о контроле за расходами, но пока такого механизма нет. Хотя полномочий у прокуратуры, налоговой службы, ФСБ, милиции никто не отменял. Их достаточно, чтобы проверить возникшие подозрения. Понятно, что противозаконно обвинять человека в воровстве, если в свое время не было заведено уголовное дело, доведенное до соответствующего решения суда. Тем более действует презумпция невиновности.

Но как можно реально выполнить условия задачи, поставленной Президентом РФ Дмитрием Медведевым по созданию антикоррупционной системы? Ведь получается, что в России сейчас коррупция – это не просто коррупция, а это средство управления вертикалью. Если чиновник не замаран, он далеко по лестнице не пройдет. Потому что не будет того крючка, за который его можно зацепить. Раньше чинуши были связаны партийными узами, сейчас коррупционными. И если Медведев не доведет свои начинания до конца, то все его помыслы и идеи останутся трепотней. Тогда действительно мы народ, который достоин стойла, ярма с бубенцами и барина с кнутом.

В свою очередь, чтобы понять, работает ли механизм проверки на что нажито добро, редакция отошлет запросы в Генеральную прокуратуру, в Федеральное агентство по рыболовству по Е. Широкову, в Россельхознадзор по С. Доморацкому. А потом сообщим читателям о полученных ответах. Хотя вышеозначенные лица могут по своей инициативе поведать нам эти «секреты». Мы готовы предоставить газетную площадь.

*Игорь КРАВЧУК. Газета «ЧАС ПИК»

Газета “Рыбак Сахалина” № 9 10 марта 2011 г.*