Приказ Минсельхоза № 462 нужно серьезно пересмотреть
Александр ФОМИН, Президент ВАРПЭВ приказ Министерства сельского хозяйства от 13 октября 2008 г. № 462 «Об утверждении Правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры» предложено внести изменения: предусмотреть обязанность уполномоченного должностного лица по требованию владельца рыбопродукции предоставлять письменное обоснование отправки товара на дополнительные лабораторные исследования. Но такое дополнение не поможет в устранении избыточных административных барьеров. Сам приказ нуждается в коренной переработке.
Как указано в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта приказа, основанием для его разработки является исполнение поручений Президента РФ от 22 декабря 2013 г. № Пр-3009 и от 3 июня 2014 г. № Пр-1253 о мерах по совершенствованию системы ветеринарного контроля в части снижения административных барьеров в рыбной отрасли. Эта проблема, действительно, актуальна. Существующая система предполагает тотальный контроль рыбопродукции без учета существующих рисков в части ее ветеринарной безопасности. Как следует из сводного отчета, цель предлагаемого регулирования заключается в устранении проведения необоснованных лабораторных исследований при осуществлении ветеринарно-санитарной экспертизы водных биоресурсов, добытых в безопасных районах промысла, а также в устранении избыточных административных барьеров в рыбной отрасли. Предложено ввести обязанность должностного лица, направившего морскую рыбу или икру на дополнительные лабораторные исследования, предоставлять письменное обоснование принятого решения, которое может быть обжаловано в установленном порядке.
Но этот путь не соотносится с решением проблемы. Даже если не вносить эту норму в приказ, владелец продукции вправе обжаловать решение о направлении на исследования в установленном порядке вплоть до суда. Однако доказать свою правоту он не сможет из-за отсутствия правил и регламента принятия решения о направлении рыбопродукции на дополнительные лабораторные исследования.
В целях обеспечения санитарной безопасности при ведении международной торговли водными животными (земноводными, ракообразными, рыбой и моллюсками) и продуктами из них Международным эпизоотическим бюро (членом которой является и Россия) разработаны международные стандарты, отраженные в Ветеринарно-санитарном кодексе водных животных. Он рекомендует компетентным органам опираться в своих санитарных мерах при импорте на международные стандарты, указания и рекомендации МЭБ. Меры против возбудителей болезней должны базироваться на научной оценке потенциальных рисков для здоровья. Кодексом принято, что в случае если продукция подвергнута тепловой переработке (в том числе замораживанию), риски заноса болезней исключены. Компетентные органы иностранных государств не проводят ветеринарно-санитарную экспертизу и лабораторные исследования рыбопродукции, подвергнутой термической обработке, поскольку такая обработка исключает риски заноса болезней. Большая часть отечественной рыбопродукции выпускается в мороженом виде, что делает невозможным сохранение возбудителей болезней водных животных. Потенциальные риски распространяются на узкий сегмент рынка – это живая или охлажденная рыба. А значит, не имеют смысла лабораторные исследования каждой партии выпускаемой рыбопродукции. За многолетнюю практику осуществления ветеринарного контроля не отмечено случаев выявления возбудителей болезней в мороженой рыбной продукции.
Эти обстоятельства и рекомендации кодекса должны быть учтены в приказе Минсельхоза. Лабораторный контроль должен проводиться только в отношении живых и охлажденных водных животных.
Правовой акт, в который предложено внести изменения, затрагивает деятельность около 6 тыс. предприятий, осуществляющих промысел рыбы в море и ее переработку путем разделки и замораживания – а это более 90% всего вылова и производства рыбопродукции. Обязательность лабораторных исследований при осуществлении ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении такой продукции приводит к увеличению сроков оформления от 3 до 12 дней (а это потери производственного времени) и росту финансовых затрат, связанных с лабораторными анализами, а также косвенных затрат, связанных с простоем флота, арендой холодильных мощностей для хранения товара и др. Суммарные затраты только по Дальневосточному бассейну составляют около 3,5 млрд. рублей.
Формулировка пункта 3 правил ветеринарно-санитарной экспертизы: «в случае возникновения сомнения в безопасности рыбы или икры» - слишком неконкретна и расплывчата, что позволяет ее трактовать в пользу должностного лица. Органолептические признаки безопасности рыбопродукции также далеки от конкретики. Субъективные показатели невозможно оспорить и тем более доказать в суде. Но даже если решение должностного лица начать оспаривать «в установленном порядке», это потребует гораздо большего времени, чем сроки лабораторных исследований. На практике никто с этим связываться не будет – проще дать взятку для ускорения процесса.
Отсутствие четкого порядка действий должностного лица при принятии решения о проведении лабораторных исследований в отношении морских рыб и икры сохраняет коррупциогенность этой сферы государственного контроля и надзора.
И внесение дополнительной нормы о возможности представления письменного обоснования решения, принятого должностным лицом о направлении морской рыбы и икры на дополнительные лабораторные исследования, никак не защищает рыбаков.
Александр Фомин, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров
Fishnews
Сентябрь 2014 г.