Амур под Охраной
В этом году «красная» путина для рыбаков Хабаровского края оказалась самой успешной за последние 25 лет. Высокие уловы – а это более 86 тыс. тонн лосося – показали предприятия, которые работают и в море, и на речных участках. Сами хабаровчане уверены: такие результаты стали возможны во многом благодаря большой совместной работе по охране водных биоресурсов Амура и нетривиальному подходу к ее организации.
Лосось и осетр дошли до нерестилищ
Статистика Росрыболовства по рыбоохранным мероприятиям на Амуре – 7290 нарушений законодательства в области рыболовства за девять месяцев 2016 года. В том числе за период лососевой путины инспекторы Амурского теруправления пресекли свыше 2630 нарушений – это на 17% выше показателя за аналогичный период 2015 года. Число нарушений с признаками уголовных деяний за время «красной» путины и вовсе выросло в сравнении с прошлым годом почти на 103%, значительно повысились объемы изъятых у браконьеров уловов (+17,6%) и незаконных орудий лова (+26,7%).
Но самыми яркими показателями эффективности рыбоохранных мероприятий на центральной реке Дальнего Востока стали подходы лосося и осетра, которые впечатляли не только по объемам, но и по дальности заплыва.
Так, в первой декаде октября руководство Амурского ТУ Росрыболовства и сотрудники оперативного отдела рыбоохраны совместно с представителями добывающих предприятий края провели авиаоблет верховий Амура – для кеты амурской (осенней) это конечный пункт в нерестовом маршруте. К приятному удивлению участников рейда красная рыба была замечена даже в самых верхних притоках реки Тунгуска, пройдя только по рекам Хабаровского края более 1000 км опасного пути. Еще в начале 2000-х годов тунгусская популяция кеты считалась практически утраченной, и потребовалось приложить большие усилия по ее охране и восстановлению, чтобы вернуть рыбу в реку с довольно густо заселенными берегами.
Другой пример – результаты работы Амуррыбвода по пополнению ремонтно-маточного стада осетровых. Промышленный лов этого вида в Хабаровском крае не ведется, амурского осетра разрешено добывать только для целей науки и воспроизводства. Причем раньше производителей приходилось отлавливать в устье Амура и судном доставлять вверх по реке, где расположены рыбоводные заводы, – своим ходом ценная рыба туда просто не добиралась. В этом году специалистам Амуррыбвода предложили провести рыбалку в целях воспроизводства неподалеку от завода, в 750 км от устья реки, и эксперимент удался: всего за неделю рыбоводы выловили необходимое количество осетров. Это была зрелая, здоровая рыба, которая благополучно прошла сотни километров пути, не попала в браконьерские сети и не лишилась икры.
Такие результаты – не чудо природы. Это итог планомерной, комплексной, продуманной работы, которую третий год подряд в Хабаровском крае совместно проводят региональные и федеральные органы власти, в том числе контрольные ведомства России и Китая, рыбопромышленные предприятия и наука.
В условиях повышенного сопротивления
Охранные мероприятия проходят в течение года в четыре фазы. Первая – с мая по июнь – это охрана осетровых видов рыб на всем протяжении реки, от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска. Вторая фаза – это охрана летних лососей: горбуши, летней кеты, которые заходят недалеко в Амур и малые реки. Третья – охрана осенней кеты, которая устремляется высоко по центральной реке и доходит фактически до Китая. И, наконец, четвертая фаза – охрана осетровых поздней осенью в Амуре, а зимой – в устье и лимане Амура, их привычном ареале обитания.
Таким образом, рыбоохранные мероприятия в Хабаровском крае продолжаются круглый год и охватывают не только 850 км русла Амура, но и сотни километров малых рек, лиман, а также береговую полосу с населенными пунктами и рыбацкими станами, которые зачастую расположены в труднодоступных местах, отрезанных лесами; приграничные территории и сухопутные трассы, по которым уловы направляются дальше по территории России и за рубеж.
Стоит учитывать и то, что нарушителями, чью деятельность приходится пресекать инспекторам рыбоохраны, могут быть и свои же земляки, и жители Поднебесной, которые ко всему прочему нарушают режим госграницы. Ежегодно на реке проводятся совместные рыбоохранные мероприятия с участием инспекторов двух стран, специалисты обмениваются информацией о собственной работе. Но нарушения с участием китайских браконьеров в российской части реки – не редкость. Причем порой рыболовы-нелегалы прибегают к варварским способам добычи, чтобы успеть как можно быстрее собрать максимальный улов и удалиться на свою территорию.
Особая забота правоохранителей – это осетровые браконьеры, которых еще называют «злыми браконьерами»: их промысел сегодня в отличие от лососевого – сверхприбыльный, а потому и сопротивление органам правопорядка нарушители оказывают самое серьезное, вплоть до угроз и нападений на инспекторов.
Рыбоохранный эксперимент
Все эти факторы потребовали пересмотра стандартных схем охраны водных биоресурсов Амура. Как рассказал корреспонденту Fishnews руководитель Амурского теруправления Росрыболовства Сергей Михеев, пришлось пойти на комплексный эксперимент, который за пару лет реализации уже начал доказывать свою эффективность.
«Работу по охране водных биоресурсов на территории края мы осуществляем совместно с УМВД по Хабаровскому краю, погрануправлением ФСБ России, правительством и депутатами края, а также рыбопромышленниками, которые работают в бассейне Амура. И второй год подряд мы реализуем эксперимент по выставлению постов рыбоохраны прямо на воде, в традиционных местах концентрации браконьерства, в первую очередь осетрового», – сообщил Сергей Михеев.
Карта размещения постов составлялась с участием науки: были отмечены основные нерестилища осетровых, а также участки, где рыба испытывает максимальный пресс со стороны браконьеров. Именно здесь при поддержке рыбопромышленников и были размещены посты: катамараны и суда типа «Ярославец», на которых круглосуточно базировались инспекторы.
Такие опорные пункты позволяли оперативно реагировать на информацию о возможных фактах браконьерства, по воде добираться до любых, даже самых труднодоступных участков побережья; осуществлять мониторинг в ночное время и дополнительно обеспечивать безопасность самим инспекторам.
Сохранять высокую эффективность работы рыбоохраны помогает и содействие общественных инспекторов, от которых в том числе поступает информация о фактах браконьерства, незаконного оборота ВБР или готовящихся нарушениях, а также об активности кадровых сотрудников рыбоохраны на местах. Причем, по словам Сергея Михеева, к вопросу отбора претендентов на роль «общественников» в Амурском ТУ также подошли по-новому: теперь люди проходят определенный кастинг, так как желающие добровольно помогать в деле охраны водных биоресурсов как минимум сами должны быть чисты перед законом.
Еще один дополнительный инструмент контроля, которым в этом году смогли воспользоваться хабаровские рыбинспекторы, – это беспилотники. «УМВД по Хабаровскому краю в этом году впервые использовало в своей работе беспилотные летательные аппараты в Николаевске-на-Амуре. Во взаимодействии с коллегами мы смогли получить информацию и для работы нашей рыбоохраны. Сейчас по той же схеме мы работаем с краевым минприроды, которое с использованием беспилотников осуществляет мониторинг лесного массива вблизи рек», – рассказал о полезном опыте руководитель Амурского теруправления Росрыболовства.
Без подмоги не обойтись
Поиск новых способов концентрации сил и средств для осуществления рыбоохранных мероприятий потребовался еще и потому, что работать на таких огромных территориях теруправлению приходится сравнительно малым коллективом – 105 инспекторов на весь Хабаровский край.
«В решении этого вопроса нам оказывает большую поддержку Федеральное агентство по рыболовству, – отметил Сергей Михеев. – Не первый год мы получаем новую, современную технику по отдельной программе по охране осетровых. Так что люди вооружены и укомплектованы как в зимний период, так и в остальное время года на открытой воде. Технической базой помогают и рыбопромышленники. Кроме того, регулярно к нам направляются дополнительные силы и средства из других регионов страны».
В этом году на Охотское побережье было командировано четверо инспекторов из Магаданской области, а в летний период – еще порядка 10 коллег из различных теруправлений европейской части страны. Не первый год хабаровским рыбинспекторам помогают и бойцы отряда «Пиранья» из Москвы. «Такая подмога для нас незаменима, потому что противостояние со стороны браконьеров мы испытываем серьезнейшее», – подчеркнул руководитель Амурского ТУ ФАР.
«Практика командирования инспекторов рыбоохраны из соседних регионов, привлечение общественности, сотрудников силовых ведомств, а также подключение к рейдам оперативного отдела Росрыболовства «Пиранья» в периоды активизации браконьеров, например, во время хода лососевых, доказала свою эффективность, – подтвердил заместитель начальника управления контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству Андрей Гинкель. – Соответственно, в 2017 году планируется продолжить эту комплексную работу по предупреждению и пресечению незаконного промысла».
В перспективе, по информации Росрыболовства, планируется активнее применять и беспилотники, также доказавшие свою действенность.
Охраной дело не ограничивается
В конце июля в рамках визита в Хабаровский край руководитель Росрыболовства Илья Шестаков лично принял участие в одном из авиаоблетов Амура, от Хабаровска до устьевой части реки. Целый день глава отрасли посвятил осмотру территорий, подконтрольных Амурскому теруправлению, и лично оценил масштабы той работы, которая требуется для охраны рыбных ресурсов края.
«На Амуре ресурсов пока достаточно, что показывает промысловая картина последних лет и особенно этого года. Это стало возможным благодаря постоянным мероприятиям, проводимым совместно различными ведомствами и ответственными рыбопромышленниками. Но территории очень велики, и мы понимаем: чтобы поддерживать изъятие на таком уровне, необходимо очень серьезно заниматься охраной и воспроизводством водных биоресурсов, – прокомментировал ситуацию зампредседателя правительства края – министр природных ресурсов Александр Ермолин. – К сожалению, собственных ресурсов у рыбоохраны пока недостаточно. Все эти вопросы мы обсуждали с руководителем Росрыболовства Ильей Васильевичем Шестаковым – он тоже видит проблему и разделяет общее мнение о необходимости привлечения дополнительных сил на охрану бассейна Амура».
В территориальном управлении настроены продолжать эксперимент по охране Амура и уже сегодня планируют дальнейшие шаги по улучшению общей ситуации в крае.
«Рыбоохрана не начинается и не заканчивается инспектором на катере: мероприятия по охране водных биоресурсов – это большой комплекс, который требует решения целого ряда серьезных вопросов», – отмечает руководитель теруправления ФАР. По его словам, сюда относятся и серьезнейшие проблемы социальной сферы (занятость местного населения, которое пока не видит альтернативы браконьерскому промыслу); и обеспечение прозрачности оборота рыбопродукции на всех этапах; и работа по охране мест естественного воспроизводства лососей и осетров, в том числе от косвенного воздействия добывающих отраслей.
«Если все эти компоненты начнут работать, то роль инспекторов рыбоохраны на воде и отношение населения к их службе будут совершенно другими», – уверен Сергей Михеев.
Горячая пора лососевой путины позади. Но рыбоохрана на Амуре не снижает своей активности. Сами рыбаки, которые помогают государству в этом деле, уверены: среди крупнейших рек России такой богатой, как Амур, больше нет. Это результат общей работы, который необходимо сохранить и преумножить. А для этого достаточно направлять все усилия на сохранение того, что уже есть, и не увеличивать нагрузку на ресурсы. Ведь природный баланс – хрупкая, но самая полноценная система, которую должен беречь человек.
Наталья СЫЧЕВА, Fishnews
Ноябрь 2016 г.