Газета "Рыбак Сахалина"
15 октября 2015 года

О сырьевом обеспечении проекта «Доступная рыба»

​Губернатору Сахалинской области, председателю комиссии по регулированию вылова анадромных видов рыб в Сахалинской области О.Н. Кожемяко.

Уважаемый Олег Николаевич!

Предприятия – участники Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» (далее – АСРКС) высоко оценивают и поддерживают реализацию социальной программы «Доступная рыба», находящейся на постоянном контроле у правительства Сахалинской области.

С нашей точки зрения, только таким путем можно обеспечить население области качественной, безопасной рыбопродукцией по приемлемым ценам и не прибегать к закупкам рыбы на материке.

К сожалению, в текущем году основная для Сахалина лососевая путина не оправдала ожидания рыбаков. В заливе Терпения и остальной части юго-восточного Сахалина, где сосредоточены основные перерабатывающие мощности и основные районы проживания населения, подходы горбуши практически отсутствовали, что послужило определенным препятствием для обеспечения населения традиционной продукцией.

Несмотря на это предприятия АСРКС, в полной мере осознавая степень своей социальной ответственности и исходя из фактических возможностей, откликнулись на предложения правительства Сахалинской области поставить в областные розничные сети возможный ассортимент производимой продукции, а также обеспечить перерабатывающие предприятия, не имеющие своей добычи (ООО «Янтарное», ООО «СПТК» и другие) сырьем для выпуска продукции с более высокой степенью переработки (копченая, вяленая, соленая). Совершенно понятно, что ввиду небольших подходов тихоокеанских лососей предприятиям было достаточно сложно избежать увеличения стоимости сырья по сравнению с прошлыми периодами.

В этой связи у руководства АСРКС и предприятий ассоциации вызывает крайнее удивление в отношении действий администраций государственных рыбоводных заводов ФГБУ «Сахалинрыбвод», которые после закладки икры на инкубацию, также занимаются реализацией потрошеной кеты. Насколько нам известно, весь объем потрошеной кеты, а это по нашим осторожным оценкам составляет порядка 1500 тонн, уходит по чисто «символическим» ценам в «неизвестном направлении», но не на сырьевое обеспечение предприятий, входящих в программу «Доступная рыба», который мог бы решить многие не решаемые сегодня вопросы.

Кроме этого существует еще одна непонятная для нас ситуация: а сколько вообще кеты зашло в Найбу, Тымь, Лютогу? Кто вёл её учёт, сколько рыбы прошло через «забойки» рыбоводных заводов? Почему рыбоучётные заграждения, даже просто для учёта, были поставлены только в конце кетовой путины? На протяжении последних нескольких лет рыбоучётные заграждения устанавливались в самом начале специализированного промысла кеты для осуществления, в первую очередь, учета захода производителей в реку. Однако в путину 2015 года практически на каждом заседании комиссии по регулированию вылова анадромных видов рыб в Сахалинской области представители правительства Сахалинской области, Сахалино-Курильского территориального управления и ФГБУ «Сахалинрыбвод» категорически отказывались даже рассматривать вопрос о необходимости учёта захода производителей в основные базовые реки.

Только на примере р. Найба можно судить о тех объемах кеты, которая должна была быть направлена на переработку, в том числе по программе «Доступная рыба». На 7 октября вылов кеты в акватории р. Найба составил по нашим расчетам порядка 1000 тонн. Плюс (по максимуму) 200-250 тонн на закладку икры. Итого, изъято кеты из реки Найба – 1250 тонн. Промысловый возврат кеты в 2015 году, определенный ФГБНУ «СахНИРО» – более 3000 тонн. Фактически ежегодный возврат всегда составлял больше тех значений, что дает наука. Полагаем, что даже на примере реки Найба общественность и население Сахалинской области должны понимать – куда делись порядка 2000 тонн кеты, зашедшей в р. Найба?

Не касаясь вопросов браконьерства, тем не менее, полагаем, что позиция, занимаемая правительством Сахалинской области в области регулирования промысла тихоокеанских лососей, вызывает определенное непонимание со стороны рыбацкой общественности и, в частности, по отношению к предприятиям, участвующим в социальной программе «Доступная рыба».

С уважением

С. СЕНЬКО, председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области».

КЕТА НАПРАВО, КЕТА НАЛЕВО

Приведенное выше письмо направлено главе региона 8 октября, а буквально днем ранее от занимаемой должности был освобожден начальник Сахалинрыбвода Николай Литвин, проработавший на этом посту всего-то около восьми месяцев. Официальная формулировка приказа по Росрыболовству нейтральна – в связи с прекращением трудовых отношений. Однако некоторые факты заставляют взглянуть на это увольнение под весьма острым углом. Эти самые факты вызывают ряд вопросов не только у членов рыбацкой ассоциации.

Одним из предвыборных китов кандидата в губернаторы Сахалинской области О.Н.Кожемяко стал проект «Доступная рыба», широко поддержанный сахалинцами и курильчанами. Поставленные в проекте цели и задачи полностью одобряет и приветствует редакция «Рыбака Сахалина», являясь здесь полным сторонником главы региона.

Пожалуй, лишне говорить о крайне неудачной горбушевой и весьма напряженной кетовой путинах на Сахалине и Курилах. Цены на лососевые поползли вверх. Так, стоимость потрошеной кеты на выходе с предприятия превышала 50-70 рублей. И шла она нарасхват.

А теперь внимание: часть покупателей могла приобрести кету потрошеную с нерестовыми изменениями за фантастическую по нынешним временам цену – 16 рублей 96 копеек за килограмм без учета НДС. Икра кеты непригодная для рыбоводных целей (не зрелая) предлагалась за 529 рублей 91 копейку за килограмм также без учета НДС. И пусть несведущего читателя не смущают «нерестовые изменения» и «незрелая икра» – и то, и другое с успехом и высокой отдачей идет на переработку, получение качественной продукции. Да и на жареху-уху эта кета вполне «кондишен», по крайней мере, браконьеры предлагают землякам добытую в реках рыбу не лучшего качества. Где можно было купить такую кету и икру? На рыбоводных заводах ФГБУ «Сахалинрыбвод». А прейскурант таких смехотворных цен, по имеющейся информации, утвердил приказом от 20.08.2015 и.о. начальника управления П.В. Саврыга. Только вот тщетно искать среди покупателей островные предприятия, остро нуждающиеся в сырье, к примеру, те же ООО «Янтарное» и «СПТК», перед которыми стоит задача выжить, не выставить на улицу сотни своих работников. Не значатся среди покупателей богоугодные и образовательные учреждения – дома престарелых и инвалидов, интернаты, школы и т.д. Наконец, не зафиксировано случаев реализации по сверхщадящим ценам кеты на рынках городов и весей Сахалина. Рыба «уплыла».

Сколько было получено потрошенной кеты на 10 государственных островных ЛРЗ при закладке икры? По грубым подсчетам, цифра может колебаться от 700 до 1000 тонн. Впрочем, не исключено, что это может оказаться лишь честью «айсберга».

Был ли такой поворот событий для регионального правительства и Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства неожиданностью? 30 июля с.г. в «Рыбаке Сахалина» была опубликована статья под весьма говорящим заголовком «Зачем начальнику Сахалинрыбвода тысячи тонн кеты?» В ней шла речь о письме руководителя ФГБУ «Сахалинрыбвод» Н. Литвина главе региона. В послании, в частности, отмечалось «Что касается пользователей речных рыбопромысловых участков, то приоритетность в решении вопросов по изъятию излишней рыбы, заполнению нерестилищ и отлову производителей на инкубацию всегда должна оставаться за бассейновым учреждением».

Как отмечал автор статьи, контрольные слова здесь – изъятие излишней рыбы. В том письме Н. Литвин выдвинул ряд предложений, которые были подвергнуты в материале серьезнейшей критике, по большому счету, разбиты в пух и прах. Наконец, приведем концовку материала.

«А что собирается делать Сахалинрыбвод с тысячами тонн кеты и сотнями тонн полученной из неё икры? Сам будет торговать или поручит это каким-то «своим» компаниям? Можно, конечно, согласиться, если всё добытое рыбоводами пойдёт на аукцион – кто больше даст, тот и купит.

А я, оценивая всю эту ситуацию, вспомнил вдруг известного многим бывшего руководителя СКТУ Олега Бенденко. Неужели кто-то жаждет повторить его судьбу?»

Однако на критическое выступление «Рыбака Сахалина» реакции не последовало. Острый сигнал не заметили или сделали вид, что не заметили?

Тем временем потрошеная кета и икра на аукцион пока не пошли, не было заявок от Сахалинрыбвода на электронную рыбную биржу.

Огромная масса продукции, образно говоря, проплыло мимо ПСО – точнее его продовольственного блока, курируемого И. Быстровым. Кстати сказать, большинство заседаний областной анадромной комиссии проходило под его председательством. И складывающейся на путине обстановкой Игорь Михайлович владел в полном объеме. Остается сожалеть, что кета потрошеная с рыбоводных заводов выпала из поля зрения руководителя и его подчиненных. А в рамках реализации проекта «Доступная рыба» этот «довесок» был бы совсем не лишним.

Очень смешные цены на кету потрошеную прошли и мимо руководителя СКТУ А.А. Таратенко, которое по раскладке Росрыболовства курирует Сахалинрыбвод. Понятно, что Александр Александрович в островной области живет недавно, лососеводство дело для него новое, но у него есть заместители и штат специалистов. Могли бы и подсказать...

В уже упоминавшемся письме губернатору Н. Литвин выдвигал целый ряд предложений, реализация которых, по его утверждению, должны были дать «моментальный (?) эффект и позволит заводам выполнять государственный заказ без стрессовых ситуаций, а также дополнительных финансовых затрат на перевозки производителей и оплодотворённой икры, что положительно скажется на себестоимости выпускаемой молоди и, как следствие, снижении финансовой нагрузки на федеральный бюджет».

Пришли же к тому, к чему пришли. Сейчас на ЛРЗ Сахалинрыбвода сложилась если не драматическая, то весьма острая ситуация – объемы искусственного воспроизводства значительно снизились, а на ряде предприятий под угрозой выполнение заданий по закладке икры. На наш взгляд, причины не только в уменьшении финансирования из федерального бюджета, но и в фактическом отказе ФГБУ «Сахалинрыбвод» использовать имеющиеся внебюджетные средства для обеспечения работы с максимальным использованием производственных мощностей. Про кету за бесценок мы уже говорили. Материальную помощь рыбоводам могли бы оказать серьезные сахалинские рыбопромышленники. Уж кто, если не они, в первую очередь, заинтересованы в сохранении рыбных богатств островного края. Ибо намерены вести свой бизнес в нем не год-два, а еще долгие и долгие годы. Но поддержку заводам они готовы оказать не в рамках безвозмездной благотворительности, а на определенных договорных условиях, устраивающих обе стороны. Только вот к рыбопромышленникам по этому поводу никто не обращался.

К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени Росрыболовством не выполнены поручения президента и правительства РФ по снижению затрат государства на содержание заводов ФГБУ «Сахалинрыбвод» и передачи этих ЛРЗ частным компаниям. Лишне говорить, что значительное снижение объемов воспроизводства приведет к снижению уловов в последующие годы, в конце концов, негативно скажется на продовольственной безопасности России.

Каких дров наломал Николай Валентинович Литвин – только предстоит разобраться. Но очень хотелось знать: понесет ли какую-нибудь ответственность тот, кто рекомендовал его на столь ответственную должность. Надежда, что Росрыболовство откажется от практики засылки на места руководителями случайно подвернувшихся или рекомендованных «по знакомству» людей, пока не умерла.

Редакция «Рыбака Сахалина» готова продолжить начатый разговор в будущих выпусках газеты, предоставив возможность высказать свою точку зрения представителям регионального правительства, территориальных подразделений Росрыболовства и самого федерального агентства, наконец, активистам островной организации ОНФ.

И ещё. Свои ошибки надо признавать, ничего в том зазорного нет. К примеру, в прошлом номере «Рыбака Сахалина» в заметке «Н. Литвин уволен» неверно указано имя исполнявшей обязанности начальника Сахалинрыбвода госпожи Рудаковой. Приносим и Галине Степановне, и читателям газеты наши извинения. Автор заметки предупрежден, лишен гонорара.

«Рыбак Сахалина» № 41 от 15 октября 2015 г.